Опытный вертолет Ка-31 с бортовым номером 032 долгое время использовался для отработки технологий. Фото Владимира Карнозова
Процессы развития самолетов и вертолетов корабельного базирования, происходящие в ведущих зарубежных странах мира, в Советском Союзе изучали очень внимательно. В том числе это касалось и вопросов создания палубных авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ).
В итоге, по достоинству оценив преимущества самолетов и вертолетов такого назначения, командование ВМФ СССР решило от вероятного противника по этой части не отставать. И поручило приступить к работам в данной области, подключив к ним профильные научно-исследовательские институты и предприятия оборонно-промышленного комплекса.
И если в части, касающейся палубных самолетов данного класса, возникли объективные сложности, связанные в том числе с отсутствием носителей для самолетов – авианосцев подходящих размерений и водоизмещения, то в отношении вертолетов у отечественных специалистов была значительная фора.
В результате в начале 1980-х годов было принято решение о необходимости создании перспективного комплекса радиолокационного дозора на базе вертолета корабельного базирования. Выбор пал на машину камовской фирмы – палубный транспортно-боевой вертолет Ка-29, первоначально носивший обозначение Ка-252ТБ и созданный, в свою очередь, на базе противолодочного вертолета Ка-27.
Активные работы по новой винтокрылой машине, получившей на этапе научно-исследовательских работ обозначение Ка-252РЛД (РЛД – от «радиолокационный дозор»), а затем переименованной в Ка-31, развернулись с 1985 года. А уже в следующем году были утверждены эскизный проект и полномасштабный макет вертолета.
«ДЕСАНТНИК» ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ДОЗОРНОГО
В рамках реализации программы создания отечественного вертолета радиолокационного дозора на подмосковном Ухтомском вертолетном заводе имени Н.И. Камова были построены два летных прототипа, для которых использовали недостроенные планеры транспортно-боевых вертолетов корабельного базирования Ка-29. Одно из заметных внешних отличий Ка-31 от базового Ка-29 – дополнительные топливные баки в удлиненных наплывах фюзеляжа за кабиной экипажа.
Основной задачей нового авиационного комплекса являлось дальнее радиолокационное обнаружение днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях воздушных, в первую очередь скоростных низколетящих, целей (таких как самолеты ударной авиации и противокорабельные и крылатые ракеты), а также различных надводных целей. Поэтому главным его «оружием» стал специализированный бортовой радиотехнический комплекс (РТК) Э-801. Его назначение – контроль воздушной и надводной обстановки; обнаружение низколетящих воздушных целей и надводных объектов, а также измерение их координат; определение государственной принадлежности обнаруженных целей и пеленгация источников активных помех.
Комплекс был создан специалистами Горьковского НИИ радиоэлектроники (в настоящее время – Федеральный научно-производственный центр «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники» (ФНПЦ ННИИРТ) в составе Концерна ВКО «Алмаз-Антей») на базе новой радиолокационной станции (РЛС) на твердотельных элементах, которая работала в дециметровом диапазоне волн.
Вращающаяся громоздкая антенна этой РЛС с фазированной решеткой, обеспечивавшая круговой сектор обзора, была размещена под фюзеляжем машины. В нерабочем положении антенна складывается, не выступая за длину стоек шасси, а в полете – опускается. При этом в целях обеспечения нормальной работы антенны основные опоры шасси подтягиваются вверх, а передние опоры – убираются в специальные обтекатели вдоль по полету. Также стоит отметить, что в чрезвычайной ситуации выпущенная в рабочее положение антенна может быть быстро сброшена с помощью системы аварийного отделения посредством задействования особого пиромеханизма.
РТК вертолета Ка-31, согласно обнародованной в открытых источниках информации, позволяет осуществлять обнаружение, захват и одновременное сопровождение до 40 целей. «Бортовой интегральный комплекс, включающий мощную РЛС кругового обзора, осуществляет автоматический поиск целей, их госопознавание, сопровождение и передачу данных на наземные и корабельные командные пункты, – отмечает в этой связи Григорий Кузнецов достоинства винтокрылого дозорного в первом томе фундаментального труда «ОКБ Н.И. Камова: 50 лет: 1948–1998».
Работа комплекса полностью автоматизирована: после его включения, выпуска антенны и выбора режима работы роль летчика-штурмана заключается лишь в осуществлении контроля за работой аппаратуры и наблюдении за целями на экране индикатора. При этом встроенная система контроля позволяет осуществлять поиск неисправности с глубиной до конструктивно-сменного блока, а для обеспечения значительных потребностей комплекса в электроэнергии на вертолете разместили мощную вспомогательную силовую установку.
В свою очередь, современный пилотажно-навигационный комплекс Ка-31 обеспечивает стабилизацию полета вертолета с вращающейся антенной. А также его автоматизированный разворот на заданный курс и вывод на корабль или на аэродром либо в точку принятия решения о выполнении посадки, выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданному маршруту, автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки и др.
Также вертолет оснащен комплексом средств связи, функционирующим в нескольких диапазонах частот и обеспечивающим закрытую и открытую связь, а также передачу тактической обстановки от РТК на командные пункты и пр.
КОГДА В ДЕЛО ВМЕШИВАЕТСЯ ПОЛИТИКА
Первый опытный вертолет радиолокационного дозора Ка-31 был облетан в 1987 году, после чего приступил к испытаниям. На Кумертауском авиационном производственном объединении (в настоящее время – Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП) в составе холдинга «Вертолеты России» госкорпорации Ростех), назначенном для серийного выпуска нового вертолета, была начата соответствующая подготовка.
В 1991 году был успешно завершен этап «А» программы заводских испытаний. Казалось, перед новой отечественной машиной, без преувеличения уникальной, не имевшей, да и не имеющей до сих пор достойных аналогов в мире, открывается большое и светлое будущее. Однако, как уже бывало неоднократно, в дела военных и разработчиков вмешалась политика.
Распад Советского Союза и обвальное сокращение оборонного бюджета вкупе с прекращением программы авианосного кораблестроения и списанием в утиль почти всех имевшихся у флота авианесущих кораблей привели к тому, что Ка-31 оказался просто не востребован. Хотя уникальный вертолет, как представляется, вполне мог найти широкое применение и в Сухопутных войсках. Но тем в 1990-е годы также было не до него.
Индия первой из зарубежных покупателей Ка-31 стала применять машину с боевых кораблей. Фото Владимира Карнозова |
Правда, в полноценную серию машину все же тогда так и не запустили. Поэтому морская авиация длительное время имела в своем распоряжении всего лишь два вертолета типа Ка-31, которые эксплуатировали по мере сил и возможностей техники.
Фактически перезапустил программу отечественного вертолета радиолокационного дозора, как уже не раз бывало в нашей новейшей истории, зарубежный заказ.
ДЕЛИ И ПЕКИНУ ТРЕБУЮТСЯ «ЗОРКИЕ ГЛАЗА»
Первыми в дело вступили индийские военные. В 1999 году по запросу командования Военно-морских сил Индии Дели подписал контракт стоимостью 207 млн долл. на поставку девяти вертолетов Ка-31 в экспортной комплектации. Их планировалось включить в состав корабельной авиагруппы перспективного индийского авианосца, созданного на базе российского тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», а сегодня носящего имя «Викрамадитья». Как результат – в Кумертау начали, пусть и малой партией, но все же серийный выпуск данной уникальной винтокрылой машины – дальнего дозорного флота.
Первый вертолет был официально включен в боевой состав морской авиации ВМС Индии 16 мая 2001 года, а к концу 2004-го индийский флот получил уже все заказанные у наших авиастроителей машины. Судя по всему, возможностями и надежностью российского «всевидящего ока» индийские моряки и морские летчики остались довольны. А потому в 2009 году был подписан новый контракт еще на пять вертолетов данного типа, стоимость каждого из которых, по данным, приведенным в американском еженедельнике Defense News, составила 20 млн долл.
При этом в СМИ также сообщалось, что индийские специалисты намерены увеличить время патрулирования вертолета за счет оснащения его системой дозаправки топливом в полете с телескопической штангой-топливоприемником. Но в качестве заправщиков предполагалось использовать соответствующим образом переоборудованные транспортные вертолеты, что весьма непросто реализовать на практике: сегодня таких машин нет даже в вооруженных силах ведущих стран мира. Поэтому данная идея, видимо, воплощена в действительности не была. По крайней мере, информации о выполнении подобного рода работ на индийских Ка-31 не появлялось.
В настоящее время в боевом составе морской авиации ВМС Индии имеется 14 вертолетов Ка-31, а в мае 2019 года Дели заявил о намерении приобрести дополнительно еще 10 таких машин – для вооружения своего второго авианосца. Впрочем, контракт по этой сделке пока, судя по всему, так и не подписан.
Следующим зарубежным заказчиком вертолетов Ка-31 стал Китай, у которого в процессе реализации сверхамбициозной программы создания океанского ракетно-ядерного флота, включающего мощные авианосные силы и множество боевых надводных кораблей основных классов, обладающих способностью нести палубные вертолеты, также возникла потребность в авиационных комплексах дальнего радиолокационного обнаружения и управления корабельного базирования.
Естественно, что приоритетным китайские адмиралы считали и продолжают считать наличие палубных самолетов такого класса. Но поскольку с их созданием возникли определенные сложности (такие же, кстати, как ранее у их советских коллег), то вполне закономерно, что выбор командования ВМС НОАК вначале пал на палубные вертолеты радиолокационного дозора. А последние на тот момент фактически были только у россиян.
В итоге Россия и Китай подписали контракт на поставку девяти вертолетов типа Ка-31, первый из которых заказчик получил в ноябре 2010 года.
В ИНТЕРЕСАХ ФЛОТА И АРМИИ
Доходы, полученные от экспортных контрактов, а также наращивание оборонного бюджета России привели к тому, что постепенно активизировались и работы по авиационному комплексу Ка-31 в интересах отечественных заказчиков.
Причем развернулись они сразу по двум направлениям. Во-первых, в направлении модернизации вертолета радиолокационного дозора корабельного базирования Ка-31, в первую очередь – путем модернизации его специализированного бортового радиотехнического комплекса. Во-вторых, в направлении создания вертолета радиолокационного дозора в интересах Сухопутных войск, основной задачей которого должна была стать разведка наземных целей.
В первом случае был создан модернизированный вертолет радиолокационного дозора корабельного базирования Ка-31Р с модернизированным бортовым радиотехническим комплексом контроля воздушной обстановки. А во втором – вертолет Ка-35 (в открытых источниках также приводятся обозначения Ка-31СВ, Ка-252СВ и «изделие 23Д2») с радиотехническим комплексом разведки наземных целей Л-381.
Первый Ка-31Р (бортовой номер «90», красный) прибыл в 859-й учебный центр авиации ВМФ России, расположенный в Ейске, 22 июня 2012 года. «Предположительно, это первый серийный вертолет такого типа, построенный в Кумертау для флота России», – отмечал в этой связи Андрей Хаустов в статье «Мне сверху видно все…» в журнале «Авиация и Время» № 6 за 2012 год. При этом он также указывал, что через два месяца в Ейск прибыл и второй однотипный вертолет (бортовой «91» красный). После чего обе машины перелетели в Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова в подмосковном Жуковском для проведения испытаний.
В свою очередь, первый прототип вертолета Ка-35, разработанного специалистами фирмы «Камов» в рамках опытно-конструкторской работы «Горьковчанин», как указывается в упомянутой статье Хаустова, был переоборудован из первого прототипа вертолета корабельного базирования Ка-31 и приступил к программе летных испытаний в ноябре 2004 года. Второй же опытный образец уже изначально строился по данной программе и поступил на испытания в 2006 году.
Согласно информации, приведенной со ссылкой на агентство ТАСС в статье «В России приняли на вооружение вертолет радиолокационного дозора Ка-35», размещенной 25 августа 2015 года на информационном ресурсе «Лента.ру», новый вертолетный комплекс радиолокационного дозора Ка-35 уже принят на вооружение ВС РФ. Источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе отметил также, что «в ходе разработки Ка-31 был решен ряд сложных технических задач, в частности, связанных с круговым вращением антенны большого размаха».
ДАЛЬШЕ И ЧЕТЧЕ
Подробные тактико-технические характеристики радиотехнического комплекса, установленного на имеющихся в российских ВС вертолетах семейства Ка-31, разработчиком и заказчиком по понятным причинам не разглашаются. Однако у нас есть возможность оценить возможности этого «искусственного ока» по его экспортному варианту Э-801Е. Данные о последнем приведены, в частности, в фундаментальном труде «Вооружение и техника Военно-Морского Флота России», вышедшем в 2019 году в издательстве «Студия Этника».
Согласно представленной там информации, в состав радиотехнического комплекса Э-801Е входит двухкоординатная импульсно-доплеровская РЛС дециметрового диапазона длин волн с системой государственного опознавания обнаруживаемых объектов. Основная антенна – пассивная фазированная антенная решетка, причем антенна системы госопознавания конструктивно совмещена с основной антенной в одном контейнере.
Обзор окружающего пространства при помощи РЛС осуществляется: в горизонтальной плоскости – вкруговую за счет механического вращения антенны с частотой шесть оборотов в минуту, по углу места (высоте) – с помощью специально сформированного луча диаграммы направленности антенны. При этом зона обзора по дальности составляет от 7 до 260 км, а по высоте – до 3,5 км.
Радиолокационная информация, полученная в ходе осуществления работы комплекса Э-801Е, обрабатывается на борту вертолета-носителя автоматически, а обнаруженные цели берутся на автосопровождение. Комплекс устанавливает их государственную принадлежность, а также определяет координаты и параметры движения цели (курс, скорость и пр.). Все данные при этом автоматически передаются на корабельный или наземный командные пункты.
В распоряжении экипажа вертолета – современный комплекс пилотажно-навигационного оборудования, а также предназначенная для отображения всей радиолокационной и справочной информации специализированная система индикации с цветным жидкокристаллическим индикатором и специализированной бортовой электронно-вычислительной машиной. Отображение радиолокационной информации осуществляется на фоне цифровой карты местности, а для более детального анализа имеется режим микроплана местности. Темп обновления информации – 10 секунд.
Радиотехнический комплекс Э-801Е отличается высокой точностью обнаружения различных целей. Так, точность обнаружения воздушных целей типа «истребитель» на фоне суши и моря составляет 120–210 м, а надводной цели типа «катер» на фоне морской поверхности и при волнении моря до пяти баллов – 260 м.
Как указывается в труде Г.И. Кузнецова «ОКБ Н.И. Камова», если в раннем варианте радиотехнического комплекса Ка-31 обеспечивалось автоматическое сопровождение одновременно до 20 целей, то в комплексе модификации Э-801Е уже имеется возможность одновременно сопровождать до 40 целей.
Время включения радиотехнического комплекса составляет всего пять минут, а на выпуск и уборку антенны требуется порядка 80 секунд.
Все это, а также возможность применения вертолета с кораблей и сухопутных взлетно-посадочных площадок ограниченных размеров, высокие мобильность машины и точность выхода на цель позволяют Ка-31 осуществлять оперативное решение задачи по наблюдению за воздушной и надводной (наземной) обстановкой в назначенном районе. Что является важным отличием вертолета радиолокационного дозора от самолетов аналогичного назначения. При этом любые зарубежные аналоги на сегодня по целому ряду важных параметров уступают данной отечественной машине.
Возможно, наличие достаточного количества таких вертолетов способствовало бы более успешному решению российскими военными задач в ходе текущих боевых действий, в особенности на море. А также при обеспечении противовоздушной и противоракетной обороны важных военных, государственных и промышленных объектов.
Важный вклад такие летающие радары могли бы внести и в повышение результативности охоты за пусковыми установками ракетных комплексов «Точек-У», реактивными системами залпового огня (РСЗО) и бронетехникой противника. Эта охота могла быть организована по аналогии с той охотой за вражескими «Скадами» и войсковыми колоннами, активное участие в которой принимал в ходе операции «Буря в пустыне» французский вертолет с радиотехническим комплексом «Орхидея» (подробно об этом рассказано в статье «Всевидящее око флота», «НВО», 18.02.22).
Впрочем, как говорится, история не знает сослагательного наклонения. Однако уроки ее все же целесообразно тщательно изучать, корректируя затем соответствующим образом свои будущие действия.
комментарии(0)