0
22524
Газета Вооружения Интернет-версия

20.05.2021 21:42:00

Кому нужны корабли проекта 22160

О рестайлинге голого короля

Александр Иванин

Об авторе: Александр Сергеевич Иванин – военный журналист.

Тэги: россия, флот, проект 22160, модернизация


россия, флот, проект 22160, модернизация Целесообразность модернизации патрульных кораблей вызывает много вопросов у специалистов. Фото с сайта www.kremlin.ru

Генеральный директор Северного проектно-конструкторского бюро (СПКБ) Андрей Дьячков заявил недавно в интервью ТАСС, что если у российского ВСФ «появится потребность в наличии дополнительного количества кораблей проекта 22160» и для них определят дополнительные задачи, то «будет проведен рестайлинг проекта, корабль получит новые возможности».

Акцентируем внимание на заграничном словечке «рестайлинг». Оно постепенно перетаскивается в широкий обиход из лексики зарубежного автомобилестроения и означает не грубый тюнинг, а смену стиля – изменение экстерьера и интерьера машины, впрочем, без глубокой модернизации. Другими словами, это поверхностное обновление.

Касательно патрульных кораблей проекта 22160 нельзя не сказать в адрес СПКБ и заказчика: «Пожалуйста, не надо их рестайлинга!» И вот почему.

ГОЛУБИНАЯ СТАЯ

За патрульными кораблями проекта 22160 среди острых на язык моряков закрепилась слава «голубей мира» из-за их чрезвычайно низкой боевой эффективности.

Каким же образом они попали на флот? Это весьма занимательная история.

Все началось с того, что морским частям Федеральной пограничной службы (ныне – Береговая охрана Пограничной службы ФСБ РФ) потребовался новый сторожевой корабль для охраны территориальных вод взамен устаревших. Был объявлен тендер. В нем по всем показателям лидировал ПСКР не Северного ПКБ. Однако, к всеобщему удивлению, в 2006 году победителем был объявлен проект 22460 «Охотник» разработки СПКБ.

Почему так получилось? Позволим предположить, что свою роль сыграл административный ресурс. Северное ПКБ возглавлял тогда Юрий Яров – бывший председатель Леноблисполкома, председатель Леноблсовета, зам. председателя Верховного совета РСФСР, зам. председателя правительства РФ, первый зам. руководителя администрации президента РФ, исполнительный секретарь СНГ.

Когда госсоветника РФ первого класса в 2004 году назначили генеральным директором СПКБ, сотрудники бюро схватились за головы. Как может инженер-химик руководить судостроительным предприятием? И ошиблись. И не потому, что у Ярова имеется второй диплом организатора промышленного производства, который он получил в Ленинградском инженерно-экономическом институте. А потому, что Юрий Федорович досконально знает все рычаги, штурвалы, педали, клавиши, винтики и маленькие кнопочки государственного механизма. Несомненно, именно эти инструменты позволили проекту 22460 неожиданно выиграть тендер пограничников.

Более того, создателей «Охотника» удостоили Государственной премии РФ. Хотя корабли этого типа так и не смогли достичь контрактной 30-узловой скорости хода, а встречная волна заливает их чуть ли не по стекла ходовой рубки. Эти 630-тонные ПСКР имеют вертолетную палубу и по идее располагают телескопическим ангаром для вертолетов Ка-226 или «Ансат». Но винтокрылые машины редко появляются на сторожевиках. На волне они прыгают, как теннисные мячики на корте. Посадка и взлет возможны только при штилевой погоде. В результате Береговая охрана ограничилась приобретением серии в 14 единиц вместо планировавшихся 30.

Юрий Яров руководил СПКБ до 2007 года, а потом перебрался в кресло генерального директора создававшейся тогда Объединенной судостроительной корпорации. В котором, впрочем, удержался меньше года. Но, думается, даже став пенсионером, госсоветник первого класса продолжал оказывать по мере сил и возможностей помощь Северному ПКБ.

Тем паче что бюро в ней нуждалось. Без административной поддержки оно проиграло тендер Береговой охраны на пограничный сторожевой корабль 1-го ранга, то есть океанской зоны. Проект 22160 оказался не у дел. А что, если предложить его ВМФ?

В июле 2013 года тогдашний главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков оказался с официальным визитом в США. В Пентагоне его радушно встретил тогдашний начальник военно-морских операций, то есть главком ВМС Соединенных Штатов адмирал Джонатан Гринерт. Он продемонстрировал своему российскому коллеге модели разных американских боевых кораблей и без утайки рассказал об их достоинствах. Особое внимание гостя он обратил на литоральные боевые корабли (ЛБК), которые, обладая высокой скоростью хода, несут разнообразное сменное модульное вооружение в контейнерах.

К тому времени ВМС США уже, что называется, нахлебались литоральными боевыми кораблями. С модулями дело не заладилось. К слову, проблемы с ними не решены до сих пор. Построенные корабли, а это уже 24 единицы водоизмещением под 3000 т, несут преимущественно лишь 57-мм автоматическую пушку, ЗРК обороны ближнего рубежа RAM и вертолет.

И это при стоимости около 600 млн долл. за каждый ЛБК. Не случайно адмирал Гринерт, правда, уже после ухода в отставку, сказал, что никогда бы не послал литоральные корабли в бой, поскольку в нем они обречены на гибель.

А вот Виктору Чиркову ЛБК запали в душу. И, вернувшись на Родину, он стал горячим сторонником проекта 22160, разработчики которого обещали и модульность и все остальное. Они, правда, не обещали 45-узловую скорость, а только 30-узловую. Но зато в контейнерах в подпалубном пространстве намеревались размещать крылатые ракеты «Калибр-НК» или ПКР «Уран».

Виктор Чирков в пользу модульных кораблей даже пожертвовал корветами охраны водного района, тендер на строительство которых в последний момент отменил. В итоге ВМФ заказал шесть патрульных кораблей (ПК) проекта 22160.

ПОВЕРХНОСТНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ

Официально заявляется, что корабли этого типа предназначены для несения патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200-мильной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время. А в военное – охранения кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника.

То есть перечисляются задачи, которые призваны выполнять пограничные сторожевые корабли 1-го ранга. Одним словом, не мытьем, так катаньем Северное ПКБ всучило ВМФ свой проект, забракованный Береговой охраной.

При полном водоизмещении 1700 т, длине 94 м, ширине 14 м и осадке 4 м ПК проекта 22160 должны развивать максимальную 27-узловую скорость хода. Для достижения скоростных характеристик корпус сделали с обводами «глубокое V». Однако такое решение привело не к увеличению, а к снижению скорости до 22 узлов. При этом мореходные качества ухудшились.

Эксперименты с корпусами бригады конструкторов, занимающихся созданием непрофильных для бюро проектов, до добра не доводят. Так случилось с ПК проекта 22160, ПСКР проекта 22460, а еще ранее с малым ракетным корветом ПС-500 водоизмещением 520 т, разработанным специально для ВМС Вьетнама. С ним вообще случился невиданный скандал.

Спущенный на воду в 1999 году на верфи в Хошимине корвет просто не смог выходить в море. Он не слушался руля и грозил нырнуть под воду. В течение многих лет корабль стоял у стенки, пока в СПКБ думали, как устранить недостатки. Решение, кажется, нашли. И теперь ПС-500 покидает базу, но удаляется от нее недалеко. Так, на всякий случай.

Не порадовал «инновационный» модульный патрульный корабль с водоизмещением эсминцев Второй мировой и своей вооруженностью. Его главный калибр – универсальная 76-мм автоматическая пушка АК-176МА. Хорошая система, но она одна. Еще есть два крупнокалиберных пулемета и два противодиверсионных гранатомета, а также 8 ПЗРК «Игла-С» или «Верба».

Предусмотрено место для базирования вертолета. Но постоянно он на ПК «не живет». В корме имеется слип, через который в чрево корабля может заходить бронированная десантно-штурмовая лодка (ДШЛ) проекта 02800. Но и с ней все непросто. Принимать и спускать ДШЛ патрульный корабль способен при волнении не более двух баллов.

А КАК ЖЕ «КАЛИБРЫ»?

В июле-августе прошлого года внутренними водными путями патрульный корабль «Василий Быков» – головной проекта 22160 – совершил переход с Балтики, где он участвовал в главном военно-морском параде по случаю Дня ВМФ, в Белое море. Там в полигонах боевой подготовки Северного флота он должен был отработать стрельбы «Калибром» из контейнеров. Но не случилось. Зауженный корпус корабля в кормовой части при пусках крылатых ракет мог привести к аварии.

После этой неудачи речь зашла о размещении «Калибров» в вертикальной восьмиконтейнерной пусковой установке УКСК 3С14. Ее можно поместить между артустановкой АК-176МА и носовой частью надстройки. Но зачем? Вместе с «Василием Быковым» на Белое море прибыли балтийские малые ракетные корабли «Зеленый Дол» проекта 21631 «Буян-М» и «Одинцово» проекта 22800 «Каракурт». Они успешно отстрелялись «Калибрами» по морским и береговым целям.

«Калибры» несут и другие корабли, а также подводные лодки российского ВМФ. Лучше наращивать их количество, а не пытаться внедрить крылатые ракеты на сомнительные патрульные корабли.

На том же месте, где конструкторы СПКБ пытаются разместить УКСК 3С14, предусматривалось расположить вертикальную установку 3С90М на 12 ЗУР зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1». Расположить-то можно, а вот как и чем будут наводиться ракеты, неясно.

В результате грозные модульные корабли обернулись «голыми королями» и «голубями мира». И этому нашли объяснение. Дескать, по характеристикам патрульные корабли проекта 22160 близки к офшорным патрульным кораблям (OPV), которые входят в состав многих флотов мира.

Не объясняют только, почему OPV приобретаются ВМС зарубежных стран. А происходит это только по двум причинам. Либо у этих государств нет полноценной береговой охраны, как, например, у Соединенного Королевства. Либо у них нет средств для приобретения настоящих боевых кораблей.

Теперь Северное ПКБ задумалось о рестайлинге проекта 22160. Но без радикальной переделки проекта ничего не получится. Нужно его удлинить, углубить и уширить, дабы разместить ударное и оборонительное вооружение. А зачем, когда в России серийно уже строятся такие корабли? Требуется лишь совершенствовать их системы.

Поэтому еще раз скажем: «Пожалуйста, не надо рестайлинга «голых королей». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
988
Вышел немец из тумана

Вышел немец из тумана

Юрий Юдин

Барону Мюнхгаузену как литературному герою исполнилось 240 лет

0
800
Социологи обнаружили незначительное снижение числа верующих в РФ

Социологи обнаружили незначительное снижение числа верующих в РФ

Лев Перчин

Ислам показал себя самой быстрорастущей религией в мировом масштабе

0
1575
Зарубежная церковь отговаривает Россию от «богопротивной идеологии»

Зарубежная церковь отговаривает Россию от «богопротивной идеологии»

Милена Фаустова

Возможен ли новый раскол между РПЦЗ и Московским патриархатом

0
1841

Другие новости