0
6394
Газета Вооружения Интернет-версия

02.09.2021 20:36:00

Москитный флот уходит в прошлое

Великий Китай больше не нуждается в малых боевых единицах

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – независимый военный эксперт.

Тэги: китай, флот, оснащение, развитие


китай, флот, оснащение, развитие Растущие военные амбиции Пекина выражаются и в строительстве гигантских кораблей. Фото Reuters

После окончания Второй мировой войны и гражданской войны китайский флот получал корабли и катера советской постройки времен Великой Отечественной или первых послевоенных лет.

В частности, Китаю было поставлено около 100 торпедных катеров пр. 123К. После этого из СССР поступили шесть сторожевых катеров пр. 122, затем 14 были построены в Китае. На основе советского десантного катера Т-4 в КНР было построено не менее 300 десантных катеров нескольких последовательных проектов (363, 55, 066, 067, 068, 069).

В начале 1960-х в Китай были поставлены из СССР несколько ракетных катеров пр. 183 и пр. 205 и к ним до 100 ПКР П-15. На их основе в КНР были построены как минимум 75 ракетных катеров пр. 023 (6623) и 121 ракетный катер пр. 021 (6621), а также создана ПКР HY-1 (позже модифицирована в вариант HY-2 (С-201 в экспортном исполнении) с дальностью полета до 100 км).

В середине 1960-х советско-китайское военно-техническое сотрудничество в области военно-морской техники прекратилось и больше не возобновлялось. В связи с этим Китай был вынужден перейти к созданию собственных боевых кораблей и систем вооружений. Строить полноценные боевые корабли и ПЛ КНР в тот момент была не способна, поэтому начала создавать москитный флот, который очень быстро стал крупнейшим в мире.

Было начато строительство больших серий сторожевых катеров пр. 062 (0111) и пр. 037. Катера пр. 062 (так же известны как тип «Шанхай») строились с начала 1960-х до конца 1980-х годов в количестве 391 единицы пяти основных модификаций (30 0111А, 16 0111В, 233 0111С, 85 0111D, 27 0111S), в том числе 93 для экспорта. Катера пр. 037 (так же известны как тип «Хайнань») тоже строились в нескольких модификациях. Для ВМС НОАК были построены 104 катера собственно пр. 037 и 4 пр. 037I/ID (строились до конца 1980-х, из них три катера пр. 037 были переданы Мьянме), а затем в 1980-е – 1990-е годы – 22 катера пр. 037-IS (из них два позже были переданы Танзании). В 1990-е были введены в строй китайского флота 20 катеров пр. 037-IG (еще 6 построены специально для Мьянмы) и 6 пр. 037-II, которые, в отличие от своих предшественников, несли ПКР семейства YJ-8 (С-801/802 в экспортном варианте) и, по-видимому, были созданы на основе французской ПКР «Экзосет» ММ38.

Наиболее оригинальным китайским проектом 1960-х годов стали торпедные катера на подводных крыльях пр. 025 (6625, тип «Хучуань»). Скорость этих катеров превышала 50 узлов. До полутора сотен катеров состояли на вооружении ВМС НОАК, около 70 было продано за рубеж, основными покупателями стали Румыния и Албания (в Румынии катера строились по лицензии). В настоящее время все «Хучуани» выведены из состава всех флотов из-за устаревания не только физического, но и морального.

В январе 1974 года китайский москитный флот провел первый в своей истории морской бой, одержав в нем первую победу. Пекин уже в то время претендовал на всю акваторию Южно-Китайского моря и все его острова. Причиной боя между ВМС КНР и Южного Вьетнама стал спор за несколько островов Парасельского архипелага. С южновьетнамской стороны в бою участвовали три фрегата и корвет (бывший тральщик) американской постройки времен Второй мировой, с китайской – 4 катера пр. 122. Бой был чисто артиллерийским, все участвовавшие в нем корабли и катера получили серьезные повреждения. Однако затем в бой вступили два катера пр. 037 и, возможно, до четырех ракетных катеров пр. 023. Предположительно, именно с помощью ПКР был потоплен южновьетнамский корвет «Нят Тао», после чего фрегаты бежали с места боя. США теоретически обязаны были помочь своим южновьетнамским союзникам, но на практике не предприняли ничего.

К началу ХХI века строительство вышеупомянутых серий сторожевых и ракетных катеров пр. 062 и пр. 037 всех модификаций завершилось, а с ним и эпоха китайского москитного флота. Единственным исключением стало строительство ракетных катеров-катамаранов (по схеме SWATH) пр. 022. Они построены на основе скоростных катамаранов австралийской фирмы Austal, несут по 8 ПКР YJ-83 и являются на данный момент одновременно самыми многочисленными, самыми скоростными и самыми мощными по вооружению ракетными катерами в мире. Впрочем, по-видимому, они достаточно дороги и сложны в эксплуатации. Также было построено 50 десантных катеров на воздушной подушке пр. 724 и 726.

На сегодняшний день в составе ВМС НОАК 24 ракетных катера из семейства «037-х». В составе Северного флота (СФ) – шесть катеров пр. 037-IG, в составе Восточного флота (ВФ) – пять катеров пр. 037-IG и два пр. 037-II, в составе Южного флота (ЮФ) – семь катеров пр. 037-IG и четыре пр. 037-II. Еще один ракетный катер пр. 037-IG, видимо, находится в резерве. Также в резерве находятся ракетные катера старых типов – до 75 пр. 024 и до 105 пр. 021. Что касается «самых-самых» катеров пр. 022, то не очень ясно, сколько их было построено (чаще всего называется цифра 83, но, видимо, это максимум), неизвестно, как они распределяются по флотам. Не исключено, что значительная часть этих катеров уже выведена в резерв из-за ненадежности и сложности в эксплуатации.

Сторожевых катеров из семейства 037-х в составе НОАК осталось не более 11 – семь пр. 037-IS (3 на СФ, 4 на ВФ) и четыре пр. 037 (еще пять используются в качестве спасательных, до восьми – в качестве учебных). В резерве может находиться около 80 катеров пр. 037, 4 пр. 037-I/ID и 13 пр. 037-IS. Что касается «Шанхаев», то есть сторожевых катеров пр. 062, то для ВМС НОАК их было построено 298 в нескольких модификациях. Сколько из них на данный момент осталось в строю и как они распределены по флотам – совершенно неясно. Но очевидно, что как 037-е, так и 062-е постепенно будут превращаться в учебные, передаваться музеям, использоваться в качестве мишеней на учениях и просто разделываться на металлолом.

Китайский москитный флот до сих пор остается крупнейшим в мире, он заведомо превышает 100 единиц. Он очень быстро заменяется на полноценный океанский флот. Если ПЛ (в том числе атомные) и крупные надводные корабли строятся в КНР головокружительными темпами, то боевые катера не строятся вообще.

Правда, самым массовым кораблем современных китайских ВМС стали корветы пр. 056, которые иногда классифицируются как малые фрегаты. Их строительство началось в 2012 году, к настоящему времени введены в строй 72 корабля этого типа (15 на СФ, 30 на ВФ, 25 на ЮФ и еще два в гарнизоне Гонконга, относящемся к зоне ЮФ), из которых 50 – с буксируемой ГАС. Основным вооружением этих кораблей являются ПКР YJ-83 (из того же семейства YJ-8), также имеются ЗРК малой дальности HQ-10 (очень напоминает немецкий ЗРК RAM), 76-мм и 30-мм орудия. Корабли данного типа строились для Нигерии и Бангладеш. Фактически они стали неким связующим звеном между прошлым и нынешним ВМС НОАК: это уже не москиты, но еще не океанские корабли. Они строились по восемь единиц в год (ни одной стране в мире такие темпы не снятся), но в начале нынешнего года серия завершена. Ее продолжения, похоже, не будет. Малые формы Китаю больше не нужны, слишком он теперь велик. Во всех смыслах. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
2312
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
2335
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
2284
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
3217

Другие новости