Пекин рассматривает развитие системы перевозок личного состава и грузов как одно из направлений модернизации национальной обороны. Фото с сайта www.81.cn
В КНР приступили к очередному этапу реформирования системы тылового обеспечения основного компонента китайских вооруженных сил – Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Конечной целью этих мероприятий является повышение возможностей органов тыла по бесперебойному снабжению войск для обеспечения эффективного ведения операций с превосходящим противником в условиях информатизации.
Новый крепкий тыл
В ежегодном отчете Минобороны США Конгрессу за 2020 год «Военные события и события в области безопасности с участием КНР» сообщается, что Главное управление тыла (ГУТ) НОАК было преобразовано в Главное управление тылового обеспечения (ГУТО) Центрального военного совета (ЦВС) КНР. Оно выполняет задачи общего стратегического планирования, координации, руководства и контроля всего спектра мероприятий по снабжению китайских ВС. С учетом проводимой в 2020–2021 годах в Поднебесной масштабной антикоррупционной кампании аудиторские функции переданы специальному контрольно-ревизионному управлению.
По данным британского специализированного издания Jane’s Information Group, создано управление тыла сухопутных войск Китая и упразднена старая структура, в которой функции снабжения были возложены на управления тыла военных округов. Образованы силы комплексного тылового обеспечения (КТО) в составе базы и пяти подчиненных ей центров – по одному в каждом из пяти военных округов Китая.
В ежегодном обзоре военной мощи государств мира Military Balance за 2021 год говорится, что в качестве главных задач для новой структуры определены: обеспечение национальных ВС, снабжение частей из запасов военных округов; создание стратегических резервов материальных средств, вооружения и военной техники на случай войны и реагирования на чрезвычайные ситуации; выполнение строительных проектов в интересах НОАК.
Иерархия и подчинение
Анализируя процесс работы новой структуры, аналитики американского научно-исследовательского центра IISS Мейя Ноуэнс и Генри Бойд приходят к выводу, что снабжение материальными средствами общего назначения в Китае осуществляется в следующем порядке: ГУТО ЦВС – база сил КТО – центры сил КТО – части военных округов. Эксперты IISS также полагают, что элементы специального тылового обеспечения проводятся по линии каждого отдельного компонента китайских ВС: ГУТО ЦВС – управления тыла видов ВС – управление тыла видов ВС военных округов – объединения части видов ВС.
По оценкам экспертов IISS, эти преобразования позволили создать новую структуру, отвечающую требованиям современных войн, нарастить возможности стратегического и оперативного тыла, сократить численность военнослужащих, усилить контроль за расходованием материальных и финансовых средств, а также повысить эффективность управления тыловым обеспечением.
На море и на суше
Анализ официального сайта Министерства обороны КНР показывает, что особое значение китайские стратеги придают совершенствованию системы снабжения национальных формирований, прежде всего связанных с ВМС, за рубежом.
Интенсифицированы мероприятия по созданию пунктов материально-технического обеспечения ВМС Китая на побережье Тихого и Индийского океанов. К снабжению кораблей привлекаются действующие на территории зарубежных государств представительства китайских компаний, занимающихся дальними морскими перевозками. Считается возможным использовать в интересах ВС нефтеперерабатывающие заводы, портовые объекты и участки железных дорог, права собственности на которые имеют транспортные, нефтегазовые и строительные предприятия из Китая.
Анализ китайских СМИ показывает, что для проведения реформы в армиях сухопутных войск начато создание бригад снабжения модульной структуры. Прорабатываются предложения о формировании в военных округах транспортных вертолетных отрядов.
В последнем докладе Международного центра стратегических исследований США (CSIS) «Китайская стратегия и вооруженные силы в 2021 году» авторским коллективом сделан вывод о том, что для повышения возможностей экстренной доставки грузов решается вопрос о создании сил стратегических перевозок.
В ближайшем будущем возможно увеличение в НОАК парка транспортных самолетов, десантных кораблей большого водоизмещения, большегрузных автомобильных тягачей.
Ориентация на потребителя
Исследователи американской неправительственной исследовательской организации «Джеймстаунский фонд» (признан в РФ нежелательной организацией) уделяют значительное внимание повышению качества медицинского обеспечения китайского личного состава, проходящего службу в отдаленной и труднодоступной местности, на кораблях и за рубежом (миротворческие контингенты ООН). Места их службы оборудуются средствами телемедицины, создаются диагностические кабинеты и мобильные операционные. Показательным примером стало оборудование китайской военной базы в Джибути всевозможным медоборудованием, которое, по различным оценкам, способно обеспечить медицинский уход нескольким тысячам китайских граждан.
На выставке Airshow China 2021 были представлены новые китайские разработки: жетоны и многофункциональные наручные часы, предназначенные для подтверждения личности, получения всех видов довольствия, подачи сигнала о необходимости оказания медицинской помощи. Предполагается, что это поможет совершенствовать систему учета и снабжения личного состава.
Другой новинкой стали персональные электронные карты военнослужащих, предоставляющие возможность получения денежного довольствия и иных выплат, медицинских услуг, вещевого имущества, социальных льгот. Они могут также применяться в качестве платежного инструмента при покупке товаров, проведении финансовых операций (включая мобильный банк, бесконтактные и интернет-платежи), для безналичных денежных переводов внутри страны, для оплаты питания и коммунальных услуг за пользование служебным жильем. Внедрение новых карт позволит ускорить переход на электронный документооборот.
Концепция «инновационного тыла»
Китайское командование рассматривает развитие системы перевозок личного состава и грузов в интересах ВС как одно из направлений реализации долгосрочных планов модернизации национальной обороны. Подчеркивается, что эта цель может быть выполнена путем наращивания возможностей ВС, в том числе за счет использования государственной транспортной системы. В связи с этим в Китае особое внимание уделяется привлечению к перевозке войск и грузов гражданских транспортных средств. Ведется подготовка законопроектов для повышения мобильности НОАК с учетом планов развития транспортной инфраструктуры КНР и международной экономической инициативы Пекина «Один пояс, один путь».
Старший научный сотрудник Нового центра американской безопасности Эльза Б. Каниа утверждает, что, несмотря на прошедшую в 2017 году военную реформу, на территории КНР считается возможным перевозить гусеничную технику (танки, БМП, артиллерия) железнодорожным транспортом, а колесную технику (БТР, средства ПВО) – только своим ходом. Транспортировку военнослужащих, автомашин и оборудования подразделений тыла проводят самолетами транспортной авиации и гражданских авиакомпаний КНР.
Ведущие научные сотрудники IISS Ник Чайлдс (военно-морской сектор исследований) и Дуглас Барри (воздушно-космический сектор исследований) в докладе «Китайские военные силы получают выгоду от устойчивых инвестиций» отмечают, что для обеспечения военнослужащих, дислоцирующихся за пределами территории Китая (ограниченный контингент в Республике Джибути; миротворцы ООН) и выполняющих задачи в дальних акваториях, используются десантные корабли Kunlun Shan, плавбазы передового базирования, универсальные транспорты снабжения.
Гражданские воздушные суда также привлекаются для решения задач небоевого характера. К ним относится участие в ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф в Китае и за рубежом, а также участие в миротворческих операциях в рамках мандата ООН.
Подводя итог, эксперты IISS констатируют, что в настоящее время гражданская авиация КНР насчитывает около 50 авиакомпаний, в распоряжении которых находится более 5 тыс. пассажирских самолетов. Как полагают эксперты, к 2025 году число воздушных судов в стране достигнет 7 тыс. единиц, что существенно повысит мобильность ВС Китая.
«Один за всех»
Выделим мнение старшего научного сотрудника сектора китайской оборонной политики и военной модернизации IISS Мейи Ноувенс, прозвучавшее во время октябрьской конференции IISS в выступлении «Афганистан: новое поле битвы для китайских ЧВК?». Она отмечает, что на период 2021–2023 годов командование НОАК наиболее эффективным и целесообразным методом перевозки войск и грузов на большие расстояния считает «комбинированное использование всех имеющихся возможностей». Приоритет будет отдаваться использованию железнодорожного транспорта. Масштабное строительство в Китае железных дорог позволило охватить ими практически всю территорию страны. Кроме того, морские и воздушные перевозки в большей степени зависимы от климатических условий и имеют более высокую себестоимость.
В интересах НОАК также может быть использован гражданский водный транспорт: морские транспортные компании привлекаются для тылового обеспечения войск. Привлечение сил гражданских транспортно-логистических компаний стало одним из новых учебных вопросов всех крупных учений китайских ВС после завершения военной реформы в 2017 году.
Выводы
Китайская концепция тылового обеспечения непрерывно развивается, что является следствием расширения как китайских национальных интересов, так и поля деятельности ВС Поднебесной, защищающих эти интересы.
Накопленного ранее опыта СССР/РФ и США для китайских стратегов в условиях информатизации теперь уже недостаточно, поэтому неизбежным становится применение новых, а частично и инновационных решений.
комментарии(0)