В настоящее время вертолетами дальнего радиолокационного обнаружения активно пользуются ВМС Великобритании. Фото с сайта www.defenceimagery.mod.uk
Стремительное развитие вертолетной техники наряду с дальнейшим совершенствованием радиолокационного вооружения, сопровождавшееся снижением массо-габаритных характеристик радаров вкупе с повышением их дальности и точности обнаружения и надежности сопровождения различных целей, позволило разработчикам ряда ведущих стран мира вплотную подойти к задаче создания мобильного вертолетного комплекса радиолокационного дозора (РЛД), способного решать задачи по поиску, обнаружению, классификации и сопровождению воздушных, наземных и надводных целей, а также выдачи по ним данных целеуказания на свои средства поражения или командные пункты для принятия решений на дальнейшие действия.
При этом по сравнению с авиационным комплексом дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе самолета вертолет РЛД имел целый ряд серьезных преимуществ, среди которых можно особо отметить следующие:
– более высокая оперативная гибкость в ходе применения по предназначению в различных сценариях обстановки (возможность базирования на необорудованных аэродромах, аэродромах подскока, в населенных пунктах, на надводных кораблях и пр.);
– возможность базирования данного авиационного комплекса непосредственно на переднем крае (это повышало оперативность его применения и позволяло обеспечить командиров подразделений самой актуальной информацией о противнике);
– высокие оперативность и мобильность, которые в целом соответствовали скорости перемещения армейской наземной боевой техники.
Естественно, что приоритетное внимание к таким вертолетным АВАКСам уделили моряки – именно они в значительной мере испытывали потребность в небольшом авиационном комплексе радиолокационного дозора, который мог бы осуществлять базирование на борту не только крупных авианесущих или амфибийных кораблей, но и боевых надводных кораблей других классов – крейсеров, эсминцев и даже фрегатов.
Впрочем, не менее активно интересовались перспективным винтокрылым «оком в небе» и армейские генералы: наличие вертолета РЛД позволяло существенно повысить эффективность ведения разведки и предупреждения о действиях авиации и наземных сил противника, обеспечивая тем самым возможность более эффективно планировать и проводить наступательные и оборонительные операции, оперативно изменяя состав своих сил и средств и сосредотачивая их на том направлении, откуда, по данным вертолетного АВАКСа, исходила в данный момент наибольшая угроза.
АМЕРИКАНЦЫ НАЧИНАЮТ
Первыми вертолетный комплекс РЛД создали американцы, что было обусловлено появлением достаточно малогабаритного радара и вместительного вертолета для него. В качестве первого была выбрана радиолокационная станция (РЛС) AN/APS-20E, а ее носителем стал самый большой на тот момент вертолет HR2S – такое обозначение в ВС США получила машина S-56, разработанная компанией Игоря Сикорского.
Установка первой РЛС на вертолет была выполнена в 1957 году, а затем аналогичным образом был переоборудован и еще один однотипный вертолет. Обе машины получили обозначение HR2S-1W и имели характерный внешний вид за счет установки в носовой части под фюзеляжем вертолета огромного радиопрозрачного обтекателя из диэлектрического материала, под которым и размещалась весьма большая в диаметре антенна специализированной РЛС. Причем для сохранения летных и пилотажных характеристик машины разработчик провел определенную доработку конструкции винтокрылой машины.
В новой ипостаси вертолет имел следующие основные летно-технические характеристики: длина фюзеляжа – 20,27 м; высота вертолета – 6,71 м, диаметр несущего винта – 21,95 м, взлетная масса – 14 060 кг; силовая установка – два поршневых двигателя R-2800–50 компании Pratt & Whitney мощностью по 1415 кВт каждый, максимальная скорость полета – 196 км/ч, максимальная дальность полета – 354 км, практический потолок – 2438 м.
В свою очередь, AN/APS-20E, прототип которой был создан американцами еще в годы Второй мировой войны, представляла собой весьма мощный радар, способный обнаруживать воздушные и надводные цели на дальности в несколько сотен километров.
По данным, приведенным в спецификации MIL-R-6993A, станция AN/APS-20E имела следующие основные тактико-технические характеристики: рабочий частотный диапазон – S Band (2880 МГц), рабочий частотный диапазон по классификации НАТО – E Band, пиковая мощность – 1,75 МВт, максимальная инструментальная дальность действия – 200 морских миль (около 370,4 км), дальность обнаружения цели типа «эсминец» водоизмещением 2000 т – 200 морских миль (около 370,4 км), дальность обнаружения цели типа «истребитель» – 65 морских миль (около 120,4 км), дальность обнаружения цели типа «средний бомбардировщик» – 85 морских миль (около 157,4 км).
В целом возможности, которые мог предоставить военным оснащенный такой РЛС вертолет радиолокационного дозора, были весьма впечатляющими. Для того времени, конечно. Однако вскоре выяснилось, что вибрации, возникающие во время полета вертолета, настолько сильно ухудшают работу радара, что реальная эффективность его работы по любым целям оказывалась неприемлемо низкой. В конечном итоге Пентагон решил прекратить разработку данного вертолетного комплекса.
БРИТАНЦЫ ПРОДОЛЖАЮТ
После неудачного опыта американцев в течение нескольких десятилетий никто серьезной попытки создания вертолета РЛД не предпринимал. Вполне возможно, что армейские генералы всецело полагались на традиционные средства разведки и «висящие» в воздухе постоянно «большие» АВАКСы – самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, тогда как адмиралам вполне хватало самолетов, а у некоторых стран, включая США и СССР, – еще и подводных лодок радиолокационного дозора. Кроме того, в распоряжении тех и других имелись еще и «всевидящие» спутники разведки различного типа. Однако перерыв длился недолго.
Вторая попытка создания вертолета РЛД была предпринята британцами: Фолклендская война 1982 года наглядно продемонстрировала командованию Королевских ВМС Великобритании, что наличных средств для организации эффективного радиолокационного дозора при действиях на значительном удалении от береговых баз – недостаточно. В результате было принято решение срочно создать для нужд флота корабельный вертолет радиолокационного дозора.
Уже в мае 1982 года британские специалисты приступили к проработке концепции и проекта такой машины, а в следующем месяце начались работы по переоборудованию в вариант вертолета РЛД первых двух противолодочных вертолетов типа «Си Кинг» HAS. 1 (по другим данным, HAS.2).
С вертолетов была демонтирована штатная гидроакустическая станция, а вместо нее – смонтирован специализированный радиотехнический комплекс, состоящий из мощной РЛС дальнего обнаружения кругового обзора «Сёрчуотер» (Thorn EMI Searchwater; аналог специализированной поисковой РЛС, устанавливавшейся на самолеты базовой патрульной авиации «Нимрод» Мk.2), системы опознавания, средств радиотехнической разведки, аппаратуры обработки и отображения данных, а также требуемых средств связи. Состав экипажа вертолета был сокращен до трех человек – пилот и два наблюдателя (на вертолете ПЛО – четыре человека).
РЛС комплекса «Сёрчуотер» размещалась в большом грибовидном радиопрозрачном обтекателе, установленном на специальном шарнирном кронштейне с правого борта вертолета. При этом обтекатель с антенной РЛС в рабочем положении находится в «опущенном» положении и ориентирован вниз, так что расположенная ниже фюзеляжа антенна РЛС не имеет ограничений (затенений) из-за тех или иных деталей конструкции вертолета-носителя и позволяет обеспечить станции круговой обзор. При выполнении же взлета или посадки обтекатель с антенной РЛС поворачивается при помощи гидросистемы на 90 градусов по направлению полета, в результате чего колеса шасси вертолета оказываются ниже обтекателя.
Диаметр и длина обтекателя – 1,8 м, масса РЛС – 545 кг, время поворота обтекателя в рабочее положение – 14 сек. В рабочем положении сам обтекатель антенны РЛС наполняется сжатым воздухом с избыточным давлением 0,035 кг/кв. см, тогда как во время взлета, посадки и в нерабочем положении воздух из обтекателя стравливается.
Пульт оператора тактической обстановки, на который выводится информация с РЛС «Сёрчуотер», размещен в грузовой кабине вертолета и имеет три индикатора: кругового обзора (ориентирован на север и стабилизирован относительно земли), «дальность-азимут» и «дальность».
В режиме патрулирования на высоте 3 км вертолет с помощью РЛС «Сёрчуотер» способен обнаруживать воздушные цели на дальности до 230 км, а также сопровождать одновременно до 40 целей, выдавая без прекращения работы в режиме поиска целеуказание по наиболее опасным из них. Кроме того, станция может использоваться для решения навигационных и метеорологических задач.
Новая машина получила официальное обозначение «Си Кинг» HAEW Mk.2, где HAEW – аббревиатура от Helicopter Airborne Early Warning, хотя обычно применялось обозначение AEW Mk.2. Испытания вертолета РЛД были завершены в 1982 году, всего по такому варианту было переоборудовано девять машин.
В 1985 году было сформировано первое звено в составе трех вертолетов «Си Кинг» AEW Mk.2, которое было включено в состав авиакрыла авианосца «Илластриес» (HMS Illustrious, R06). В следующем году аналогичное звено было развернуто на авианосце «Арк Ройял» (HMS Ark Royal, R07), а затем настала очередь и последнего, а точнее – головного – из авианосцев типа «Инвинсибл» (HMS Invincible, R05). Указанный состав звена – три вертолета – был выбран с тем расчетом, что машины, сменяя друг друга, смогут обеспечить круглосуточное патрулирование в целях решения задачи дальнего радиолокационного обнаружения воздушных и надводных целей.
Впоследствии по заказу британских ВМС в вертолеты РЛД корабельного базирования были переоборудованы четыре противолодочных «Си Кинга» HAS.5, которые получили обозначение «Си Кинг» AEW Mk.5. А в начале 2000-х годов в рамках программы «Цербер» (Cerberus) была осуществлена модернизация вертолетов «Си Кинг» AEW Mk.2 и AEW Mk.5 в вариант «Си Кинг» AsaC.7 (также иногда – AEW.7): главным отличием таких машин стала новая и более мощная РЛС «Сёрчуотер» 2000AEW, имеющая механический тип сканирования.
Американские ВМС делают ставку на морские радары авиационного базирования. Фото с сайта www.dvidshub.net |
16 января 2017 года Минобороны Великобритании на основании сделанного в мае 2015 года по итогам анализа предложений выбора и соответствующего решения, выдало американской корпорации Lockheed Martin контракт стоимостью 269 млн фунтов стерлингов, согласно которому та обязалась поставить британской морской авиации 10 комплектов РЛС «Краунснест».
Главным подрядчиком по программе было определено британское подразделение Lockheed Martin UK – системный интегратор комплекса «Краунснест», а в качестве субподрядчика было назначено британское подразделение французской компании Thales, которая является разработчиком самого радиолокационного комплекса. Последний представляет собой глубоко модернизированный вариант установленного в настоящее время на вертолетах РЛД «Си Кинг» ASaC.7 радара «Сёрчуотер» 2000AEW.
В новые вертолеты РЛД было решено переоборудовать все 30 имевшихся в боевом составе морской авиации британского флота AW101 «Мерлин» HM2, которые в составе 849-й вертолетной эскадрильи британской морской авиации заменили вертолеты аналогичного назначения типа «Си Кинг» ASaC.7. При этом постоянно носителями радиолокационных станций будут являться только 10 из 30 вертолетов.
Первый «Мерлин» в конфигурации вертолета РЛД был облетан в марте 2019 года, а полной оперативной готовности новый вертолетный комплекс радиолокационного дозора должен достичь в текущем году. Машины будут базироваться на борту двух авианосцев типа «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth).
ФРАНЦУЗСКИЕ ДОЗОРНЫЕ
Работы соседей по Ла-Маншу не остались незамеченными во Франции. Военные Пятой Республики решили, что им такой вертолет тоже пригодится, но, правда, несколько для других целей: во-первых, эти машины должны были использоваться для обнаружения и классификации наземных и маловысотных воздушных целей противника, а, во-вторых, на них должна была размещаться аппаратура для выдачи данных целеуказания боевым расчетам реактивных систем залпового огня (РСЗО) и оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) типа «Гадес» (Hades, в переводе с французского – «Аид»).
Последние должны были оснащаться ядерной или обычной боевой частью и планировались к поступлению на вооружение французской армии: первое летное испытание ракеты состоялось в 1988 году, вся разработка была завершена в 1992 году, но годом ранее было принято принципиальное решение закрыть программу и не принимать этот ракетный комплекс на вооружение.
Разработка нового вертолета осуществлялась французскими специалистами в рамках программы «Орхидея» (ORCHIDEE – аббревиатура от Observatoire Radar Coherent Heliporte d’lnvestigation Des Elements Ennemis, что можно перевести с французского как «Вертолетный комплекс радиолокационного дозора для обнаружения противника»). Разработчиком главной составной части «Орхидеи» – радиолокационной станции – являлась крупная французская оборонная компания Thomson-CSF (с декабря 2000 года – Thales Group). Намечалось поставить военным 20 вертолетов, которые было решено создавать на базе уже имевшихся в производстве машин AS332 «Пума» (Puma) компании Aerospatiale, в обозначение которых добавили слово Orchidee (AS332 Orchidee).
Вертолеты необходимо было оборудовать специальной аппаратурой, основу которой составляла мощная РЛС с вращающейся антенной, размещенной внизу хвостовой части фюзеляжа, в связи с чем пришлось доработать хвостовую часть фюзеляжа вертолета-носителя (вся аппаратура РЛС и средства обработки и передачи развединформации располагались в грузовой кабине машины). Минусом было то, что при выпущенном положении антенны РЛС максимальная скорость полета вертолета ограничивалась 185 км/ч. В нерабочем положении антенна РЛС складывалась, и ограничений по скорости уже не было.
По имеющимся данным, дальность обнаружения целей у опытного образца РЛС составляла 60–70 км – в два раза меньше требуемой. Впоследствии она была доведена, по имеющимся данным, до 200 км, но дальность действия цифровой линии связи, по которой полученные разведданные передавались на мобильные наземные пункты управления, составляла всего 100 км. Последнее объяснялось незначительной мощностью радиопередатчика за счет применения остронаправленной приемной антенны на наземном пункте управления.
Достоинством данной РЛС была возможность перестройки рабочей частоты излучаемого сигнала, что повышало ее помехоустойчивость в условиях применения противником средств радиоэлектронного противодействия (быстрая перестройка несущей частоты использовалась и в связной аппаратуре, где также применялось кодирование информации с помощью корректирующих кодов, позволяющих обнаруживать и исправлять ошибки, возникающие в процессе передачи информации). Плюсом станции был и незначительный уровень боковых лепестков диаграммы направленности антенны.
В состав специализированного радиотехнического комплекса вертолета AS332 Orchidee также планировалось включить различные системы радиоэлектронной и радиотехнической разведки (РРТР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Однако на опытной машине, в роли которой выступил один из серийных вертолетов «Пума», разработчик установил только пассивные средства, представленные приемниками системы предупреждения об электромагнитном облучении (система «Шерлок») и инфракрасными ловушками. Прототип перспективного вертолетного комплекса РЛД был облетан в 1986 году, а с установленной на нем системой «Орхидея» – в июне 1990 года.
Окончание холодной войны и исчезновение главного серьезного врага – Советского Союза – привели к тому, что в странах НАТО приступили к пересмотру своих дорогостоящих программ в области обороны. Не остался в стороне и Париж. Среди прочего были закрыты и программа ОТРК «Гадес», и соответственно программа создания вертолета РЛД, который должен был ее «обслуживать». Решение о закрытии программы в августе 1990 года принял, как утверждают, лично министр обороны Жан-Пьер Шевенман.
Впрочем, здесь в дело вновь вмешался, как это не раз бывало, случай.
Дело в том, что как раз в это время, в августе, иракские войска вторглись в Кувейт, после чего возглавляемая Вашингтоном антииракская коалиция приступила к осуществлению операции «Щит пустыни» (проходила со 2 августа 1990 года по 17 января 1991 года), а СБ ООН в ноябре 1990 года принял резолюцию, позволяющую применить по отношению к Ираку все доступные меры воздействия, предусмотренные Уставом ООН. В итоге американцы со своими союзниками решают провести операцию «Буря в пустыне», которая и проходит триумфально – для антииракской коалиции – с 17 января по 28 февраля 1991 года.
Подключившиеся к антисаддамовской коалиции французские военные тут же вспомнили о вертолете с системой «Орхидея» (французская часть операции получила кодовое имя Operation Daguet). Командующий французским контингентом корпусной генерал Мишель Рокжоффр попросил предоставить данный вертолет в его распоряжение на время операции, а потом, дескать, уже и списывайте его.
В январе 1991 года вертолет прибыл в Саудовскую Аравию, где проходило сосредоточение группировки войск антисаддамовской коалиции. Американцы отнеслись к «Орхидее» скептически, но после первых же результатов ее боевого применения в корне поменяли свое мнение.
Получаемая в ходе боевого вылета вертолета с помощью специализированного радиотехнического комплекса развединформация немедленно передавалась в штаб 18-го воздушно-десантного корпуса СВ США, где неизменно получала высокую оценку. Известно, что как минимум дважды с помощью «Орхидеи» удавалось запеленговать источники мощного радиоизлучения, а именно включавшиеся РЛС противника, которые немедленно уничтожались американскими самолетами А-6 и А-10. В общей сложности французский вертолет выполнил 24 боевых вылета, продемонстрировав возможность с высокой вероятностью, надежностью и точностью обнаруживать колонны бронетехники противника на достаточно большой дальности, которые затем подвергались ударам с применением вертолетов АН-64 «Апач».
Результаты боевого применения «Орхидеи» не остались незамеченными и во Франции: в конечном итоге было принято решение возобновить программу создания вертолетного комплекса радиолокационного дозора, но теперь в качестве вертолета-носителя был выбран более совершенный вариант «Пумы» – многоцелевой транспортный вертолет AS532UL «Кугар» (Cougar), гражданский вариант которого известен под обозначением AS332 «Супер пума» (Super Puma).
Работы по новому вертолету осуществлялись в рамках программы «Горизонт» (Horizon – аббревиатура от Helicoptere d’Observation Radar et d’lnvestigation sur Zone, что можно перевести с французского как «Вертолетный комплекс радиолокационного дозора для поля боя»). Начата она была почти сразу же после окончания операции «Буря в пустыне».
Сам вертолет соответственно получил обозначение AS532 Horizon. Его первый полет состоялся 8 декабря 1992 года, к декабрю 1994 года на машине смонтировали в полном составе комплект специализированного радиотехнического комплекса, а в июне 1996 года французские военные получили первый вертолет РЛД нового типа. Вторая машина была передана в декабре 1996 года, третья – в 1997 году, а четвертая, последняя, поступила к заказчику в 1998 году.
Вертолетный комплекс радиолокационного дозора AS532 «Горизонт» предназначен для наблюдения за районом боевых действий в зоне ответственности армейского корпуса с целью обнаружения и классификации различных наземных целей (в том числе мобильных), а также низколетящих воздушных целей (таких как вертолеты и беспилотники) и выдачи данных целеуказания по ним на средства поражения.
Основа специализированного радиотехнического комплекса данного вертолета – импульсно-допплеровская многорежимная РЛС типа «Горизонт», антенна кругового вращения которой, как и у предшественника, размещена в хвостовой части фюзеляжа вертолета. В нерабочем положении она складывается, причем в рабочем положении также было установлено ограничение по скорости – 180 км/ч.
РЛС типа «Горизонт» способна обнаруживать мобильные наземные цели и низколетящие воздушные цели на дальности до 150–200 км от линии соприкосновения войск и в полосе шириной 60–80 км. Точность определения дальности составляет порядка 40 м, а скорости – 2 м/с. Однако классифицировать цели комплекс оказался способен только на дистанции до 4 км.
Нормальная высота полета вертолета – 3–4 км, но в целях снижения вероятности поражения средствами ПВО противника вертолет должен действовать в так называемом режиме подскока: вертолет «подскакивал» на высоту 3–4 км, станция быстро – всего за 10 секунд – выполняла сканирование подстилающей поверхности площадью 20 тыс. кв. м на дальности до 200 км, после чего экипаж уводил машину вниз, на малую высоту, где ЭВМ радиотехнического комплекса выполняла анализ собранной информации, а затем данные передавались по закрытому каналу связи на командный пункт или иные потребители, который могли располагаться на дальности до 150 км.
Живучесть вертолетного комплекса обеспечивалась также за счет внедрения специальных режимов работы РЛС: так, сектор наблюдения сканируется РЛС однократно и в случайные моменты времени (полученная информация обрабатывается и запоминается), а рабочая частота излучения РЛС изменяется в зависимости от текущей тактической обстановки.
Полное развертывание группировки из четырех вертолетов AS532 «Горизонт» и двух наземных командных пунктов во французской армии было выполнено до конца 2002 года, однако, по имеющимся данным, в 2008 году данный вертолетный комплекс РЛД был снят с вооружения ВС Франции (утверждается, что в целях сокращения расходов).
ИТАЛЬЯНСКИЕ «МЕРЛИН» И КИТАЙСКИЕ БЛУЖДАНИЯ
Британские и французские военные были не единственными европейскими членами блока НАТО, кто получил в свое распоряжение вертолеты РЛД. Так, например, в составе размещенного на борту универсального десантного корабля-вертолетоносца «Хуан Карлос I» (Juan Carlos I) из боевого состава ВМС Испании авиакрыла имеется и звено вертолетов радиолокационного дозора на базе модели SH-3 «Си Кинг».
Еще один вариант вертолета РЛД был создан итальянской компанией Agusta Westland (сегодня – Leonardo Helicopters) по заказу командования ВМС Италии на базе многоцелевого вертолета AW101 (EH101) «Мерлин» 110-й модели и специализированного радиотехнического комплекса на базе РЛС Eliradar HEW-784 с дальностью обнаружения до 250 км, большая неподвижная антенна которой размещена в подфюзеляжном обтекателе. Вертолет, внешне схожий с противолодочной версией «Мерлина», получил вначале обозначение «модель 112», но с 7 июня 2012 года, согласно новой классификации ВМС Италии, именуется EH-101A. Всего было построено и передано заказчику четыре такие машины.
В завершение же нашего обзора зарубежных вертолетов радиолокационного дозора стоит сказать несколько слов о китайском варианте такой системы вооружения, о которой, впрочем, имеется не так уж и много сведений.
Впервые информация о китайском вертолетном комплексе РЛД появилась в октябре 2009 года, когда в Сети были размещены фотографии вертолета Z-8, представляющего собой китайский вариант французского «Супер Фрелона» (Super Frelon) и, вероятно, оснащенного радиотехническим комплексом РЛД.
Такое предположение основывается на том, что на фотографиях указанного вертолета в хвостовой части последнего виден прямоугольный контейнер, напоминающий антенну РЛС типа «Горизонт». Впрочем, судя по всему, работы по данному проекту серьезного успеха не имели, поскольку Пекин примерно в то же время был вынужден приобрести для своей морской авиации партию российских Ка-31.
Последний – это самый успешный на сегодня проект вертолета радиолокационного дозора, который отличается от своих зарубежных аналогов как более высокими летно-техническими характеристиками самой машины, так и намного более высокими тактико-техническими характеристиками установленного на ней специализированного радиотехнического комплекса. Более подробно об этом уникальном авиационном комплексе мы расскажем в отдельной публикации. H
комментарии(0)