0
8608
Газета Вооружения Интернет-версия

10.02.2022 20:39:00

Чем снять «Караульного»

Поражение летающего радара делает противника слепым и глухим

Михаил Ходаренок

Об авторе: Михаил Михайлович Ходаренок – экс-начальник группы 1-го направления 1-го управления Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ, полковник.

Тэги: вооружения, россия, пво, с400, триумф, Boeing E3 Sentry, awacs


вооружения, россия, пво, с-400, триумф, Boeing E-3 Sentry, awacs Дальняя граница зоны поражения ЗРС С-400 с зенитной управляемой ракетой типа 40Н6 сегодня составляет 380 километров. Фото с сайта www.mil.ru

Зенитная ракетная система С-400 «Триумф», которую Воздушно-космические силы ВС РФ передислоцируют в Белоруссию в рамках подготовки к учениям «Союзная решимость – 2022», создаст Североатлантическому альянсу серьезные проблемы. Подобные оценки озвучиваются в российском экспертном сообществе.

В этом случае Североатлантический альянс может забыть о разведке с использованием не только самолетов класса AWACS, но еще и беспилотных аппаратов всех типов, утверждают некоторые российские эксперты. Считается, с территории Белоруссии ЗРС С-400 легко смогут создать бесполетную зону над частью Украины и Польшей. Подчеркивается, что это позволит заблокировать НАТО возможности для ведения воздушной разведки. Самолеты США и Соединенного Королевства из-за ЗРС С-400 не смогут подобраться на требуемое расстояние к рубежам России, так как дальняя граница зоны поражения системы составляет 600 км.

А теперь разберемся, насколько корректны подобные формулировки.

Для начала ради точности в формулировках следует сказать, что бесполетная зона представляют собой территорию или район, установленные той или иной военной державой, над которыми определенным воздушным судам не разрешается летать. Такие зоны обычно создаются на территории государства-противника во время ведения военных действий. Поскольку никакой войны с Польшей или Украиной в настоящее время нет, говорить о том, что развернутые два зенитных ракетных дивизиона С-400 в Белоруссии создадут некие бесполетные зоны, на данный момент несколько преждевременно (да и политически некорректно).

Теперь напомним, что представляет собой самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Boeing E-3 Sentry AWACS. Основу этой машины составляет РЛС кругового обзора, антенна которой расположена в верхней части фюзеляжа самолета. Самолеты типа «бомбардировщик» обнаруживаются E-3 Sentry с расстояния 520 км, низколетящие малоразмерные цели могут быть обнаружены на дальности до 400 км, цели над горизонтом – до 650 км от самолета. Е-3 ведут не только воздушную, но и радиотехническую разведку. Система обработки данных обеспечивает устойчивое сопровождение одновременно до 100 целей.

Следует особо подчеркнуть, что одна из главных задач самолетов Boeing E-3 Sentry – наведение своей истребительной авиации (ИА) на объекты поражения. Эта машина может самым радикальным образом повлиять на ход и исход воздушных сражений, особенно в тех районах, где характеристики радиолокационного поля, созданного наземными РЛС, и количество пунктов наведения ИА не отвечают требованиям надежного вывода своих истребителей на самолеты противника.

Лишившись в ходе воздушных и противовоздушных боев самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У), вероятный противник – и это без всякого преувеличения – станет слепым и глухим. Поэтому уничтожение E-3 Sentry является одной из приоритетных задач сил и средств ПВО.

В советские времена задача по поражению E-3 Sentry в первую очередь ставилась зенитным ракетным системам дальнего действия типа С-200 «Вега». Боевую стрельбу по целям этого типа предполагалось вести с сосредоточением огня сразу нескольких зенитных ракетных дивизионов С-200В. Общий расход ракет при этом планировался до 10–15 единиц.

Максимальная дальность поражения E-3 Sentry в этом случае составляла 240–255 км. При стрельбе ЗРС С-200В по самолетам AWACS немалую сложность составляло то обстоятельство, что Е-3, как правило, выполняют полет «по коробочке» или выписывают в воздухе восьмерки. Это называется у зенитных ракетчиков «барражирующая цель» (а в просторечии – просто «барражер»).

В точках перегиба при полете по коробочке или восьмерке радиальная скорость Е-3 уменьшается практически до нуля, а это создавало серьезные проблемы для зенитной ракетной системы С-200В, которая очень плохо работала при малых радиальных скоростях цели. Пришлось и дорабатывать систему, и соответствующим образом готовить боевые расчеты. Что касается ЗРС С-400, то «Триумф» использует другие режимы работы и зондирующие сигналы, поэтому сегодня такой проблемы нет.

Кроме того, для радиоэлектронного подавления E-3 Sentry ранее привлекалась система РЭБ «Пелена-1». Данный комплекс постановки помех осуществлял автоматическое наведение частоты создаваемых помех на несущие частоты радиолокационной станции AWACS, работающей в режиме быстрой перестройки. «Пелена-1» давила бортовую РЛС Е-3, что называется, со страшной силой, делая практически нереальной боевую работу этого самолета ДРЛО и У. В настоящее время возможности современных российских средств РЭБ по подавлению Е-3 на порядок выше.

Однако не все так благостно. Как только вероятный противник своими средствами разведки вскрывает развертывание зенитных ракетных систем дальнего действия на тех или иных стартовых позициях, зоны барражирования самолетов ДРЛО и У сразу же выносятся за пределы дальней границы зоны поражения ЗРС.

Так, к примеру, было во время ближневосточных конфликтов в 1980-х годах, когда на территории Сирии были развернуты две группы зенитных ракетных дивизионов С-200В. Зоны барражирования палубных самолетов ДРЛО и У типа Grumman E-2 Hawkeye сразу оказались за пределами 255 км – дальней границы зоны поражения С-200В.

Некоторыми аналитиками утверждается, что самолеты США и Соединенного Королевства из-за ЗРС С-400 на фоне учений «Союзная решимость – 2022» не смогут подобраться на требуемое расстояние к рубежам России, так как дальняя граница зоны поражения «Триумфа» составляет 600 км.

Для начала уточним, что дальняя граница зоны поражения ЗРС С-400 с зенитной управляемой ракетой типа 40Н6 сегодня составляет 380 км, а вовсе не 600 км. Однако, чтобы реализовать огневые возможности «Триумфа» на такой дальности, высота полета цели должна составлять от 23 до 25 км (просто в силу особенностей распространения радиоволн и кривизны земной поверхности). На такой высоте пилотируемая авиация не летает, разве что самолеты стратегической разведки U-2/TR-1 Dragon Lady, но и те редко поднимаются выше 21–22 тыс. м. Что касается самолетов ДРЛО и У, то они обычно осуществляют барражирование на высотах 10–11 км.

Дальняя граница зоны поражения у С-400 на таких высотах составляет примерно 240–260 км. Если же цель будет находиться на дальности 380 км, а ее высота при этом составлять 10–11 тыс. м, то даже для «Триумфа» она будет находиться за радиогоризонтом.

Неутешительный вывод в этом случае напрашивается сам собой: суперсовременные (и супердорогие) радиолокационные станции, используемые в качестве основных источников информации для зенитных ракетных систем, оказываются бессильными, когда дело касается пуска ракет за горизонт.

Каков же выход? Боевую стрельбу за радиогоризонт можно осуществлять при наличии данных внешнего целеуказания. Подобную информацию можно получать от спутниковых радионавигационных систем или от собственных самолетов ДРЛО и У типа А-50У (в перспективе – А-100). Однако данных о перелетах отечественных самолетов ДРЛО и У на аэродромы на территории Белоруссии пока нет.

То есть только с помощью данных внешнего целеуказания возможно выведение зенитной управляемой ракеты 40Н6 в предполагаемый район цели, а в дальнейшем, уже на заключительном участке полета ЗУР, применить активное самонаведение, которое и реализовано в ракете этого типа.

При подлете к Е-3 ЗУР 40Н6 включается на излучение передатчик радиолокационной головки самонаведения, производится захват цели на сопровождение и осуществляется последующее поражение самолета. Иными словами, полет ракеты к цели будет состоять из трех этапов: начальный этап полета, этап инерциального наведения с коррекцией, этап самонаведения.

Пока же, заметим, в открытой печати данных о том, что ЗРС С-400 провела боевую стрельбу на предельную дальность с использованием данных внешнего целеуказания, нет. Впрочем, это не исключает и того факта, что такие стрельбы все-таки были и завершились успешно.

Словом, боевая стрельба по самолетам Е-3 дело достаточно непростое и для реализации этого замысла только двух зенитных ракетных дивизионов С-400 явно недостаточно. Даже для того, чтобы наш самолет ДРЛО и У А-50У «сбросил» данные внешнего ЦУ на «Триумф», нужна целая цепь аппаратурных решений. Ведь не передашь же эту координатно-временную информацию с А-50У голосом или флажками.

Так что утверждения о том, что Североатлантический альянс может забыть о разведке с использованием не только самолетов класса AWACS, но еще и беспилотных аппаратов всех типов после передислокации в Белоруссию ЗРС С-400, можно считать некоторым преувеличением (что отнюдь не умаляет высокие боевые возможности «Триумфа»).

Да, зоны барражирования Е-3 и маршруты полетов БЛА в условиях боевых действий вероятному противнику придется от дальней границы зоны поражения ЗРС отодвинуть, но уж совсем возможности вести воздушную и радиотехническую разведку противник даже и в этом случае не лишится. Тут надо все-таки оставаться на реалистических позициях.

Однако, поскольку в настоящее время никакой войны нет, ничто не мешает Соединенным Штатам и государствам Североатлантического альянса в ходе проведения российско-белорусских учений «Союзная решимость – 2022» осуществлять ведение воздушной и радиотехнической разведки с помощью самолетов ДРЛО и У Boeing E-3 Sentry AWACS и стратегических разведывательных беспилотных летательных аппаратов RQ-4 Global Hawk без всяких помех со стороны ЗРС С-400, причем находясь, к примеру, всего лишь в нескольких километрах от государственной границы с Белоруссией. Поскольку если нет нарушений госграницы в воздушном пространстве – то нет и соответствующих претензий (и действий по пресечению полетов самолетов-нарушителей).

И наконец, самое главное. К борьбе с самолетами ДРЛО и У в условиях ведения боевых действий надо привлекать не только зенитные ракетные системы дальнего действия, но и в полном объеме истребительную авиацию. По самым скромным подсчетам, для поражения всего одного самолета Boeing E-3 Sentry AWACS надо задействовать не менее одного истребительного авиационного полка, то есть более 30 самолетов. Е-3, заметим, не летает в полном одиночестве. Его прикрывают истребители Объединенных ВВС НАТО. Поэтому если поставлена задача поразить Е-3, то при реализации этой цели могут разыграться масштабные воздушные бои. Отсюда и такой наряд сил – не менее полка.

То есть, как и обычно, эту боевую задачу надо решать комплексно и системно.

Что касается отдельных неточностей в высказываниях некоторых экспертов, то в этом случае следует заметить, что отечественное вооружение, в том числе и ЗРС «Триумф», безусловно, нуждается в разумной рекламе. Но озвучивать при этом разного рода заблуждения и глупости, а равно как и прибегать к безудержной и ни на чем не основанной похвальбе, вовсе не обязательно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

0
982
На XXII съезде "Единая Россия" утвердила свою монополию

На XXII съезде "Единая Россия" утвердила свою монополию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В партии героев СВО и людей дела повышается роль аппаратных функционеров

0
2487
Киев использовал "сирийскую карту" для ужесточения риторики

Киев использовал "сирийскую карту" для ужесточения риторики

Наталья Приходко

Украинские власти уверены, что Дональд Трамп усилит давление на Россию

0
6252
Размером с Венгрию

Размером с Венгрию

Андрей Мирошкин

Путешествие по заповедным отечественным уголкам

0
4073

Другие новости