0
3070
Газета Вооружения Интернет-версия

03.02.2022 20:33:00

Правительство расширило перечень современных технологий

Реальность опережает самые безудержные грезы

Николай Поросков

Об авторе: Николай Николаевич Поросков – военный журналист

Тэги: вооружения, россия, армия, технологии, модернизация


вооружения, россия, армия, технологии, модернизация Новейший пистолет «Удав» может похвастаться целым набором высокотехнологических решений. Фото РИА Новости

Технологии – реперная точка, от которой идет развитие техники, его очередной этап. Понятие «технология» в узком смысле означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства продукции. В широком смысле – совокупность методов и инструментов для достижения результата, обычно с применением научного знания.

Изменения в этой сфере происходят едва ли не ежедневно. И не всегда получают известность, огласку. Хотя открытия в области технологий видны практически во всех областях жизнедеятельности человека.

Новые технологии в свое время полностью меняли состояние мира, взаимоотношения между странами. Вспомним такие глобальные события, как появление пороха, атомное и ядерное оружие. Не обладающие подобного рода преимуществами страны прилагали и прилагают все усилия, чтобы сравняться с первооткрывателями.

Этот процесс идет и сегодня. Конкуренция обостряется. На современном этапе война технологий, по сути, только начинается.

Правительство России расширило перечень современных технологий для специнвестконтрактов. Добавлено 80 новых позиций. Это наукоемкие и перспективные технологии производства водородных топливных элементов, литий-ионных аккумуляторов, препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и полимерных офтальмологических имплантатов.

В этом списке производство жидкокристаллических экранных модулей, периферийного печатающего и многофункционального печатающе-сканирующего оборудования для информационно-вычислительной техники и систем, технология производства насосного оборудования отечественных технологических комплексов сжиженного природного газа и другие. Достаточно и конкретных примеров.

МАТЕРИАЛЫ И ПОКРЫТИЯ

Одна из отраслей, где примеров особенно много – авиастроение. Причем как у нас, так и за рубежом.

Государственный научный центр Обнинское НПП «Технология» им А.Г. Ромашина госкорпорации «Ростех» совершенствует технологии производства авиационного остекления из монолитного оптического поликарбоната. Такое остекление вдвое легче силикатного аналога, его устойчивость к ударам в сто (!) раз выше.

Ученые Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева разрабатывают технологию производства инновационного теплозащитного плазменного покрытия. Такое покрытие планируют использовать для защиты конструктивных элементов ракетных и авиационных двигателей от экстремально высоких рабочих температур.

Термобарьерное покрытие позволит значительно увеличить ресурс и надежность работы ракетных и авиационных двигателей, газоперекачивающих и энергогенерирующих установок. В два-три раза будет продлен ресурс важнейших конструктивных элементов горячего тракта двигателей, снизится необходимость в ремонте и замене дорогостоящих деталей.

Жаропрочное покрытие, способное долгое время выдерживать температуры порядка 1500 градусов, защитит от разрушения внутренние поверхности сопел и камер сгорания, лопатки турбин и другие элементы двигателей и энергоустановок.

Покрытие наносится плазменным напылением. Это как кольчуга, состоящая из слоев плоских дискообразных частиц-чешуек, которые скрепляются друг с другом упорядоченно. Толщина одной чешуйки 10–20 мкм, толщина всей кольчуги – менее полумиллиметра. Внутри отдельных чешуек удается сформировать наноструктурный слой материала, что позволяет повысить эксплуатационные свойства «доспеха».

Использование термобарьерных покрытий позволяет повышать рабочую температуру газа перед турбиной и тем увеличивать возможную мощность силовой установки.

К ЭЛЕКТРИЧЕСКОМУ САМОЛЕТУ

Будущее гражданской авиации также определяют супертехнологии. Требование Международной организации гражданской авиации (ИКАО): после 2030 года выбросы СО2 при полетах самолетов должны быть уменьшены на 80%. Снижение шума от летательных аппаратов – на 50%. Важнейшая цель – отсутствие погибших. Чтобы добиться этих показателей, нужны новые технологии.

На МАКСе был представлен первый в мире электрический авиадвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт. В носовой части самолета установлен воздушный винт, который приводится в движение электродвигателем. В основе технологии лежат сверхпроводящие материалы обмоток – при 77 градусах по Кельвину. Внутри – жидкий азот. Благодаря этому сопротивление на обмотках практически равно нулю. А это возможность использовать огромные мощности при небольших размерах. Здесь Россия опережает мир на два-три года. Никто такие технологии прежде не показывал.

Ученые надеются, что к 2026–2027 годам получат набор технологий, который позволит создать к 2030 году региональный самолет на гибридной схеме. Они намерены дальше использовать в двигателе в качестве хладагента не азот, а сжиженный водород, который будет и топливом. Он вообще не дает выбросов. Эта схема годится для больших самолетов, для дальней авиации. Но это уже перспектива 2035 года и дальше.

Знания, которые можно реализовать в качестве технологий для создания сверхзвукового пассажирского самолета, сегодня есть. Кроме одного – средств борьбы с ударом при переходе на сверхзвук. А он негативно воздействует на человека и на окружающую среду.

Перед специалистами российского Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук» стоят задачи: создать силовую установку, улучшить весовые характеристики самолета, сделать его экологичным, экономически выгодным. К 2035 году планируется наладить выпуск сверхзвуковых пассажирских самолетов для бизнес-авиации.

Инновационные системы управления снизят количество возможных ошибок пилота в четыре раза. Одного из пилотов в экипаже заменит искусственный интеллект. Будет создано единое информационное управляющее поле. Остекления в кабине пилота сверхзвукового самолета не будет. Внешние источники информации – телевизионные, инфракрасные, радиоэлектронные и пр. – выводятся на компьютеры. Будет лишь техническое зрение, которое лучше, чем глаз человека.

Уже есть сверхлегкий пилотируемый самолет «Сигма-4» с полностью электрической силовой установкой. Сейчас Европа активно занимается электрическими самолетами, они полностью будут летать на аккумуляторах.

ПОКРАСКА И ШЛИФОВКА

Специалисты Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ, филиал компании «Сухой») прорабатывают пилотный проект сборки и покраски самолетов и проведения технического контроля с использованием технологий дополненной реальности (AR-технологии).

Технология предполагает использование специальных AR-устройств, которые будут отображать технологическую документацию и подсказки при сборке элементов воздушного судна и его контроле. Другое техническое решение – использование проекторов для более точной покраски самолетов.

На Су-57 применяется пиксельная покраска. Тут важно, чтобы окрашенные пиксели не залезали за свои границы. Технология позволит установить несколько проекторов в удобное для маляров положение. Через них на самолет спроецируются контуры покраски, а сами проекторы можно свободно перемещать под самолетом. Это дает возможность обклеивать самолет по разметке и наносить лакокрасочное покрытие.

ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) внедрило в серийном производстве технологию глубинного шлифования с применением кругов из кубического нитрида бора. Новшество позволит повысить конкурентоспособность лопаток турбины авиационных двигателей. Технология будет применяться на весь спектр производимых предприятием изделий.

Процесс рассчитан на обработку сложнопрофильных участков деталей газотурбинных двигателей из жаропрочных материалов.

Традиционное шлифование жаропрочных материалов на никелевой основе, фрезерование или точение узких канавок для лопаток турбин – это трудоемкий, длительный и затратный процесс. Новая технология уменьшает стоимость производимых деталей. Она позволяет повысить производительность обработки до 20–30% и сократить расходы на инструмент до 3,5 раз.

ПАРТНЕРЫ И КОНКУРЕНТЫ

Россия делится частью новинок с партнерами. Например, предоставляет Индии технологии, отсутствующие у западной авиационной промышленности. Это, в частности, системы автопилотирования, позволяющие летчикам возвращать самолеты в горизонтальный полет простым нажатием кнопки.

Западный мир, безусловно, также прогрессирует в технологической сфере.

Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor с «зеркальным», светоотражающим покрытием появился над одной из авиабаз. Специалисты предполагают, что военные испытывают перспективные технологии инфракрасного поиска и отслеживания. И, возможно, испытывают лазерное оружие.

США уже тестировали подобное светоотражающее покрытие на других самолетах. Очередь дошла до F-22 Raptor еще и потому, что он способен летать на большой высоте.

Британская компания BAE Systems проектирует полномасштабный демонстратор технологии активной системы управления воздушным потоком – в рамках проекта CRANE по созданию самолета без механизации крыла.

Обычно самолет управляется подвижными аэродинамическими элементами. Их приводят в движение электрические, механические или гидравлические системы. Механизация крыла и хвоста помогает летчикам управлять направлением полета, скоростью летательного аппарата, формированием подъемной силы крыла.

Сегодняшняя задача – разработка демонстратора самолета, лишенного какой бы то ни было механизации крыла. Вместо этого летательный аппарат должен получить активные системы управления воздушным потоком, которые он мог бы использовать на всем протяжении полета. Это позволит сделать перспективные самолеты легче и дешевле в обслуживании.

Уже имеются наработки, полученные при разработке экспериментального беспилотника Magma с отключенной механизацией крыла. Новая система отбирает часть воздуха из реактивного двигателя и по каналам перенаправляет его к соплам на крыле и в сопле двигателя.

ФЛОТ НЕ ОПОЗОРИМ

Наряду с авиаторами отметились новинками и судостроители. На Севмаше (входит в ОСК) утверждена концепция блочно-модульного строительства атомных подводных лодок. Снизится стоимость строительства, сократится стапельный период, станет возможной диверсификация производства.

Однако зарубежные корабелы, кажется, несколько более продуктивны. Испанская судостроительная компания Navantia создала концепцию боевого корабля нового поколения SMART 4000. Разработчик намерен широко использовать аддитивные технологии и в производстве будущих кораблей, в их эксплуатации. При этом экипаж будет самостоятельно «печатать» запчасти и детали для ремонта на 3D-принтере.

SMART 4000 – это масштабируемый проект, который позволит строить корабли различного назначения водоизмещением от 2 до 10 тыс. т. Это будущее надводных боевых кораблей через 10–15 лет, считают в компании.

Корабль планируют в базовом варианте оснащать гибридной дизель-электрической силовой установкой, но рассматривают и другие, которые позволят развивать скорость не менее 25 узлов. Минимальный уровень шума и вибрации обеспечит пропульсивная система Voith Linear Jets. У нее сниженное количество движущихся элементов. Скрытность SMART 4000 обеспечивают дизайн корпуса, активное применение беспилотных систем (летательных, надводных и подводных). Они позволят расширить оперативную зону корабля.

Надстройку корабля оснастят плоскопанельными РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Вооружение – 76-мм артустановка, четыре 16-секционные установки вертикального пуска ракет. Экипаж 70 человек, однако часть функций доверят автономным системам, работающими под контролем человека.

Сроки постройки демонстратора технологий SMART 4000 пять-десять лет.

ВОЗВРАТ ЭНЕРГИИ

Естественно, много внимания исследователи уделяют энергетике – какие без энергии технологии! Исследовательский центр имени М.В. Келдыша (входит в госкорпорацию «Роскосмос») создает технологию плазменного пиролиза метана. И недавно успешно испытан мощный электродуговой плазмотрон переменного тока «Звезда» мощностью 1.4 МВт. Технологии плазменного пиролиза – это воплощение в жизнь концепции «водородной энергетики», снижения выбросов углекислого газа.

Холдинг «Росэлектроника» разработал литий-ионные аккумуляторы, способные за счет редкой электрохимической рецептуры давать электроэнергию при температурах от –50 до +50°C. Такие аккумуляторы нужны помимо прочего для вооружения и войсковой техники. Опытные образцы батарей уже прошли предварительные испытания, серийное производство запланировано на 2022 год.

Новый аккумулятор весит не более 150 граммов, его срок службы – 2700 и более циклов заряд-разряд, он гораздо дольше держит заряд при низких температурах.

Ученые пришли к поистине глобальному выводу: производить новую энергию нужно тогда, когда уже собрана энергия выработанная. Одним из основных критериев соответствия электротранспорта экологическим нормам станет коэффициент рекуперации (возвращение части материалов или энергии для повторного использования в том же технологическом процессе).

Только трамваи и только в России вырабатывают 1 млн кВт/ч электроэнергии в день. А есть еще электропоезда, метро, электромобили... У нашей страны есть все шансы, чтобы написать новую главу в ESG-повестке.

ЛИПКИЙ СНАРЯД

Среди технологических новинок встречаются и экзотичные, потешные. Но вся такая новинка нацелена на практический результат. Вот Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого запатентовала способ спасения космических аппаратов на орбите от космического мусора при помощи выпускаемых из рельсотрона «липких» снарядов. Система будет использовать пластичные снаряды, которые прилипают к объекту и меняют траекторию его полета. Вероятность распада космического объекта на фрагменты сводится к минимуму.

Установка представляет собой отдельный космический аппарат на орбите Земли. Электропитание аппарата – с помощью солнечных батарей.

Американские и британские инженеры оказались не менее оригинальными. Их изобретение тоже лежит несколько в стороне от уже проторенных путей в науке. Они создали насадку для лазерных резаков, позволяющую им создавать дроны. Резак вырезает корпус, а насадка перемещает на него компоненты, наносит контактные дорожки и спекает их. После этого дрон может взлететь прямо с резака.

Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ) увеличивает долю неметаллических изделий в стрелковом оружии. В частности, создана технология получения высокопрочного полимерного материала.

Новые материалы позволяют снизить массу оружия и трудоемкость его изготовления. Например, рукоятка пистолета «Удав» выполнена полностью из пластмассы без металлических закладных элементов. При этом обеспечены требования по надежности и ресурсу. Массу «Удава» снизили до 780 г. Пистолет СР-1, в котором пластиковая рукоятка имеет металлическую основу, весит 1,0 кг. Кожух из углеволокна позволил снизить массу глушителя.

В США ведется разработка перспективного артиллерийского комплекса SLRC (Strategic Long Range Cannon). В 2023 году Пентагон планирует вывести на испытания пушку с дальностью стрельбы не менее 1000 морских миль (более 1800 км). В основе проекта – современные технологии.

Результатом проекта ERCA (Extended Range Cannon Artillery) стала опытная 155-мм гаубица M777ER. У нее удлиненный 58-калиберный ствол. Улучшенная гаубица предлагается для использования в составе перспективных САУ. опытная 155-мм гаубица M777ER. У нее удлиненный 58-калиберный ствол. Улучшенная гаубица предлагается для использования в составе перспективных САУ.

КАК СШИТЬ НАНОПЛАТЬЕ

Как не сошьешь новое платье без приемлемого (прочного и долговечного) материала, так обстоит дело и с претворением новых идей в области технологий. И «Роскосмос» намерен исследовать нанотехнологии и наноматериалы для применения в ракетно-космической технике. В рамках научно-исследовательской работы «Вариация» намечается провести «прикладные исследования и инновационное проектирование нанотехнологий, наноматериалов и наносистем».

Среди предстоящих работ – оценка применимости в разворачиваемых и надувных конструкциях космических аппаратов самозалечивающихся материалов на основе массопереноса; анализ способов восстановления наногетероструктурных каскадных фотоэлектрических преобразователей после радиационного воздействия на них; разработка требований к установке формирования наноструктурного тонкослойного поглощающего покрытия абсолютно черного тела космического аппарата дистанционного зондирования Земли.

Новая технология Новосибирского приборостроительного завода (НПЗ) холдинга «Швабе» дает дополнительную стойкость анодной пленки на алюминиевых деталях оптико-электронных изделий. Сегодня ее используют при изготовлении окуляров, объективов и оправ оптических систем различного назначения.

Разработка направлена на увеличение коррозионной стойкости деталей. Это имеет особый смысл при эксплуатации в сложных погодных условиях. Серийные приборы на заводе уже изготавливаются по новой технологии.

Удмуртский федеральный исследовательский центр РАН совместно с Ижевским электромеханическим заводом «Купол» разработали промышленный метод получения ингибитора, замедляющего коррозийные процессы. Ингибиторы используются давно, но эффект от их применения был ниже возможного уровня. Новая технология позволит снизить зависимость предприятий России от импорта.

УЙТИ ОТ СЛЭБА

Говоря о новых технологиях, невозможно обойти лазерное оружие (ЛО). Малоэффективные и очень дорогие лазерные монстры на газодинамической, электроразрядной и химической основах – начало развития лазерной техники. Сегодня твердотельное ЛО – новый шаг в развитии вооружений, тактики и стратегии его применения. В верхних слоях атмосферы и в космосе практически нет поглощения и рассеяния излучения, поэтому многое в стратегии и тактике вооруженной борьбы будет определять высокоэнергетическое ЛО.

Прогноз экспертов потрясает. Очень скоро ведущие страны оснастят свои вооруженные силы комплексами ЛО мощностью до 500 кВт, способными воздействовать на дальностях в многие десятки и сотни километров. Затем появятся стратегическое ЛО с дальностью воздействия в тысячи и десятки тысяч километров и неминуемо выйдут в космос.

Весовой фактор ЛО у старых комплексов не превышает 200 кг/кВт. Они не могут решать современные задачи. Уже создано тактическое ЛО на твердом теле с весовым фактором 5 кг/кВт на основе волоконных и дисковых технологий. Технология твердотельного ЛО ушла от активного тела лазера в виде стержня и слэба (прямоугольной плиты).

Идет поиск научных идей и технологий создания стратегического ЛО с дальностью более 1 тыс. км в силовом режиме и весовым фактором менее 2 кг/кВт. Развитие искусственного интеллекта и технологий машинного обучения продвинет создание боевых лазеров. Но комплексы высокоэнергетического ЛО с волоконной и дисковой геометриями активного тела развиваются в России недостаточными темпами. Элементная база закупается за рубежом.

12-1-2-t.jpg
Технологии опытной 155-мм гаубицы M777ER
найдут применение в перспективных
дальнобойных самоходных артиллерийских
установках. Фото с сайта www.dvidshub.net

КУБИТЫ, КУТРИТЫ И КУКВАРТЫ

С электроникой, элементной базой в России проблемы давние. Но усилия к преодолению отставания, сокращению доли импортозамещения предпринимаются.

Ученые из Российского квантового центра и Физического института имени П.Н. Лебедева РАН создали прототип квантового компьютера на ионах. На его основе к концу 2024 года будет построен универсальный квантовый компьютер с облачным доступом. Прототип создан в рамках «дорожной карты» по квантовым вычислениям, выполняемой «Росатомом».

Квантовые компьютеры – это новый класс вычислительных устройств, которые благодаря использованию квантовых эффектов способны решать задачи, недоступные самым мощным традиционным суперкомпьютерам. Это, в частности, моделирование поведения сложных молекул для разработки новых лекарств и материалов, решение сложных логистических задач, работа с большими данными и многие другие.

В классических вычислительных устройствах вся информация раскладывается на биты – 0 или 1. В квантовых наименьшая единица информации – квантовый бит (кубит). Он способен одновременно находиться в обоих состояниях – и 0, и 1.

Количество состояний, в которых находится квантовый процессор, быстро растет с увеличением числа кубитов за счет возможности связывать их между собой. Эта особенность позволяет квантовым устройствам решать различные вычислительные задачи на порядки быстрее классических компьютеров и суперкомпьютеров.

Расширенные версии кубитов – кудиты, способные одновременно находиться в трех состояниях (кутриты) или в четырех состояниях (кукварты). Российские физики построили систему из двух куквартов, что полностью эквивалентно четырем кубитам. Им удалось разработать систему из четырех кубитов, не наращивая число ионов, а применив оригинальную технологию масштабирования квантовых процессоров с использованием многоуровневых носителей информации – кудитов.

Возможно, положительную роль в обсуждаемой сфере сыграют организационные преобразования. «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ), оператор национальной системы цифровой маркировки «Честный знак», вошел в состав исполнительного комитета Центра четвертой промышленной революции в России. Он объединил представителей мировой ИТ-индустрии, промышленности, науки и бизнеса, а также российские компании и государственные органы для изучения и разработки перспективных ИТ-решений в России.

ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК ЗЕМЛИ

Остановимся на некоторых созданных и внедренных в России в 2021 году технологических решениях. Их десятки.

Прогрессирует водородная энергетика с комплексной системой производства, перевозок и использования водородного топлива, в том числе на транспорте.

Разработчики компании «Гистографт» создали первый в мире ген-активированный материал для регенерации костной ткани. Он уже используется в хирургической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии и ортопедии. В частности, материал существенно упрощает костную пластику перед имплантацией зубов.

Компания «С-Инновации» разработала и внедрила в промышленное производство провода на основе высокотемпературных сверхпроводников. Их можно использовать, в частности, для создания электродвигателей в гибридных самолетах будущего.

Разработки «Росатома» – два новых вида топлива. Противоаварийное Accident Tolerant Fuel поможет вывести безопасность и надежность атомной энергетики на качественно новый уровень. Уран-плутониевое РЕМИКС-топливо способно обеспечить многократный рецикл ядерных материалов в АЭС на тепловых нейтронах. К середине XXI века углеводородное топливо всех видов перестанет доминировать в энергетике.

В промышленности и энергетике уже используют технологию цифровых двойников. Виртуальные модели физических объектов и процессов помогают на этапах от проектирования до организации ремонтов.

В 2021 году в России впервые запустили проект по разработке цифрового двойника для морского газотурбинного двигателя. Он поможет Объединенной двигателестроительной корпорации сократить время проектирования агрегатов нового поколения, снизить его стоимость. Через примерно 100 лет предполагается создание цифрового двойника Земли. Это поможет выстраивать и отслеживать оптимальные траектории развития людей в глобальном масштабе.

СВЕРХМАЛЫЕ И СВЕРХЛЕГКИЕ

Российская компания «ЭкзоАтлет» выпускает экзоскелеты ExoAtlet II для медицинской и социальной реабилитации. Пациенты с травмами спинного мозга, рассеянным склерозом, последствиями инсульта и ДЦП могут ходить, садиться и вставать без посторонней помощи.

В МИФИ создали сверхмалый плазменный двигатель весом 306 г, позволяющий доставлять на орбиту наноспутники. Он работает от небольшой конденсаторной батареи, используется для картографии, мониторинга земной и водной поверхности, проведения биологических экспериментов.

Компания «ВНХ-Энерго» изготовила и протестировала водородный жидкостный ракетный двигатель малой тяги для сверхлегкой ракеты-носителя, способной выводить на орбиту массу до 250 кг. Аппарат вместе с топливом будет весить 50–60 кг. По прогнозу экспертов, к концу XXI века люди освоят ближний космос и приспособят его для жизни. На околоземной орбите появятся обитаемые станции, города, а на Луне – базы.

Компании International GE Aviation и Safran запустили агрессивную программу разработки технологий, чтобы проложить путь к новому поколению экономичных двигателей с открытым вентилятором, которые поступят в эксплуатацию примерно в середине 2030-х годов. Также этот тип авиадвигателя известен как двигатель с открытым ротором.

«Антионко-РАН-М» – первый в России препарат генной терапии рака – внедряет в опухоль ген-убийцу и ген-иммуностимулятор. Они убивают раковые клетки и подавляют метастазирование. Лечение пациентов новым препаратом начнется в 2022 году.

Прибор «Сегмент-Гамма» анализирует состояние воздуха и выявляет в нем химически опасные и отравляющие вещества, биологические частицы – токсины, бактерии и вирусы. Прибор успешно испытали в аэропортах.

Правительственная комиссия утвердила «дорожные карты» «Ростеха» по развитию в стране технологий интернета вещей и блокчейна до 2024 года.

СМЕРТОНОСНЫЕ СИСТЕМЫ

Мы часто восхищаемся новыми технологиями, проявляющими себя на бытовом уровне. Но это лишь малая часть мощной технологической волны. Некоторые новейшие технологии не столь однозначны.

Группа правительственных экспертов под эгидой ООН (действует с 2016 года) и правозащитники выступают за запрет применения искусственного интеллекта (ИИ) в некоторых военных разработках, в том числе в боевых роботах. Аргумент таков: боевые технологии, вышедшие из-под контроля, могут навредить человечеству. В декабре прошлого года в Женеве прошла уже шестая конференция, где обсуждались САС – смертоносные автономные системы вооружений. Прозвучал призыв запретить использовать боевых роботов с ИИ в войнах.

Напомним: смертоносные автономные системы способны без участия человека находить и поражать цели на основе библиотеки образов, заложенных в базе. То есть система может применить оружие без команды оператора. Пока ИИ в военном секторе не принимает такие решения самостоятельно, а предлагает варианты оператору, и человек отдает команду на атаку. Однако проверить, действительно ли аппарат действовал не автономно, практически невозможно.

Военные разработки в сфере САС секретны, и зачастую неизвестно, что можно ожидать от некоторых из них, например, если с ними потеряна связь. Некоторые дроны-камикадзе уже способны атаковать самостоятельно.

Международного законодательства, запрещающего опасные разработки, нет. При обсуждении проектов закона запрет поддержали больше 20 стран, где разработки такого рода не ведутся. А США, Китай, Россия, Израиль, Индия и так далее – не поддержали. Сложно создать систему верификации для контроля соблюдения запрета.

Между тем пока ИИ не способен принимать верные решения в большинстве случаев, его легко обмануть. Например, программы, основанные на компьютерном зрении, сбиваются при «цветном шуме»: некоторым видам шумовых сигналов соответствуют определенные цвета. Алгоритм, распознающий лица, вводили в заблуждение, и он принимал одного человека за другого.

Часть специалистов предлагает исключить применение автономных систем оружия против живой силы, но не объектов. Или составить перечень зон, где использование автономных вооружений должно быть также запрещено (электростанции, плотины и так далее).



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Голый с зонтиком, токование глухаря и миллиарды в топку

Голый с зонтиком, токование глухаря и миллиарды в топку

Петербургский форум заставил подумать о коллективной солидарности ближайших союзников России

0
4423
Долгая дорога к «Ясеню»

Долгая дорога к «Ясеню»

Владимир Щербаков

Субмарины с крылатыми ракетами решают задачи мирового масштаба

0
1923
От Карелии до Кавказа, от Якутии до Донбасса

От Карелии до Кавказа, от Якутии до Донбасса

Сергей Васильев

Боевой путь заполярной гвардии военно-морского флота России

0
2262
НАТО расползается по планете

НАТО расползается по планете

Владимир Иванов

Альянс хочет стать глобальным и вездесущим

0
888

Другие новости