Пекин с головокружительной скоростью развивает военные авиационные технологии. Фото с сайта www.mod.gov.cn
За семь десятилетий существования КНР авиация этой страны прошла путь от абсолютной зависимости от импорта боевых самолетов до самостоятельного создания истребителей 5-го поколения.
ИСТОРИЯ КИТАЙСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
Разумеется, на первом этапе существования ВВС НОАК единственным поставщиком техники для них был СССР. Сначала «народный Китай» получал поршневые самолеты времен Второй мировой и первых послевоенных лет. Это были до 500 истребителей Ла-9 и Ла-11. Затем на вооружение китайских ВВС поступили первые реактивные истребители – 53 Як-17 (в качестве учебных) и 372 МиГ-9. Главным же приобретением Пекина в начале 1950-х стали примерно 2,3 тыс. МиГ-15 (включая учебно-боевые МиГ-15УТИ). Со всеми этими машинами КНР приняла участие в Корейской войне, в ходе которой ее ВВС потеряли 3 Ла-11 и 83 МиГ-15.
После окончания войны Китай продолжал получать из СССР самую современную по тем временам авиационную технику, в частности – не менее 600 истребителей МиГ-17 (существенно усовершенствованный МиГ-15).
При этом с середины 1950-х в Китае начало разворачиваться собственное производство авиационной техники, сначала по советским лицензиям, а затем без них (путем воровства технологий). Так, было выпущено 767 МиГ-17 под названием J-5. По лицензии под названием J-6 было изготовлено 200 истребителей МиГ-19, затем до конца 1980-х без лицензии в нескольких вариантах было произведено до 3 тыс. J-6 (включая экспортные F-6). Также без лицензии производились учебно-боевые версии данных истребителей – 974 JJ-5 и 634 JJ-6 (FT-5 и FT-6 в экспортных вариантах).
И уже в 1950-е годы Китай начал экспортировать авиационную технику, как полученную от СССР, так и собственного производства. ВВС КНДР получили от Пекина до 300 МиГ-15/17. Полученные из Китая J-6 пакистанских ВВС в ходе войны против Индии 1971 года сбили от 6 до 10 индийских самолетов («Хантеров» и Су-7, но, возможно, также 1 МиГ-21) при собственных потерях от четырех до девяти машин («Нью-Дели отмечает одну из самых важных побед», «НВО», 04.12.20).
В первой половине 1960-х между Китаем и СССР произошел полный политический разрыв, поставивший страны на грань войны. Впрочем, Пекин еще успел получить от Москвы несколько истребителей МиГ-21 (самой ранней модификации Ф-13). С середины 1960-х военно-техническое сотрудничество между Пекином и Москвой прервалось до конца 1980-х.
В сложившейся ситуации КНР должна была обеспечивать себя авиационной техникой самостоятельно. Данную задачу усложняла начавшаяся в Китае культурная революция, сопровождавшаяся тотальным разгромом отечественной науки. Из-за этого программы создания новых самолетов и вертолетов задерживались на годы или даже десятилетия.
В середине 1960-х было развернуто производство истребителя J-7 (экспортное название – F-7), в первоначальном варианте скопированного с МиГ-21Ф-13. Этих первоначальных машин было выпущено немногим более 30, причем большая их часть ушла в Албанию. В 1970-е годы началось производство усовершенствованных версий – J-7I (147 для китайских ВВС, 60 на экспорт под названием F-7А), J-7II (375 для ВВС НОАК, до 200 на экспорт под названием F-7В/С), J-7Н (221 для собственных ВВС, около 250 на экспорт под названием F-7М, производство этой модификации продолжалось до 1993 года). Основными покупателями этих машин стали ВВС Египта, Ирака, Ирана (притом что Иран и Ирак в этот период воевали между собой), 15 J-7II и 1 F-7М были проданы Вашингтону для имитации советских МиГ-21 при обучении летчиков ВВС США, по 60 F-7М купили Пакистан и Мьянма.
На завершающем этапе Вьетнамской войны не менее 50 J-5 и J-6 получили ВВС ДРВ, в боях с американскими «Фантомами» было потеряно от 5 до 10 J-6, которые, в свою очередь, сбили не менее трех F-4. При этом, однако, Китай был главным поставщиком оружия для противника Ханоя – полпотовской Кампучии, которая, в частности, приобрела в Китае 20 J-5 и около 10 J-6, а также не менее 10 транспортных и учебных самолетов. Китай стал основным поставщиком авиационной техники для ВВС Танзании и Замбии. Крупными импортерами китайских боевых самолетов являлись Пакистан, Иран, Ирак, Бангладеш, Мьянма (в то время – Бирма), Судан.
В 1980-е годы Китай начал преодолевать последствия культурной революции, правда, в 1989 году по военно-техническому сотрудничеству со странами НАТО серьезный удар нанесли события на площади Тяньаньмэнь, зато начали быстро восстанавливаться связи с СССР.
В Китае продолжилось развитие и совершенствование советского МиГ-21. В первую очередь это воплотилось в новых модификациях J-7. Китай получил из Египта образец истребителя МиГ-21МФ. На его основе были созданы J-7С и J-7D, впрочем, выпущенные в крайне ограниченном количестве (не более 50 машин). Кроме того, начался выпуск учебно-боевого самолета JJ-7 (FT-7 в экспортном варианте). Также в Китае был создан истребитель J-8I, внешне напоминавший несколько увеличенный по размерам МиГ-21. Было выпущено до 100 машин (в том числе в модификациях J-8А/Е/R), но в целом самолет оказался неудачным, к настоящему времени не более 50 из них остались на хранении, в строю этих истребителей уже давно нет, зарубежных покупателей для них также не нашлось.
В 1950-е годы в Китае выпускалась по лицензии под названием PL-1 советская ракета «воздух–воздух» К-5. В начале 1960-х на вооружение советских ВВС поступила ракета К-13 (Р-3, Р-13), созданная на основе полученного как раз из Китая американского «Сайдвиндера». Она выпускалась по лицензии в Китае под названием PL-2, затем был создан усовершенствованный вариант PL-5 с дальностью до 18 км. В 1970-е годы в Китае на основе французского «Мажика» была разработана ракета PL-7 с дальностью полета 14 км. Итальянская ракета «Аспид» в Китае была скопирована под названием PL-10 (затем на ее основе была создана PL-11 с дальностью до 75 км). На основе американской AIM-7 «Спарроу», полученной из Вьетнама, в Китае была разработана ракета PL-4 в вариантах PL-4А (полуактивная радиолокационная ГСН, дальность 18 км) и PL-4В (ИК ГСН, 8 км).
НОВЫЕ ВРЕМЕНА
В конце 1980-х руководство СССР приняло решение разрешить продажу в Китай тяжелого истребителя 4-го поколения Су-27, а также ракет «воздух-воздух» Р-27 и Р-73 для него. Этот самолет стал «системообразующим» для китайских ВВС и остается таковым до нынешнего момента. Контракт был подписан в марте 1991 года, поэтому выполнять его пришлось уже России. Еще несколько контрактов были подписаны с Россией, всего по ним было поставлено в КНР 78 машин в весьма необычном соотношении: 36 боевых Су-27СК и 42 учебно-боевых Су-27УБК (обычно соотношение боевых и учебно-боевых самолетов составляет 3–4:1). К ним было получено по несколько сотен ракет Р-73 и Р-27 (последние – с Украины). В 1998 году началась реализация лицензионного производства в Китае 200 Су-27СК под названием J-11А. Однако, произведя 105 машин, Китай отказался от выпуска остальных 95 и перешел к безлицензионному производству собственного варианта Су-27 под названием J-11В (включая учебно-боевой вариант J-11BS и J-11BH/BSH для морской авиации).
Также в 1990-е годы было развернуто производство израильских ракет класса «воздух-воздух» «Питон-3» под местным названием PL-8.
Несмотря на приобретение истребителей 4-го поколения, Китай продолжил развивать и совершенствовать машины 2-го и 3-го поколений. Были созданы истребители J-7Е (выпущено не менее 260 для ВВС НОАК и до 90 на экспорт) и J-7G (не менее 80 для китайских ВВС, 16 на экспорт), производство последних продолжалось до 2012 года. Кроме традиционных Пакистана и Бангладеш покупателями данных версий J-7 стали ВВС Нигерии и Намибии.
Было также начато производство истребителя 3-го поколения J-8II, который не имел прямых советских аналогов, но внешне напоминал Су-15 и МиГ-23 (хотя имел фиксированное треугольное крыло). Было выпущено не менее 260 машин в нескольких модификациях. В целом J-8 в обоих своих основных вариантах стал тупиковой ветвью развития китайской авиации.
В ХХI веке Пекин получил от Москвы 101 истребитель-бомбардировщик Су-30МКК/МК2, 24 истребителя Су-35С, несколько сотен авиационных двигателей для самолетов J-10 и JF-17, речь о которых пойдет ниже. Столь массовые закупки в России современной авиационной техники свидетельствуют о том, что до конца зависимость от импорта Китай не преодолел.
Продолжалось совершенствование истребителя МиГ-21/J-7. На основе учебно-боевого JJ-7 был создан учебный самолет JL-9. На основе собственно J-7 был разработан JF-17, который считается истребителем 4-го поколения (при том что МиГ-21 относился ко второму поколению). Впрочем, на вооружение НОАК он принят не был, а его производство передано Пакистану. Таким образом, сейчас JF-17 юридически считается пакистанским самолетом, именно Пакистан будет и его экспортером. Уже начаты поставки этого истребителя в Мьянму и Нигерию. По-видимому, именно JF-17 пакистанских ВВС в феврале 2019 года сбил МиГ-21 «бизон», принадлежавший ВВС Индии.
Кроме того, списанные J-6 и J-7 в значительных количествах переоборудуются в боевые БПЛА. Такие машины являются идеальным средством прорыва даже самой сильной ПВО («Технологии безлюдной войны», «НВО», 21.05.21).
Продолжало в Китае развиваться и семейство Су-27. Закупленный в России Су-30МКК в рекордно короткие сроки был скопирован под названием J-16. На основе купленного на Украине прототипа палубного Су-27К производятся истребители J-15 для двух китайских авианосцев. Пока неясно, дойдет ли дело до нелегального копирования Су-35С.
Весьма своеобразным является происхождение китайского легкого истребителя J-10, который сейчас заменяет J-7 и J-8. В 1980-е годы в Израиле был создан прототип истребителя «Лави», сходный по конструкции с американским F-16, но с израильским оборудованием. В США увидели в этом самолете конкурента самому F-16 и заставили Израиль отказаться от проекта. Своеобразной местью евреев стала продажа ими данного проекта в Китай, где он с определенными изменениями превратился в J-10, серийное производство которого началось в 2002 году. Китай активно предлагает J-10 на экспорт, но пока ни одного самолета этого типа никому продать не удалось.
Что касается оружия современных китайских истребителей, то ракета «воздух-воздух» собственной разработки PL-9 с ИК ГСН имеет дальность полета 22 км, PL-12 с активным радиолокационным наведением – до 100 км (она создана на основе российской Р-77, которая также закупалась и напрямую), PL-15 тоже с активным радиолокационным наведением – до 350 км.
В ХХI веке Китай вошел в очень узкий круг стран, создающих истребители 5-го поколения. Более того, он стал единственной, кроме США, страной, создающей два типа таких истребителей – тяжелый J-20 (alter ego американского F-22) и легкий J-31, который, видимо, рассматривался как аналог F-35 (очевидно, его предполагалось создавать также в палубном и экспортном вариантах). Однако сейчас судьба J-31 совершенно неясна, программа не продвинулась дальше выпуска двух прототипов. Формально Китай обошел Россию в создании истребителей 5-го поколения, поскольку Су-57 в строевые части ВКС РФ до сих пор не поступил, в отличие от J-20 в ВВС НОАК.
комментарии(0)