За последние годы Китай достиг серьезных успехов в создании беспилотных ударных систем. Фото Reuters
Китай вместе с США и Израилем входит в тройку стран с наиболее высоким уровнем развития военных роботов. Их созданием занимаются как государственные корпорации и институты (университеты), так и частные компании.
БЕСПИЛОТНИКИ НА ВСЕ ВКУСЫ
В классе микробеспилотников у Китая есть БПЛА серии LT, а также ASN-211. К мини-беспилотникам относятся БПЛА серии AW, ASN-15, ASN-213, СН-802, TF-1D и др. К БПЛА малого и ближнего радиуса действия относятся СН-803, ASN-212, ASN-216, ASN-217, W-30, БПЛА серий Z и SH, М-22, SVU-200, V-750. К БПЛА среднего радиуса относятся ASN-104/105, ASN-206, ASN-209, ASN-215, ASN-207, W-50, а также БПЛА серий PW и СН. БПЛА дальнего радиуса – это BZK-005, ASN-229A, WJ-600, WZ-5, «Сянлун», «Вин Лун».
Кроме того, в БПЛА переоборудуется часть устаревших истребителей J-6 и J-7. Они предназначены в первую очередь для прорыва ПВО путем поражения ЗРК противника (возможно, в стиле «камикадзе») и истощения их боекомплекта.
Из-за внешнего сходства считается, что многие китайские БПЛА имеют американские прототипы. Например, для СН-4 и BZK-005 – MQ-1 «Предатор», для «Вин Луна» – МQ-9 «Рипер», для «Сянлуна» – RQ-4 «Глобал Хок». Но внешнее сходство необязательно означает прямое копирование (американский бомбардировщик В-1В и советский Ту-160 очень похожи внешне, но не копии друг друга). Но и исключать копирование нельзя, поскольку военный и промышленный шпионаж в КНР развит хорошо. БПЛА WZ-5 точно был скопирован с американского «Файрби», сбитого во Вьетнаме.
Больше всего в НОАК БПЛА серии ASN различной дальности. Практически все они создавались как разведывательные. Наиболее современным является ASN-229А. Он предназначен для разведки и РЭБ, но может нести две сверхзвуковые (1,1М) ПТУР с лазерным наведением AR-1 (весом по 50 кг). Дальность полета – до 2 тыс. км, крейсерская скорость – 180 км/ч, потолок – до 10 км.
Стоит отметить и экспериментальный махолет ASN-211 (летящий подобно птице за счет взмахов крыльев). БПЛА серии ASN почти не экспортировались, лишь в Египте произведено по лицензии 12 или 18 ASN-209.
СН – другая массовая серия. СН-1 и СН-2 были чисто разведывательными, СН-3 стал первым боевым (хотя все китайские боевые БПЛА могут решать задачи разведки, связи и РЭБ). Он может нести две ПТУР AR-1 или две УАБ FT-5 (до 100 кг). Но дальность его полета составляет лишь 200 км (в пределах прямой радиовидимости с пункта управления), максимальная скорость – 260 км/ч, потолок – 6 км. Покупателями СН-3 стали Пакистан, Мьянма, Туркмения.
У СН-4 дальность полета выросла до 2 тыс. км (за счет спутниковой связи), потолок – до 7 км. Есть разведывательная (СН-4А) и боевая (СН-4В) модификации, а также высотный (до 20 км) разведчик СН-Т4. СН-4В имеет не два, а четыре узла подвески оружия. В ВВС НОАК имеется до 300 СН-3 и СН-4. Покупателями СН-4 стали Саудовская Аравия, Иордания, Ирак. Как СН-3, так и СН-4 приобретены Алжиром и Нигерией.
Создан и начал поступать в войска БПЛА СН-5, несущий более широкую номенклатуру вооружения. В частности, это ПТУР AR-2 (более дешевые, чем AR-1), УАБ FT-9.
Все БПЛА серии СН оснащены поршневыми двигателями, поэтому скорость их невысока.
НОВЕЙШИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
Разрабатываемый ударный СН-7 будет иметь реактивный двигатель. Созданы также малоразмерный (9 кг) ударный СН-901 (действует в стиле «камикадзе», может запускаться с автомобиля в составе «роя»), средней дальности СН-91 и СН-92, конвертоплан СН-10. Первым покупателем СН-92 стала Сербия.
Экспортные БПЛА серии СН применяются в боях на Ближнем Востоке и в Африке. Саудовская Аравия уже потеряла семь-восемь СН-4В (все в Йемене), Нигерия – один СН-3.
Реактивный боевой WJ-60 создан на основе ПКР С-602. Скорость превышает 700 км/ч, дальность – более 2 тыс. км, имеет два узла подвески вооружения. Экспортировался в Туркмению.
Реактивный разведывательно-ударный БПЛА WJ-700 по своим ТТХ и внешнему виду напоминает американский БПЛА RQ-4. Продолжительность его полета должна составить не менее 20 ч.
БПЛА «Вин Лун» (также известен как «Илун» и «Птеродактиль») по назначению и ТТХ сходен с СН-4, но имеет дальность полета не менее 4 тыс. км. Экспортировался в Саудовскую Аравию и ОАЭ (их суммарные потери в Йемене и Ливии составили не менее 13 «Вин Лунов»), Пакистан, Казахстан, Египет, Нигерию, Узбекистан и Индонезию.
Многоцелевой «Юньин» с боевым радиусом 250 км – первый китайский беспилотник, построенный по технологии «стелс». Боевая нагрузка 400 кг на шести узлах подвески. По аналогичной технологии сделан GJ-11, имеющий боевую нагрузку до 2 т, радиус – до 2 тыс. км при максимальной скорости до 900 км/ч.
«Сянлун» имеет сложную аэродинамическую схему. Может находиться в воздухе не менее суток, дальность – не менее 7 тыс. км, потолок – до 20 км, скорость – до 700 км/ч. Главной его задачей является стратегическая разведка, а также, видимо, наведение на цели (крупные надводные корабли) единственной в мире баллистической ПКР DF-21D дальностью более 2 тыс. км. Он может из китайского воздушного пространства контролировать обстановку сразу на всем Корейском полуострове или на всем Тайване. Для дальней разведки используется и BZK-005. Он, в частности, осуществляет контроль надводной обстановки вокруг Тайваня.
БПЛА вертолетного типа (SVU-200, V-750, CR-500, М-22 и др.) предназначены для ведения разведки и РЭБ, а также для поражения целей в ближней зоне. Могут использоваться на кораблях ВМС НОАК. Созданы образцы БПЛА ближней зоны, оснащенные стрелковым оружием.
На стадии разработки находится малозаметный БПЛА «Тянь Юн», внешне похожий на американский RQ-170 «Сентинел». Вероятно копирование, поскольку образец «Сентинела» был захвачен Ираном.
Создается семейство малозаметных разведывательно-ударных БПЛА AVIC 601-S. Проходит испытания один из его представителей «Лицзянь». Дальность – не менее 4 тыс. км, потолок – 12 км, максимальная скорость – не менее 900 км/ч, боевая нагрузка – 1,8 т. БПЛА данного семейства (например, сверхзвуковой истребитель «Аньцзян») не имеют аналогов в других странах даже на уровне концепций. Впрочем, пока они не доведены до серийного производства.
В 2019 году испытан беспилотный вариант транспортного самолета Y-5 (копия советского Ан-2), используемый по прямому назначению – для доставки грузов.
БОЕВОЙ РОЙ
Первым в мире Китай претворяет в жизнь концепцию роя боевых БПЛА-мультикоптеров. Она подразумевает возможность нанесения группового удара по противнику при различных конфигурациях роя, причем рой имеет очень высокие гибкость применения и степень выживаемости. В состав роя будут входить БПЛА с четырьмя (МR40) или шестью (МR150) винтами, каждый беспилотник несет средства разведки (включая РЛС) и авиационные боеприпасы (УР, НУРС, УАБ, РПГ, стрелковое оружие). Рассматривается возможность применения ракет «воздух-воздух», в первую очередь против других БПЛА и вертолетов. Рой мультикоптеров может действовать в сетецентрической среде. Радиус его действия – примерно 30 км, внутри этого радиуса практически гарантированно уничтожаются цели любого типа, подвижные и стационарные.
Рой БПЛА может создавать разведывательно-ударный комплекс, в составе которого на шасси бронеавтомобиля размещена ПУ на 12 БПЛА: четыре разведывательных «Сула-30» (находится в воздухе 1 час) и восемь «камикадзе» «Сула-89» с 2-кг БЧ.
ВПК КНР имеет огромные производственные мощности, что позволяет производить освоенные образцы техники практически в любых количествах. Производить БПЛА также могут частные компании. Это позволит НОАК иметь тысячи, даже десятки тысяч только боевых БПЛА (гораздо дешевле западных аналогов), что обеспечит прорыв любой ПВО потенциального противника.
В Китае работают над упрощением и автоматизацией управления БПЛА. Управлять ими смогут люди, негодные к строевой службе, зато хорошо владеющие компьютером. Всё большее количество функций БПЛА смогут выполнять автономно (включая взлет и посадку). Это позволит одному оператору управлять несколькими БПЛА.
В дальнейшем это приведет к широкому использованию элементов искусственного интеллекта вплоть до создания полностью автономных боевых систем. С высокой вероятностью в ближайшие десятилетия Китай выйдет на передовые позиции в мире по их созданию.
ЛАЗЕР И ПИСТОЛЕТ
Китай входит и в число лидеров по разработке систем борьбы с БПЛА. Наиболее эффективными средствами такой борьбы китайские ученые и инженеры считают лазеры и средства РЭБ.
Разрабатывается сразу несколько лазерных систем для поражения БПЛА: ZM-87, LW-30, LAG-2. Дальность поражения ими малоразмерной (менее 1 м) низкоскоростной (менее 50 м/с) цели составляет 1–2 км при дальности обнаружения цели РЛС не менее 50 км.
Специфическим средством РЭБ для подавления БПЛА являются антидроновые ружья. Они имеют вид стрелкового оружия и ставят помехи системам навигации и связи на коротких дистанциях.
Антидроновое ружье UAV-D04JA может работать на дистанции до 1 км в течение полутора часов, подавляет сигналы всех навигационных систем (GPS, «Глонасс», «Галилео», «Бэйдоу»). У другого китайского антидронового ружья аккумуляторные батареи меняются как магазины у автомата. Наиболее оригинален антидроновый пистолет «Шензен» дальностью 1,2 км.
НА СУШЕ И НА МОРЕ
Наземные роботы развиваются не так быстро, как БПЛА. Но и здесь тенденция очевидна: машины заменяют людей на поле боя.
Сегодня основными сферами действий роботов считаются РХБЗ, разные виды разведки, борьба с пожарами, минами и взрывными устройствами, транспортировка людей и грузов (включая эвакуацию раненых). Боевые роботы пока используются для решения относительно простых задач, в первую очередь – для охраны объектов. Не решена проблема полностью надежной связи с оператором либо программы автономных действий, гарантирующей, что робот не выйдет из-под контроля. Осуществлять управление наземным роботом сложнее, чем БПЛА: мешают складки местности и малая прямая видимость.
Появление роботов в войсках началось лишь в ХХI веке, поставки их на несколько порядков ниже, чем БПЛА и на порядок ниже, чем поставки морских безэкипажных систем. Наземные роботы гораздо менее выгодны, чем БПЛА, в экономическом плане.
В Китае созданы разведывательные и транспортные роботы «Линьси», «Раптор», «Сноу», «Леопард-10», «Бот», «Шарп Кло». Отметим робот «Да Гоу» («Большая собака»). Это шагающий аппарат биоморфного типа, подобный американскому «Биг Догу». Правда, неясно, принят ли он на вооружение или разделит судьбу американского коллеги (разработка «Биг Дога» закрыта за ненадобностью).
Среди морских систем первыми (еще в прошлом веке) поступили на вооружение противоминные подводные аппараты. В Китае разработаны «Оранжевая акула» с глубиной погружения до 250 м и более универсальный «Ланьшуй», способный погружаться на 2 км.
Появились аппараты с нетрадиционным способом движения. К ним относятся подводные планеры (глайдеры) без электродвигателей и гребных винтов (либо использующие их в качестве запасных). Они передвигаются за счет управления плавучестью благодаря перетеканию жидкости из балластной цистерны в специальную эластичную емкость и наличию стабилизаторов типа самолетных. Аппараты могут достигать глубин в несколько километров и находиться в море месяцами. Основным недостатком глайдеров является низкая скорость (не более трех узлов).
В Китае созданы глайдеры «Хайи» и «Хайянь». Один из вариантов «Хайи» достиг глубины 6,3 км. Несколько таких аппаратов несут постоянное дежурство в Южно-Китайском море. В декабре 2016 года китайцам удалось захватить американский глайдер «Слокум», потом он был возвращен.
Другим направлением развития является создание крупных подводных аппаратов универсального назначения. По сравнению с противоминными они должны иметь повышенные скорость, автономность, дальность плавания и, возможно, нести вооружение. Для полной автономии в системе управления используются элементы искусственного интеллекта. В Китае строятся аппараты серий «Чжишуй» и «Цзинхай». Осенью 2020 года совершил погружение в Марианскую впадину аппарат «Фэньдоучжэ». Все они предназначены в первую очередь для решения разведывательных задач.
Перед надводными безэкипажными аппаратами стоят примерно те же задачи, что и перед подводными – разведка, борьба с минами и с ПЛ противника. Радикальное отличие – в скорости. У подводных она менее 10 узлов, у надводных – выше 20, а иногда превышает 40 узлов.
В Китае разработан аппарат «Си Флай», малый катер скоростью до 45 узлов, может быть вооружен пулеметом и ПТРК, несет малый БПЛА. Схожие ТТХ имеет катер М75 для береговой охраны. Примерно те же размеры имеют аппараты серии М80 для гидрографических исследований в военных и гражданских целях. М80В в 2017 году работал в Антарктиде.
Более крупные размеры (длина 15 м, водоизмещение 20 т) имеет катер JARI-USV. Он оснащен 30-мм пушкой, торпедным аппаратом и УВП для восьми ракет. Разрабатывается ряд еще более крупных безэкипажных катеров и кораблей для различных задач, в первую очередь – ПЛО. Безэкипажный тримаран D3000 несет четыре 30-мм пушки Туре 730, торпедные аппараты и ПУ различных ракет.
В мае 2018 года в Южно-Китайском море продемонстрировали действия «стаи» из 56 безэкипажных катеров (очевидно, типа «Си Флай»). Они осуществляли сложное совместное маневрирование. В США подобные действия осуществляли всего четыре безэкипажных катера.
СМЕНА ПАРАДИГМЫ
В 1979 году Китай воевал против Вьетнама методом «людских волн» («В чем коварство восточного «партнера» Москвы», «НВО», 13.04.18). Фактор собственных потерь не имел для командования НОАК и руководства КНР никакого значения.
Но роботы идут в армию именно для того, чтобы снизить людские потери. То, что Китай оказался одним из мировых лидеров в их разработке, – удивительный парадокс. Которому, впрочем, есть практические объяснения.
Во-первых, благодаря экономическим реформам Китай добился колоссального научно-технического прогресса. Теперь ему по плечу самые передовые разработки. Во-вторых, радикально изменилось китайское общество. НОАК 1979 года представляла собой толпу бессловесных нищих малограмотных крестьян. Ныне НОАК укомплектована хорошо образованными и отлично разбирающимися в современной технике юношами и девушками.
комментарии(0)