Самой продвинутой системой залпового огня в Европе считается французская LRU, но это всего лишь модификация американской M270 MLRS. Фото с сайта www.defense.gouv.fr
Ракетное оружие родилось на Востоке. Там оно было впервые применено в бою. Там же придумали пакетное заряжание и залповую стрельбу. В том числе и с помощью батарей – предвестников современных реактивных систем залпового огня (РСЗО) («Огненные стрелы» из Китая», «НВО», 12.05.23).
Но дальнейший этап развития этого оружия связан с Европой, где боевые ракеты применялись военными почти всех государств, и откуда они перекочевали в Новый Свет.
РАКЕТЫ КОНГРЕВА
Ракеты и фейерверки применялись в странах Европы уже несколько столетий назад, но преимущественно в невоенных целях. Первенство же по части боевых ракет принято отдавать британцам, а точнее – сэру Уильяму Конгреву.
Ракеты его конструкции, созданные, вероятно, не без влияния известных майсурских ракет, применялись английским флотом при обстреле Булони (1806) и Копенгагена (1807). Использовались они и в ходе других войн. Сам изобретатель принимал участие во многих операциях, наблюдая за применением своего «чудо-оружия».
Конгрев создал целое семейство боевых ракет: легкие – калибром 6, 9, 12 и 18 фунтов, средние – калибром 24 и 32 фунта, и тяжелые калибром 42 фунта. Уже в 1814 году Конгрев открывает первую в Европе фабрику по выпуску боевых ракет, разрабатывает тактику их применения в армии, сочиняет труд «Устройство ракетной системы».
Конгрев выступал за массовое использование боевых ракет и предлагал выполнять их пуски залпами. Для этого он придумал конную «ракетную повозку», которая обеспечивала возможность двухракетного залпа или одновременных пусков с однозарядных станков. Кроме того, он разработал линейку многозарядных пусковых станков – от 4 до 30 направляющих. Эти станки можно рассматривать как прототипы РСЗО. Хотя идея многозарядных пусковых установок поддержки у британских военных не нашла.
Именно Конгрев изобрел также взрыватель замедленного действия и ряд других новаторских устройств.
КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК
Резкий скачок, а если точнее – задел для рывка ракетного оружия в будущем, обеспечил другой британец – Уильям Хейл, предложивший в 1844 году боевую ракету без шеста.
Ракета Хейла стабилизировалась в полете благодаря вращению вокруг продольной оси. Вращение обеспечивалось за счет отклонения пороховых газов, истекающих через расположенные в нижней части корпуса ракеты отверстия. Они оснащались дефлекторами – направляющими устройствами, которые и обеспечивали закручивание ракеты в полете. Так повышались точность стрельбы и удобство в эксплуатации, хотя уменьшалась дальность полета. Для стрельбы ракетами использовали пусковую установку в виде установленной на опору полой трубы. Ракеты можно было объединить в пакет по типу сегодняшних РСЗО.
Британские военные не решились заменить ракеты Конгрева на детище Хейла. Зато США в 1846 году приобрели права на производство ракет Хейла, заплатив за это 20 тыс. долл. В сделку вошла и партия из 2 тыс. готовых ракет. Причем их почти сразу испытали в бою. В ходе войны с Мексикой (1846–1848) ракетами Хейла был оснащен экспедиционный корпус, направленный к Веракрусу.
Позже ракеты Конгрева и Хейла использовались в Гражданской войне в США. Причем северяне располагали четырехтрубной переносной пусковой установкой пакетного типа.
Ракеты Хейла поступили в армии Австрии, Венгрии, Италии. Но только в 1866–1867 годах они были приняты на вооружение британских армии и флота.
ПОБЕДНОЕ ШЕСТВИЕ
В Дании после обстрела Копенгагена британцами в кратчайшие сроки была создана своя ракетная система, ее изобрел армейский офицер Андреас Шумахер. Был построен и завод по производству боевых ракет. Первый ракетный дивизион был сформирован на датском флоте в 1812 году, а в 1816-м появилась первая ракетная рота в армии.
Свои средства поражения такого класса создали в Австрии. Работы велись под началом офицера-артиллериста Винценца фон Августина. Он был свидетелем применения британцами боевых ракет в «Битве народов» при Лейпциге в 1813 году. После войны он посетил ракетные производства в Британии и Дании, а в 1815 году по его предложению в Австрии был основан первый завод – «Военное ракетное учреждение» (Krieges-Raketen-Anstalt). «Учреждение» в Винер-Нойштадте дважды посещал будущий генерал-лейтенант, один из подвижников российского ракетостроения Константин Константинов.
В 1817 году в австрийской армии создаются «ракетные войска» – Корпус фейерверкеров, в 1851 году преобразованный в Королевский имперский ракетный корпус (K.K. Raketeur Corps). В состав его вошли 15 ракетных батарей и отдельные части. Первым командиром стал фон Августин, позднее дослужившийся до фельдцейхмейстера (генерала артиллерии).
Австрийским специалистам удалось добиться превосходства своих ракет над британскими, датскими и французскими аналогами. Впрочем, в конце 1850-х австрийцы приобрели за 2 тыс. фунтов у Уильяма Хейла «секрет» создания его ракеты, но доработали ее под свои нужды.
ФРАНЦУЗЫ И ПОЛЯКИ
Французские военные, в ходе англо-майсурских войн воевавшие на стороне Майсура, оценили возможности нового оружия. Революционный Комитет общественного спасения еще в 1790-е годы прилагал усилия для активизации работ по ракетному оружию. Но решили дело успехи британцев при осаде Булони и Копенгагена, а также разгром ими французской эскадры на Баскском рейде в апреле 1809 года.
Французские армия и флот получили ракеты национальной разработки. Наполеон лично наблюдал за испытательными пусками. В бою же французы впервые применили ракеты в районе Кадиса в 1811 году (причем противник также применял ракеты Конгрева).
В 1813 году, получив в результате переговоров капитан-адъютанта де Брюлара с упомянутым Андреасом Шумахером полдесятка его ракет нового типа – с отделяемыми (сменными) боевыми частями, французы создали их модифицированные варианты.
Важный вклад внесли специалисты Школы пиротехники, основанной в 1824 году в Меце. Неоценимую помощь им оказал Роберт Бедфорд – бывший сотрудник ракетной фабрики Конгрева, передавший многие секреты.
В 1830 году французская армия получила на вооружение ракетный станок, выполненный на базе лафета горной пушки и рассчитанный на четыре пусковые трубы. Он мог выполнять пуски последовательно или залпом. Все ракетные подразделения французской армии получили специальные ящики для перевозки шести ракет, которые могли быть использованы и непосредственно для пуска: в этом случае ящик открывался с одной стороны, ставился на особую подпорку, после чего производился пуск. Эту конструкцию можно рассматривать как прототип многозарядного транспортно-пускового контейнера, применяемого, к примеру, в американских РСЗО типов М270 MLRS и М142 HIMARS.
Свои боевые ракеты были созданы и в Царстве Польском, образованном по итогам наполеоновских войн и находившемся поначалу в составе Российской империи на особом положении, включая возможность иметь собственную армию.
Ракеты конструкции Юзефа Бема запускались в том числе и залпом – с трехракетного колесного станка. Кстати, работами по ракетам Бем занялся по поручению великого князя Константина Павловича, главнокомандующего войсками на территории Царства Польского.
ОТ ПРУССИИ ДО ШВЕЙЦАРИИ
В Швеции боевые и осветительные ракеты создавались при участии химика и минералога Йенса Берцелиуса и членов созданного национальной Академией военных наук Brandraketcommitten («Комитет по огненным ракетам»). При этом шведы использовали результаты исследования трофейных ракет Конгрева, переданных им датчанами.
В работах по созданию боевых ракет, поступивших на вооружение созданного в 1832 году шведского Королевского ракетного корпуса, принял участие немецкий инженер-пиротехник Мартин Вестермайер. Он многие годы работал на австрийском ракетном предприятии в Нойштадте, а затем на таком же заводе в Варшаве.
В Испании в 1810–1811 годах был налажен выпуск боевых ракет для наполеоновской армии (предприятие в Севилье). Позже, в 1830-е годы уже испанцы закупили у британцев партию ракет Конгрева. В начале 1870-х на заводе в Севилье был налажен выпуск ракет собственной конструкции.
В Швейцарии созданием ракетного оружия занимались несколько специалистов. Во-первых, это капитан артиллерии Адольф Пикте, разработавший ракеты с картечной и зажигательной БЧ (испытания начались в 1832 году). Во-вторых, это профессор военных наук Бернского университета Рудольф Лобауэр, который в 1836 году предложил заменить длинный шест-стабилизатор четырьмя стабилизаторами, устанавливаемыми перед пуском с помощью штифтов в хвостовой части ракеты. Он же разработал конструкцию деревянного станка-треножника для таких ракет с направляющим желобком посередине.
Но профессору не повезло – его предложение попало на рецензию к ставшему уже майором Пикте, который раскритиковал проект. Но и самому Пикте не повезло – его проект не получил финансирования.
Начальник оружейного арсенала в кантоне Аргау подполковник Мюллер в начале 1840-х годов разработал 51-мм боевые ракеты и повозку-станок к ним. В Аргау появилась ракетная батарея – первое в Швейцарии спецподразделение ракетчиков.
Отличился и цюрихский пиротехник Георг Швейцер, который создал на базе ракет Хейла более совершенные образцы. А также подготовил проект постройки ракетного завода и разработал план развития швейцарской армейской ракетной артиллерии.
Стоит упомянуть и венгерского эмигранта Лукаши, разработавшего для военных кантона Базель ракеты на базе австрийских образцов, которые могли оснащаться различными типами БЧ – фугасной, картечной, зажигательной, осветительной.
Занятые на работах по производству ракет конструкции Лукаши должны были давать клятву: «Я клянусь под присягой хранить военные ракеты, переданные мне в соответствии с моим служебным положением, никому не передавать их, кроме как компетентным органам, не пытаться самостоятельно раскрыть тайну их изготовления и не позволять другим изучать их». Но это не помогло – о ракетах подробно написало одно женевское издание, что стало поводом для крупного скандала.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗЮМИНКИ
Среди конструктивных новшеств, заметных на фоне европейского ракетного разнообразия, следует отметить:
– ракеты со сменными боевыми частями, разработанные в Австрии, Дании и Франции;
– ракеты с боевыми частями с готовыми поражающими элементами (Австрия);
– ракету с дельтовидными стабилизаторами, созданную в Польше (внешний вид ее схож с реактивными снарядами середины ХХ века);
Стоит отметить и работу офицера, математика и инженера Лайона Мартина, который в 1856-м спроектировал свою «вращающуюся ракету», причем в отличие от Уильяма Хейла еще и выполнил математические расчеты. Результаты своих исследований он опубликовал в 1860 году в альманахе Венгерской академии наук.
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
По некоторым данным, в Румынии еще в XVI веке были проработаны варианты ракет, причем даже двухступенчатых. Эли Карафоли и Михай Нита в докладе «Румынское ракетостроение в XVI веке» рассказали о трактате, обнаруженном в городе Сибиу в Трансильвании. Написанный на старогерманском языке трактат «О ракетах» принадлежал перу Конрада Хааса, начальника Артиллерийского арсенала Сибиу в 1529–1569 годах. Более подробный обзор трактата сделан обнаружившим его Димитриу-Дору Тодеричиу, также известным как Пьер Карнак, и опубликован в 1969 году в Бухаресте.
В трактате приводились описание и рисунки двухступенчатой твердотопливной ракеты, идейно схожей с современными ракетами такого типа. Образец Хааса имел две пороховые ступени и боевую часть. Перед пуском поджигался специально разработанный порох в первой ступени, затем огонь воспламенял порох во второй ступени. При этом первая ступень не отделялась. Успешные испытания прототипа ракеты позволили, как пишет Хаас, приступить к созданию трехступенчатой ракеты, работающей схожим образом.
В трактате рассматривалась идея использования ракет для доставки по баллистической траектории мощного заряда пороха на большую дальность. Но были ли эти идеи воплощены на практике – до конца не ясно.