1
3373
Газета Вооружения Интернет-версия

29.07.2021 19:38:00

Южную Корею поразил синдром корабела

Страна утренней свежести без остановки строит военный флот, но не в одиночку

Роман Кузнецов

Об авторе: Роман Иванович Кузнецов – журналист.

Тэги: южная корея, флот, судостроение, вмс, военный флот, военные корабли


южная корея, флот, судостроение, вмс, военный флот, военные корабли Спуск на воду фрегата 3-го класса типа «Тэгу» – развития фрегатов типа «Инчхон». Фото с сайта www.navy.mil.kr

Развитие судостроительной промышленности в Республике Корея началось в 1930-е годы. Строительство военно-морской техники началось около 40 лет назад на базе гражданских предприятий. Эта отрасль военной промышленности является наиболее развитой в стране вследствие высокого уровня гражданского судостроения. Оно занимает лидирующие позиции в мире как по объемам тоннажа, так и по технологиям массового строительства судов и морской техники, а также по экспорту данной продукции.

ГЕОГРАФИЯ И МНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ

Большинство судостроительных предприятий сконцентрировано на юго-восточном побережье страны. В городе Пусан расположено пять предприятий (26,2% их общего количества), в Ульсане четыре предприятия (21%), в Чханвоне три (15,8%), в Инчхоне два (10,5%). В Сеуле, Тэджоне, Йонгине, Окпо и Кунсане – по одному предприятию (по 5,3%). Большинство верфей сосредоточено в городах Пусан (40%, четыре предприятия) и Чханвон (20%, два предприятия). В городах Инчхон, Ульсан, Окпо и Кунсан имеется по одному предприятию (по 10%).

Три двигателестроительных предприятия расположены в городах Чханвон, Ульсан и Йонгин. Наибольшее количество предприятий по производству других компонентов расположено в Ульсане (два предприятия). В Сеуле, Пусане и Инчхоне по одному предприятию. Единственная научно-исследовательская организация судостроительной промышленности находится в Тэджоне. Отсутствуют ремонтные предприятия и предприятия по утилизации.

Отличительной особенностью судостроительной промышленности Республики Корея является многопрофильность по видам деятельности – сборка, ремонт и модернизация производится на одном предприятии. Также характерной чертой южнокорейского судостроения стала диверсификация предприятий: на каждом ведется производство гражданских судов.

При анализе внутриотраслевой структуры судостроения Республики Корея выявлено, что производственные предприятия составляют около 95%. По типам они подразделяются на сборочные (55,7%), двигателестроительные (16,6%) и предприятия по производству компонентов (27,7%).

Среди всех этих предприятий только компания «Эс Ти Икс энджин» не сосредоточена исключительно на судостроении. Она выпускает также продукцию бронетанковой и радиоэлектронной промышленности.

Южнокорейские судостроительные предприятия располагают необходимыми мощностями для строительства современных ДЭПЛ, надводных кораблей всех классов (за исключением авианосцев, но этот вопрос также прорабатывается), катеров и вспомогательных судов – как собственной разработки, так и по лицензии иностранных государств.

Однако в настоящее время в Южной Корее проектируют и строят в основном военные платформы, так как при сборке кораблей существует зависимость от иностранных поставщиков продукции ракетно-космической, артиллерийско-стрелковой и радиоэлектронной отраслей. Основные типы кораблей строятся преимущественно по лицензии с применением зарубежных технологий. Либо с применением собственных разработок, основанных на освоенном ранее лицензионном производстве.

КОМПАНИИ И ТИПЫ СУДОВ

Основные сборочные мощности судостроительной отрасли Республики Корея сосредоточены на предприятиях пяти крупных компаний: «Хёндэ хэви индастриз груп» (Hyundai Heavy Industries Group), «Дэу шипбилдинг энд марин инжиниринг» (Daewoo Shipbilding and Marine Engendering Co.), «Ханджин хэви индастриез энд констракшн груп» (Hanjin Heavy Industriesand Construction Group, HHIC), «Эс Ти Икс оффшор энд шипбилдинг» (STX Offshore and Shipbuilding) и «Кангнам корпорэйшн» (Kangnam Corporation). Все перечисленные компании входят в Корейскую ассоциацию судостроителей (Korea Shipbuilders Association).

Строительство и ремонт подводных лодок с дизель-электрической энергетической установкой, а также надводных кораблей вплоть до эсминцев осуществляет компания «Хёндэ хэви индастриз груп» на судоверфи «Хёндэ Ульсаншипъярд», расположенной в северо-восточной части города Ульсан. Компания была основана в 1969 году.

На мощностях предприятия строятся эсминцы УРО KDX-III типов «Седжон» и KDX-II «Чунмугун». Тип «Седжон» спроектирован на основе американских эсминцев УРО типа «О. Берк» и оснащен боевой информационно-управляющей системой «Иджис». Планируется, что эсминцы УРО типа «Чунмугун» будут также оснащаться данной системой и улучшенным радиолокационным оборудованием.

Также на предприятии ведется строительство фрегатов нового поколения FFX, созданных на базе существующих кораблей типа «Ульсан». Головной фрегат «Инчхон» спущен на воду в 2011 году.

В полной мере освоено производство ДЭПЛ с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) типа «Сон Вон Ил» водоизмещением 1,7 тыс. т (проекта 214) по лицензии немецкой компании Howaldtswerke-DeutscheWerft.

На основе ПЛ проектов 209/1200 и 214 разработана многоцелевая дизель-электрическая ПЛ с ВНЭУ. В 2013 году с компанией «Хёндэ хэвииндастриз» был заключен контракт на строительство пяти лодок данного типа, которыми планируется заменить ДЭПЛ типа «Чанг Бого» проекта 209/1200.

Среди новых разработок минно-тральных кораблей ведется постройка минных заградителей MLS-II типа «Нампо». Головной корабль спущен на воду в 2015 году.

Судостроительный завод компании «Дэу шипбилдинг энд марин инжиниринг» расположен на юго-востоке страны, на острове Кодже в городе Окпо. Судоверфь образована в 1978 году.

В рамках программы «Стратегический флот» с 2013 года здесь идет строительство дизель-электрических подводных лодок собственной разработки KSS-III типа «Цзянбого-III» с ВНЭУ. С 2006 года – эсминцев УРО KDX-II типа «Чунмугун». С 2008 года – эсминцев УРО KDX-III типа «Седжон». С 2012 года – спасательных судов типа «Тонгьён». А также с 2013 года – подводных лодок по лицензии Германии KSS-II типа «Сон Вон Ил» (проект 214) с ВНЭУ.

Компания «Эс Ти Экс оффшор энд шипбилдинг» образована в 1962 году и имеет верфь «Чинхэшипъярд» (JanhaeShipyard) в поселке Чинхэ (город Чханвон). На ней ведется строительство фрегатов FFX типа «Инчхон» и ракетных катеров PKX типа «Комтоксури». Также имеются мощности для постройки сторожевых кораблей национальной разработки. Верфь обладает возможностями постройки одновременно до пяти кораблей и одновременного спуска на воду до трех.

Судостроительная компания «Ханджин хэви индастриез энд констракшн груп», образованная в 1937 году, ведет строительство военно-морской техники на верфи «Ёнгдошипъярд» (YeongdoShipyard) в городе Пусан, где построен пока единственный в стране десантный вертолетоносец «Докдо». С 2008 года на предприятии осуществляется строительство ракетных катеров РКХ типа «Комтоксури». С 2012 года – танкодесантных кораблей LST-II типа «Чён Ван Бонг».

Основным профилем компании «Кангнам корпорэйшн» является производство кораблей и судов из композитных материалов – таких как минно-тральные корабли, патрульные и спасательные катера. Компания образована в 1969 году, выполнение заказов МО Южной Кореи началось с 1975-го. Судоверфь располагается в Пусане (гавань Готчон) и имеет мощности для сборки кораблей и судов с корпусами из стали, алюминия и композитных материалов водоизмещением до 1 тыс. т.

Перспективная компания «ВОГО» (VOGO) расположена в городе Гангвон. Занимается разработкой и строительством сверхмалых подводных лодок и средств доставки боевых пловцов. На сегодняшний день ведется разработка сверхмалой подводной лодки (СМПЛ) KSM-500A типа Midget 200 с торпедными аппаратами и литий-ионными аккумуляторными батареями в качестве энергетической установки. Данными лодками планируется заменить СМПЛ типа «Долгорай».

Компания «Эс Ти Икс энджин» начала деятельность в 1976 году и является ведущим производителем дизельных двигателей для военно-морской техники. Производство осуществляется на заводе «Эс Ти Икс энджин Йонгин фэктори» (STX Engine Yongin Factory) в городе Йонгин по лицензиям немецкой компании MTU для ДЭПЛ KSS-II типа «Сон Вон Ил», фрегатов FFX типа «Инчхон», минных заградителей MLS-II типа «Нампо», сторожевых кораблей типов «Джэмин» и «Тэй Панг Янг», а также ракетных катеров типа PKX «Комтоксури» и патрульных катеров водоизмещением до 100 т.

Помимо судовых дизельных двигателей компания производит дизельные двигатели по лицензии MTU для бронетанковой техники и навигационное оборудование собственной разработки.

КОМПОНЕНТЫ И НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Основным предприятием по производству компонентов является завод компании «Сибэнг хай-тек» (Sibang Hi-Tech), расположенный в Сеуле. На его мощностях налажен выпуск аккумуляторных батарей (АБ) собственной разработки для ДЭПЛ типов «Чхонг Бого» проекта 209/1200 и «Сон Вон Ил» проекта 214, а также облегченные АБ для торпед.

Основные НИОКР по разработке подводных лодок, кораблей, катеров и вспомогательных судов проводятся 6-м Научно-исследовательским институтом агентства военных НИОКР (Agency for Defense Development), расположенным в городе Тэджон. Кроме того, НИИ занимается разработкой надводных и подводных систем вооружения (торпед, ракет морского базирования) и исследованиями в области гидроакустических технологий.

Военно-политическое руководство Республики Корея уделяет значительное внимание развитию судостроительной промышленности. Продолжается реализация программы развития ВМС, приоритетом которой является строительство военно-морской техники дальней морской и океанской зон на национальных предприятиях. Государство стремится развивать национальную технологическую базу для обеспечения ВМС, широко используя лицензионное производство, в ходе осуществления которого происходит локализация производства на территории страны.

Наличие высокоразвитого гражданского судостроения позволяет использовать мощности для строительства корпусов больших размеров и тоннажа. Однако из-за недостаточного уровня развития ряда других отраслей военной промышленности южнокорейцы не в состоянии обеспечить полный цикл производства всей номенклатуры военно-морской техники. Некоторые сложные системы и компоненты Республика Корея вынуждена закупать у иностранных поставщиков. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
2172
Авианосцы США могут нанести удар по Китаю

Авианосцы США могут нанести удар по Китаю

Владимир Скосырев

Желая избежать конфликта, Пекин пригласил на встречу заокеанского адмирала

0
5258
Маховик шовинизма в науке набирает обороты

Маховик шовинизма в науке набирает обороты

Алексей Фененко

Отечественным исследователям приходится забывать о всемирной республике ученых

0
2890
28 минут между Нижним и Казанью

28 минут между Нижним и Казанью

Ольга Рычкова

На Южном речном вокзале Москвы состоялась презентация книги Алексея Иванова «Речфлот»

0
546

Другие новости