0
4465
Газета Вооружения Интернет-версия

23.03.2023 20:37:00

«Ястреб» быстр и грозен, но обойдется в копеечку

Разработка южнокорейского истребителя 5-го поколения: проблемы и достижения

Василий Иванов

Об авторе: Василий Иванович Иванов – журналист.

Тэги: вооружения, южная корея, авиация, истребитель, KFX, разработка


вооружения, южная корея, авиация, истребитель, KF-X, разработка Американский истребитель F-22A Raptor на авиасалоне в Париже. Его внешний облик схож с новым корейским KF-21. Фото Владимира Карнозова

KF-21 Boramae – южнокорейская программа разработки передового многоцелевого истребителя поколения 4++ для ВВС Республики Корея и ВВС Индонезии.

Это вторая программа разработки истребителей Южной Кореи после KAI T-50 Golden Eagle. В современных условиях KF-21 стал одним из наиболее амбициозных проектов для ВПК Южной Кореи, поскольку эта азиатская страна ранее не имела опыта подобных высокотехнологичных разработок.

По состоянию на начало 2023 года южнокорейские инженеры не только смогли разработать многофункциональный истребитель поколения 4++, но и планируют оснастить его некоторыми элементами истребителей пятого поколения.

ЧТО ИЗВЕСТНО О ПРОЕКТЕ KF-X

Программа создания собственного многофункционального истребителя появилась в Южной Корее в 2001 году. Проект был достаточно амбициозен, на первом этапе даже говорилось о создании полноценного боевого истребителя 5-го поколения. Но постепенно он трансформировался в модель 4++, так истребитель классифицируют сами корейцы.

За разработку нового самолета отвечают ведущая авиастроительная компания страны Korea Aerospace Industries (KAI) и Агентство оборонных разработок Agency for Defense Development (ADD) Министерства обороны Южной Кореи.

Практическая реализация программы создания нового истребителя началась не ранее 2010 года. В декабре 2015-го компания KAI получила контракт на полномасштабную разработку истребителя, известного на тот момент под обозначением KF-X. Заключенный в 2015 году контракт предусматривал постройку шести опытных летных прототипов и двух образцов для наземных испытаний. Именно с 2015 года работы по созданию нового истребителя достигли наибольшей степени продуктивности.

При этом важно понимать, что непосредственную поддержку Южной Корее в процессе создания собственного многофункционального истребителя оказывают Соединенные Штаты. Ведущая американская авиастроительная компания Lockheed Martin передала Республике Корея более 20 технологий, которые использовались при создании американского многофункционального истребителя 5-го поколения F-35A, представляющего собой истребитель обычного взлета и посадки (CTOL – conventional takeoff and landing) для ВВС США.

В то же время корейский истребитель KF-X своим внешним видом и аэродинамической схемой очень сильно напоминает другую разработку, в создании которой участвовала компания Lockheed Martin, – это первый в мире серийный истребитель 5-го поколения F-22A Raptor. Корейский истребитель отличается чуть меньшими размерами. Однако это также одноместный двухдвигательный истребитель с разнесенным двойным килем и возможностью расположения вооружения во внутренних отсеках.

Окончательно технический облик перспективного истребителя был утвержден только в сентябре 2019 года, после чего на авиационном заводе в южнокорейском городе Сачхон начался процесс строительства головного прототипа.

Общая стоимость всей программы стала самой крупной за всю историю южнокорейских военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Затраты на проект создания собственного многофункционального истребителя оцениваются в 18,6 трлн вон (примерно 16,6 млрд долл.), из которых непосредственно на НИОКР пошли 8,6 трлн вон (примерно 7,7 млрд долл.). Остальные деньги планировалось потратить на постройку серийных образцов истребителя.

Основной целью программы создания истребителя KF-21 Boramae было создание летательного аппарата поколения 4++, который может строиться массовой партией и по своим боевым возможностям превзойдет истребитель KF-16 (корейский вариант американского F-16).

В соответствии с планами государственного и военного руководства Южной Кореи в ВВС «Ястреб» должен будет заменить многочисленные и по-прежнему остающиеся на вооружении, но морально и физически устаревшие истребители F-4 Phantom II и F-5 Freedom Fighter/Tiger II, модернизация которых становится все менее экономически оправданной.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Новый южнокорейский истребитель будет обладать достаточно высоким боевым потенциалам. Машина получит многие возможности истребителей 5-го поколения. По заявлениям агентства АDD, KF-21 Boramae – это многофункциональный истребитель поколения 4++. В модели реализованы и некоторые элементы технологии всемерного снижения заметности «стелс». Во многом благодаря технической помощи, которую оказывали американские специалисты.

Одной из целей программы по созданию нового многофункционального истребителя KF-21 Boramae было создание боевой машины, которая по показателю малозаметности превзошла бы истребители Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Скорее всего эти показатели будут достигнуты на практике. При этом южнокорейский истребитель будет объективно уступать по тактико-техническим характеристикам Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Для борьбы с авиацией противника истребитель сможет использовать управляемые ракеты Meteor, IRIS-T и AIM-120. Последние версии американской управляемой ракеты средней дальности AIM-120 в состоянии поражать цели на удалении до 180 км. Основным ударным средством самолета для действий по наземным целям должна стать ракета TAURUS KEPD с заявленной дальностью действия более 500 км.

Пока что можно обоснованно говорить лишь об одноместной версии истребителя. При этом не исключено появление двухместного варианта в учебно-боевом исполнении. Длина KF-21 Boramae составляет 16,9 м, размах крыла – 11,2 м, высота самолета – 4,7 м. Заявленная максимальная взлетная масса составляет 25,4 т (это примерно на 10 т меньше, чем у Су-35, и на 5 т меньше, чем у F-35A). Максимальная скорость полета должна составить 1,9 числа Маха (примерно 2300 км/ч). Дальность полета – до 2,9 тыс. км.

По имеющимся данным, локализация самолета уже сейчас достигает 60–65 %. При этом в дальнейшем Южная Корея планирует улучшать данный показатель. Большая часть важнейших систем самолета уже сейчас разработана и производится Республикой Корея. В частности, радиолокационная станция (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой для KF-21 Boramae создана корейской компанией Hanwha Systems.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

9 апреля 2021 года в Сачхонe прошла официальная презентация полностью законченного летного образца нового истребителя национальной разработки. Многофункциональный истребитель демонстрировали в штаб-квартире южнокорейской авиастроительной корпорации KAI. Многообещающий проект ранее был известен широкой общественности под обозначением KF-X. В рамках презентации было раскрыто официальное обозначение нового истребителя KF-21 Boramae (так корейцы называют молодых ястребов, используемых в соколиной охоте).

Индонезия вместе с Южной Кореей будут первыми заказчиками нового истребителя. Индонезийские военные рассчитывают получить не менее двух десятков машин, ВВС Южной Кореи – около 140 единиц. При этом у истребителя определенно будет экспортный потенциал, на что также рассчитывают в Сеуле. Ряд военных экспертов считают, что ОАЭ и Турция могут стать покупателями перспективного южнокорейского истребителя.

ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

На сегодняшний день разработчики из авиастроительной корпорации KAI находятся на этапе летных испытаний, в которых участвуют три прототипа.

Совершивший первый полет в конце июля 2022 года истребитель KF-21 Boramae впервые достиг сверхзвуковой скорости во время испытательного полета 17 января 2023 года. Как заявили в администрации DAPA, достижение прототипом сверхзвуковой скорости означает завершение одного из ключевых этапов испытаний. Однако завершить испытания планируется к февралю 2026 года, всего к ним будет привлечено шесть прототипов.

Первый полет со сверхзвуковой скоростью, как и все прежние испытания истребителя, прошел на заводском аэродроме корпорации KAI в Сачхоне. Поднявшийся в небо первый прототип истребителя провел в воздухе 56 минут, достигнув скорости 1 Маха, или 1224 км/ч на высоте 12 тыс. м.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Отчасти массовостью государственного заказа может объясняться нежелание южнокорейских инженеров на данном этапе создавать истребитель 5-го поколения. Машина KF-21 Boramae получается сравнительно менее дорогой, что очень важно и для серьезного обновления парка ВВС. Всего южнокорейские военные рассчитывают получить 40 истребителей до 2028 года, а к 2032-му их парк должен составить не менее 120 единиц.

В качестве истребителя 5-го поколения для ВВС Республики Корея пока выбран американский F-35. Этих машин планируется приобрести не менее 80 единиц, в том числе 20 – в палубном варианте для оснащения первого корейского легкого авианосца. Контракты на покупку были заключены в 2014 и 2020 годах.

Главной задачей корпорации KAI на ближайшие годы становится проведение испытаний и доводка конструкции новейшего KF-21. Затем ожидается появление новых прототипов, которые тоже будут задействованы в испытаниях. Этот этап программы продлится до середины десятилетия. В 2026 году заказчик и разработчик проекта планируют запустить серийное производство и достаточно быстро выйти на высокие темпы.

ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

Южная Корея не имела серьезного опыта разработки современных истребителей, но сумела запустить собственный проект. Частично самостоятельно, частично при помощи зарубежных коллег KAI провела необходимые научно-исследовательские работы, создала проект и уже построила первый опытный самолет.

Не стоит сомневаться в том, что промышленно развитой Южной Корее при помощи США удастся создать истребитель с хорошими летно-техническими и боевыми характеристиками. В то же время основной претензией к этому проекту на протяжении всего его существования является цена разработки. Однако при благоприятном развитии событий, широкой локализации производства и выпуске крупными партиями, возможно, удастся снизить стоимость самолета.

В таком случае машина определенно сможет составить конкуренцию российским истребителям Су-30 и Су-35 в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Особенно если покупка российских истребителей будет сопряжена с угрозой возможных санкций со стороны Соединенных Штатов.

Таким образом, за несколько последних лет южнокорейская авиационная промышленность показала принципиальную способность разработать современный боевой самолет и построить опытные образцы. Теперь ей предстоит определить, насколько удачным получился проект и соответствует ли он требованиям заказчика. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Украину заподозрили в продаже вооружений Китаю

Украину заподозрили в продаже вооружений Китаю

Владимир Скосырев

Аналитики считают, что Киев помогает Пекину строить флот и самолеты

0
6348
Китайский военачальник призвал продолжить чистку армии

Китайский военачальник призвал продолжить чистку армии

Владимир Скосырев

На сессии парламента КНР обсуждали проблемы Вооруженных сил страны

0
1881
Бремя поддержки Киева переходит к Брюсселю

Бремя поддержки Киева переходит к Брюсселю

Геннадий Петров

Российско-украинский конфликт заставил ЕС полагаться только на себя

0
6521
Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
7729

Другие новости