0
7884
Газета Вооружения Интернет-версия

24.02.2022 20:37:00

Через тернии к пятому поколению

Китай вошел в узкий круг стран, создающих новейшие истребители

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – независимый военный эксперт.

Тэги: вооружение, китай, авиация, истребители, пятое поколение


вооружение, китай, авиация, истребители, пятое поколение Пекин с головокружительной скоростью развивает военные авиационные технологии. Фото с сайта www.mod.gov.cn

За семь десятилетий существования КНР авиация этой страны прошла путь от абсолютной зависимости от импорта боевых самолетов до самостоятельного создания истребителей 5-го поколения.

ИСТОРИЯ КИТАЙСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Разумеется, на первом этапе существования ВВС НОАК единственным поставщиком техники для них был СССР. Сначала «народный Китай» получал поршневые самолеты времен Второй мировой и первых послевоенных лет. Это были до 500 истребителей Ла-9 и Ла-11. Затем на вооружение китайских ВВС поступили первые реактивные истребители – 53 Як-17 (в качестве учебных) и 372 МиГ-9. Главным же приобретением Пекина в начале 1950-х стали примерно 2,3 тыс. МиГ-15 (включая учебно-боевые МиГ-15УТИ). Со всеми этими машинами КНР приняла участие в Корейской войне, в ходе которой ее ВВС потеряли 3 Ла-11 и 83 МиГ-15.

После окончания войны Китай продолжал получать из СССР самую современную по тем временам авиационную технику, в частности – не менее 600 истребителей МиГ-17 (существенно усовершенствованный МиГ-15).

При этом с середины 1950-х в Китае начало разворачиваться собственное производство авиационной техники, сначала по советским лицензиям, а затем без них (путем воровства технологий). Так, было выпущено 767 МиГ-17 под названием J-5. По лицензии под названием J-6 было изготовлено 200 истребителей МиГ-19, затем до конца 1980-х без лицензии в нескольких вариантах было произведено до 3 тыс. J-6 (включая экспортные F-6). Также без лицензии производились учебно-боевые версии данных истребителей – 974 JJ-5 и 634 JJ-6 (FT-5 и FT-6 в экспортных вариантах).

И уже в 1950-е годы Китай начал экспортировать авиационную технику, как полученную от СССР, так и собственного производства. ВВС КНДР получили от Пекина до 300 МиГ-15/17. Полученные из Китая J-6 пакистанских ВВС в ходе войны против Индии 1971 года сбили от 6 до 10 индийских самолетов («Хантеров» и Су-7, но, возможно, также 1 МиГ-21) при собственных потерях от четырех до девяти машин («Нью-Дели отмечает одну из самых важных побед», «НВО», 04.12.20).

В первой половине 1960-х между Китаем и СССР произошел полный политический разрыв, поставивший страны на грань войны. Впрочем, Пекин еще успел получить от Москвы несколько истребителей МиГ-21 (самой ранней модификации Ф-13). С середины 1960-х военно-техническое сотрудничество между Пекином и Москвой прервалось до конца 1980-х.

В сложившейся ситуации КНР должна была обеспечивать себя авиационной техникой самостоятельно. Данную задачу усложняла начавшаяся в Китае культурная революция, сопровождавшаяся тотальным разгромом отечественной науки. Из-за этого программы создания новых самолетов и вертолетов задерживались на годы или даже десятилетия.

В середине 1960-х было развернуто производство истребителя J-7 (экспортное название – F-7), в первоначальном варианте скопированного с МиГ-21Ф-13. Этих первоначальных машин было выпущено немногим более 30, причем большая их часть ушла в Албанию. В 1970-е годы началось производство усовершенствованных версий – J-7I (147 для китайских ВВС, 60 на экспорт под названием F-7А), J-7II (375 для ВВС НОАК, до 200 на экспорт под названием F-7В/С), J-7Н (221 для собственных ВВС, около 250 на экспорт под названием F-7М, производство этой модификации продолжалось до 1993 года). Основными покупателями этих машин стали ВВС Египта, Ирака, Ирана (притом что Иран и Ирак в этот период воевали между собой), 15 J-7II и 1 F-7М были проданы Вашингтону для имитации советских МиГ-21 при обучении летчиков ВВС США, по 60 F-7М купили Пакистан и Мьянма.

На завершающем этапе Вьетнамской войны не менее 50 J-5 и J-6 получили ВВС ДРВ, в боях с американскими «Фантомами» было потеряно от 5 до 10 J-6, которые, в свою очередь, сбили не менее трех F-4. При этом, однако, Китай был главным поставщиком оружия для противника Ханоя – полпотовской Кампучии, которая, в частности, приобрела в Китае 20 J-5 и около 10 J-6, а также не менее 10 транспортных и учебных самолетов. Китай стал основным поставщиком авиационной техники для ВВС Танзании и Замбии. Крупными импортерами китайских боевых самолетов являлись Пакистан, Иран, Ирак, Бангладеш, Мьянма (в то время – Бирма), Судан.

В 1980-е годы Китай начал преодолевать последствия культурной революции, правда, в 1989 году по военно-техническому сотрудничеству со странами НАТО серьезный удар нанесли события на площади Тяньаньмэнь, зато начали быстро восстанавливаться связи с СССР.

В Китае продолжилось развитие и совершенствование советского МиГ-21. В первую очередь это воплотилось в новых модификациях J-7. Китай получил из Египта образец истребителя МиГ-21МФ. На его основе были созданы J-7С и J-7D, впрочем, выпущенные в крайне ограниченном количестве (не более 50 машин). Кроме того, начался выпуск учебно-боевого самолета JJ-7 (FT-7 в экспортном варианте). Также в Китае был создан истребитель J-8I, внешне напоминавший несколько увеличенный по размерам МиГ-21. Было выпущено до 100 машин (в том числе в модификациях J-8А/Е/R), но в целом самолет оказался неудачным, к настоящему времени не более 50 из них остались на хранении, в строю этих истребителей уже давно нет, зарубежных покупателей для них также не нашлось.

В 1950-е годы в Китае выпускалась по лицензии под названием PL-1 советская ракета «воздух–воздух» К-5. В начале 1960-х на вооружение советских ВВС поступила ракета К-13 (Р-3, Р-13), созданная на основе полученного как раз из Китая американского «Сайдвиндера». Она выпускалась по лицензии в Китае под названием PL-2, затем был создан усовершенствованный вариант PL-5 с дальностью до 18 км. В 1970-е годы в Китае на основе французского «Мажика» была разработана ракета PL-7 с дальностью полета 14 км. Итальянская ракета «Аспид» в Китае была скопирована под названием PL-10 (затем на ее основе была создана PL-11 с дальностью до 75 км). На основе американской AIM-7 «Спарроу», полученной из Вьетнама, в Китае была разработана ракета PL-4 в вариантах PL-4А (полуактивная радиолокационная ГСН, дальность 18 км) и PL-4В (ИК ГСН, 8 км).

НОВЫЕ ВРЕМЕНА

В конце 1980-х руководство СССР приняло решение разрешить продажу в Китай тяжелого истребителя 4-го поколения Су-27, а также ракет «воздух-воздух» Р-27 и Р-73 для него. Этот самолет стал «системообразующим» для китайских ВВС и остается таковым до нынешнего момента. Контракт был подписан в марте 1991 года, поэтому выполнять его пришлось уже России. Еще несколько контрактов были подписаны с Россией, всего по ним было поставлено в КНР 78 машин в весьма необычном соотношении: 36 боевых Су-27СК и 42 учебно-боевых Су-27УБК (обычно соотношение боевых и учебно-боевых самолетов составляет 3–4:1). К ним было получено по несколько сотен ракет Р-73 и Р-27 (последние – с Украины). В 1998 году началась реализация лицензионного производства в Китае 200 Су-27СК под названием J-11А. Однако, произведя 105 машин, Китай отказался от выпуска остальных 95 и перешел к безлицензионному производству собственного варианта Су-27 под названием J-11В (включая учебно-боевой вариант J-11BS и J-11BH/BSH для морской авиации).

Также в 1990-е годы было развернуто производство израильских ракет класса «воздух-воздух» «Питон-3» под местным названием PL-8.

Несмотря на приобретение истребителей 4-го поколения, Китай продолжил развивать и совершенствовать машины 2-го и 3-го поколений. Были созданы истребители J-7Е (выпущено не менее 260 для ВВС НОАК и до 90 на экспорт) и J-7G (не менее 80 для китайских ВВС, 16 на экспорт), производство последних продолжалось до 2012 года. Кроме традиционных Пакистана и Бангладеш покупателями данных версий J-7 стали ВВС Нигерии и Намибии.

Было также начато производство истребителя 3-го поколения J-8II, который не имел прямых советских аналогов, но внешне напоминал Су-15 и МиГ-23 (хотя имел фиксированное треугольное крыло). Было выпущено не менее 260 машин в нескольких модификациях. В целом J-8 в обоих своих основных вариантах стал тупиковой ветвью развития китайской авиации.

В ХХI веке Пекин получил от Москвы 101 истребитель-бомбардировщик Су-30МКК/МК2, 24 истребителя Су-35С, несколько сотен авиационных двигателей для самолетов J-10 и JF-17, речь о которых пойдет ниже. Столь массовые закупки в России современной авиационной техники свидетельствуют о том, что до конца зависимость от импорта Китай не преодолел.

Продолжалось совершенствование истребителя МиГ-21/J-7. На основе учебно-боевого JJ-7 был создан учебный самолет JL-9. На основе собственно J-7 был разработан JF-17, который считается истребителем 4-го поколения (при том что МиГ-21 относился ко второму поколению). Впрочем, на вооружение НОАК он принят не был, а его производство передано Пакистану. Таким образом, сейчас JF-17 юридически считается пакистанским самолетом, именно Пакистан будет и его экспортером. Уже начаты поставки этого истребителя в Мьянму и Нигерию. По-видимому, именно JF-17 пакистанских ВВС в феврале 2019 года сбил МиГ-21 «бизон», принадлежавший ВВС Индии.

Кроме того, списанные J-6 и J-7 в значительных количествах переоборудуются в боевые БПЛА. Такие машины являются идеальным средством прорыва даже самой сильной ПВО («Технологии безлюдной войны», «НВО», 21.05.21).

Продолжало в Китае развиваться и семейство Су-27. Закупленный в России Су-30МКК в рекордно короткие сроки был скопирован под названием J-16. На основе купленного на Украине прототипа палубного Су-27К производятся истребители J-15 для двух китайских авианосцев. Пока неясно, дойдет ли дело до нелегального копирования Су-35С.

Весьма своеобразным является происхождение китайского легкого истребителя J-10, который сейчас заменяет J-7 и J-8. В 1980-е годы в Израиле был создан прототип истребителя «Лави», сходный по конструкции с американским F-16, но с израильским оборудованием. В США увидели в этом самолете конкурента самому F-16 и заставили Израиль отказаться от проекта. Своеобразной местью евреев стала продажа ими данного проекта в Китай, где он с определенными изменениями превратился в J-10, серийное производство которого началось в 2002 году. Китай активно предлагает J-10 на экспорт, но пока ни одного самолета этого типа никому продать не удалось.

Что касается оружия современных китайских истребителей, то ракета «воздух-воздух» собственной разработки PL-9 с ИК ГСН имеет дальность полета 22 км, PL-12 с активным радиолокационным наведением – до 100 км (она создана на основе российской Р-77, которая также закупалась и напрямую), PL-15 тоже с активным радиолокационным наведением – до 350 км.

В ХХI веке Китай вошел в очень узкий круг стран, создающих истребители 5-го поколения. Более того, он стал единственной, кроме США, страной, создающей два типа таких истребителей – тяжелый J-20 (alter ego американского F-22) и легкий J-31, который, видимо, рассматривался как аналог F-35 (очевидно, его предполагалось создавать также в палубном и экспортном вариантах). Однако сейчас судьба J-31 совершенно неясна, программа не продвинулась дальше выпуска двух прототипов. Формально Китай обошел Россию в создании истребителей 5-го поколения, поскольку Су-57 в строевые части ВКС РФ до сих пор не поступил, в отличие от J-20 в ВВС НОАК.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Гонконгский миллиардер отказывается от Панамского канала

Гонконгский миллиардер отказывается от Панамского канала

Владимир Скосырев

Вашингтон наказал  иммигрантов и китайцев

0
1306
Европа увидела риск неполучения помощи от Федрезерва США

Европа увидела риск неполучения помощи от Федрезерва США

Михаил Сергеев

Пекин провел финансовый форум стран глобального Юга для создания нового международного порядка

0
2233
Евросоюз превращается в военный блок

Евросоюз превращается в военный блок

Юрий Паниев

Старый Свет вступает в "эпоху перевооружения"

0
3014
"Безголосый" заставил Вашингтон себя слушать

"Безголосый" заставил Вашингтон себя слушать

Владимир Скосырев

Реинкарнация далай-ламы может состояться за пределами Тибета

0
1680

Другие новости