Самолет H-6K с подвешенными под крылом средствами поражения типа «воздух-земля» и «воздух-корабль». Фото Владимира Карнозова
Многие газеты мира опубликовали выдержки из выступлений и интервью действующего президента США, где он навешивает ярлыки на руководителей других государств: Владимира Путина называет «убийцей» (после чего, однако, специальная военная операция в Украине не прекратилась), Реджепа Тайипа Эрдогана – «автократом» (несмотря на поддержку Белым домом кандидата от оппозиции, на июньских выборах в Турции снова победил действующий лидер), Си Цзиньпина – «диктатором», да еще и «некомпетентным». Со всей троицей Джозеф Байден знаком лично, провел в беседах с глазу на глаз десятки часов, а с Цзиньпином, по своим же собственным подсчетам, встречался 68 раз.
Особенно своей бестактностью поразила журналистов выходка главы Белого дома от 21 июня, когда тот прошелся по руководителю КНР. Это случилось вскоре после возвращения из Пекина государственного секретаря Энтони Блинкена и накануне визита министров финансов и торговли США. Удивлены были даже сотрудники собственной администрации. Им ничего другого не оставалось, как выразить надежду, что из-за случившегося Пекин не станет отменять загодя обговоренные сроки приема высокопоставленных гостей из Вашингтона.
Оценки поездки Блинкена в Китай (18-19 июня) на страницах СМИ и в устах политиков варьировались в широком диапазоне. Кто-то увидел признаки «замирения» между руководством КНР и США, другие – «вопиющий провал американской дипломатии». Последней точки зрения придерживается председатель комитета по иностранным делам палаты представителей Конгресса США Майкл Маккол. По его словам, результатом 11 часов переговоров и тысяч долларов, потраченных на визит, стало лишь «простое обещание новых встреч в будущем».
Приводя подобные оценки поездки Блинкена, мало кто на Западе обратил внимание на примечательный факт военного значения. В то самое время, когда Си Цзиньпин пожимал руку государственного секретаря, стратегические бомбардировщики Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) выполняли посадку на аэродром постоянного базирования. Летчики возвращались домой, безупречно выполнив задание верховного главнокомандования по круговому облету непокорного острова Тайвань.
Согласно сложившейся практике, полеты самолетов-ракетоносцев типа H-6K выполняются преимущественно в темное время суток. А круговые облеты Тайваня постепенно входят в регулярную практику. Местные аналитики отмечают, что целью подобных воздушных операций является «рассылка грозных предупреждений» всем тем, кто лелеет надежду на окончательное отделение острова от остального Китая.
С технической точки зрения продолжительные полеты H-6K таят в себе многие опасности. Эта машина создана на платформе советского бомбардировщика Ту-16, который не рассчитывался на подобные операции. Инженеры опытного конструкторского бюро под руководством Андрея Николаевича Туполева разработали самолет в пятидесятые годы прошлого века, в основном для европейского театра военных действий (ТВД). Хотя H-6K вобрал в себя множество улучшений в первоначальную конструкцию, он тем не менее сохранил значительное внешнее сходство с исходным Ту-16.
Круговые облеты Тайваня поручаются специально отобранным летчикам отдельного авиаполка НОАК. Эта воинская часть получила соответствующее задание командования вскоре после принятия на вооружение новейшей на тот момент модификации легендарного бомбардировщика. Об этом, в частности, рассказывают репортажи китайского центрального телевидения. «Мы обладаем возможностью выполнять подобные вылеты в любое время, будь то день или ночь, а также перед рассветом», – поведал группе местных журналистов инструктор авиаполка Wei Xiaogang.
Командование ВВС НОАК старается не раскрывать деталей воздушных операций по облету Тайваня и разрешает военнослужащим «говорить в телекамеру», только когда это необходимо в соответствии с политическим моментом. Время, когда Блинкен находился в Пекине, было признано подходящим для такого случая. Впервые о попытках облететь остров стало известно более пяти лет тому назад. Начиная с мая 2018 года о таких фактах с известной степенью настороженности начала сообщать военная комендатура Республики Китай (как себя гордо именует власть сепаратистов).
Технически круговые полеты вокруг Тайваня стали по силам ВВС НОАК только после поступления на вооружение самолетов H-6K и устранения обнаруженных в ходе начальной эксплуатации недостатков этой машины. Затем появилась более продвинутая модификация H-6N с расширенной номенклатурой средств поражения, включая таковые со специальной головной частью. От предыдущих вариантов они отличаются силовой установкой, включающей пару двигателей по типу российского Д-30КП 3-й серии. Подобные моторы ранее использовались на авиалайнерах Ту-154М, Ил-62М и военно-транспортных Ил-76. Двигатели конструкции Павла Соловьева давно не представляют последнего слова техники, но гораздо надежнее и экономичнее тех, что изначально ставились на Ту-16. Известно, что при поставках китайским авиакомпаниям и государственным структурам авиалайнеров Ту-154М в комплекте с техникой шла довольно объемная документация по силовой установке. Она вполне могла использоваться местными специалистами для постановки выпуска у себя в стране двигателей, сравнимых по конструкции и характеристикам с Д-30КП.
Еще одним важным моментом для ВВС НОАК стало появление воздушных заправщиков. Первыми такими самолетами выступили советские специализированные Ил-78 на платформе Ил-76. Они поставлялись в Китай из наличия по различным соглашениям с Украиной и Россией. Освоив технологию заправки в воздухе (для чего привлекались летчики-испытатели из Летно-испытательного института им. М.М. Громова) и изучив установленную на Ил-78 аппаратуру, китайские инженеры создали специальную модификацию H-6 в варианте летающего танкера. Вместе с H-6K она демонстрировалась на авиационных выставках Air Show China в Чжухае.
Следующим важнейшим элементом стало появление надежно функционирующих высокоточных систем инерциальной навигации с коррекцией по спутниковым сигналам. Сначала китайские специалисты полагались на орбитальные группировки NAVSTAR-GPS и ГЛОНАСС. К настоящему времени развернута и прекрасно функционирует собственная система Beidou («компас») на основе порядка 30 спутников китайского происхождения.
Эти и другие составляющие стали слагаемыми успеха китайских авиастроителей. Они сумели обеспечить ВВС НОАК достаточным количеством техники на основе проверенной временем платформы Ту-16, но с современной «начинкой».
По мнению китайских экспертов, оборудование H-6K отличается хорошим качеством и позволяет выполнять длительные полеты над водной поверхностью в любую погоду, днем и ночью. Помимо прочего это важно и для того, чтобы показать готовность Пекина дать отпор всевозможным провокаторам, спекулирующим на теме «независимости Тайваня». Поскольку их действия тоже можно ожидать в темное время, у ВВС НОАК должна быть возможность немедленного реагирования в самой сложной суточной и климатической обстановке. Это и было продемонстрировано в ходе военных учений августа прошлого года, начатых сразу после приземления на одном из тайваньских аэродромов самолета с тогдашним спикером нижней палаты американского парламента Нэнси Пелоси.
Ночные полеты требуют от экипажей ВВС НОАК большего летного и тактического мастерства, чем дневные. Вместе с тем такие действия держат противника в большем напряжении, не дают ему расслабляться ни днем, ни ночью.
Появление на вооружении самолетов H-6K и Н-6N дало новый импульс для освоения военными летчиками воздушного пространства над Мировым океаном. Такие полеты имеют большое прикладное значение. Как известно, Пекин обозначил линиями так называемые «три островные цепочки», сгруппированные в зависимости от их удаления от материковой части Китая. Экипажи H-6K стали первыми авиаторами ВВС НОАК, кто пересек линию первой цепочки островов. К настоящему времени они произвели более сотни вылетов, включая групповые, за эту черту, выполняя задачи командования по патрулированию обозначенных зон безопасности в Южно-Китайском море. «В своей летной практике мы не признаем никаких ограничительных линий, соединяющих различные острова, а относимся к выполнению поставленных задач точно так же как при всех других полетах над океанскими просторами», – прокомментировал ситуацию командир эскадрильи Mutefa Aili.
В ходе выполнения подобных заданий экипажам ВВС НОАК приходится сталкиваться с помехами, чинимыми иностранными летательными аппаратами. В беседе с местными журналистами комэск вспомнил, что на одном из учений пять лет тому назад экипаж H-6K впервые поразил надводную мишень при помощи только что принятой на вооружение крылатой ракеты современного образца. Он не уточнил, о каком конкретном типе идет речь. Выбор сводится к сверхзвуковой противокорабельной ракете YJ-12 и гиперзвуковому снаряду YJ-21. Вместе с дальнобойной крылатой ракетой KD-20 класса «воздух–поверхность» они демонстрировались на авиационных салонах в Чжухае в числе средств поражения включенных в арсенал самолетов семейства H-6. А в прошлом году летчики авиаполка отработали сброс свободнопадающих бомб с использованием инновационного программного обеспечения. Компьютерная программа ведет точный расчет траектории, что позволяет уменьшить круговое вероятное отклонение на 20%.
Вернемся к словесному выпаду Джозефа Байдена в адрес Си Цзиньпина. Президент США должен был в публичном поле отреагировать на случившееся в ходе пекинского визита госсекретаря Блинкена. Но сделал это не так, как многие ожидали. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков расценил слова Байдена о китайском лидере как «проявление непредсказуемости политики США». При этом он отметил, что продолжение подобных менторских проявлений уже стало неприемлемым для значительного количества государств, чье число постоянно растет.
С этим можно согласиться, только лишь отбросив «военный фон» переговоров Блинкена. Но Байден посчитал невозможным пойти на такое. В противном случае это означало бы, что Белый дом готов мириться с полетами ракетоносцев ВВС НОАК вокруг Тайваня, а заодно и другими проявлениями роста военной мощи Китая. Согласно задумке Байдена, «то самое» заявление должно было ободрить его избирателей в преддверии новой президентской гонки и в то же самое время «показать силу» китайцам.
Сама 35-минутная встреча Энтони Блинкена и Си Цзиньпина прошла спокойно, а ведь ряд предыдущих с участием госсекретаря заканчивались скандалами. В этот раз Пекин четко дал понять, что любое неосторожное высказывание американского гостя приведет к досрочному завершению переговоров. Поэтому Блинкен и осторожничал. Было ли ему известно о проводимых тогда полетах китайских бомбардировщиков вокруг Тайваня? Возможно, что и нет. А вот к моменту своего выступления 21 июня Байден точно знал об этом как о свершившемся факте. Сложно поддерживать образ США как мирового гегемона, когда важный визит госсекретаря проходит в условиях повышенной военной активности принимающей стороны. Вот почему конгрессмен Майкл Маккол охарактеризовал поездку Блинкена сигналом «ошибочного и близорукого стремления администрации Байдена к взаимодействию».
Отметим и еще один интересный факт. Недавно назначенный министром обороны Ли Шанфу отказался от встречи с главой Пентагона Ллойдом Остином в ответ на решение администрации Байдена сохранить личные санкции против него по линии закона о противодействии противникам Америки (CAATSA). Более того, все контакты между высокопоставленными военачальниками двух стран поставлены на паузу. Есть мнение, что решение Си Цзиньпина принять Блинкена, пока тот гостил в столице Поднебесной, было лишь жестом вежливости. Одновременно китайский лидер отклонил предложение США о создании прямой телефонной линии между американскими и китайскими военными в целях «снижения конфронтации». Тем самым Пекин публично унизил Пентагон. Все это укладывается в общую линию китайского руководства в отношении США. H