Авиасалон 2018 года в Чжухае запомнился премьерой четырехмоторного самолета-амфибии AG600. Фото Владимира Карнозова
Активное использование гидроавиации в военных целях пришлось на первую половину ХХ века. Вплоть до появления эффективных средств противовоздушной обороны гидросамолеты и самолеты-амфибии решали широкий круг задач, зачастую внося важнейший вклад в победу в сражении или даже локальной войне. Но по мере того, как вставала на ноги реактивная авиация, гидросамолеты и самолеты-амфибии теряли свои преимущества и уступали своим молодым собратьям одну нишу за другой.
ВОЗВРАЩЕНИЕ АМФИБИЙ
Впрочем, не стоит забывать, что около 70% поверхности нашей планеты занимает вода. А Мировой океан является не только гигантской транспортной артерией и огромной ареной для морских сражений, но еще и одним из важнейших источников запасов полезных ископаемых и продовольствия. Вот почему Китай – одна из ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона, сформировавшегося вокруг самого большого океана планеты, – сегодня активно развивает свою гидроавиацию, в том числе и военного назначения. Китайские специалисты самостоятельно разработали, построили и подняли в воздух тяжелый самолет-амфибию AG-600 «Цзяолун» («Водяной дракон»), который на сегодня является самой крупной турбовинтовой машиной данного класса в мире. Официально программа создания AG-600 была начата в 2009 году. Самолет разрабатывался в НИИ специальной техники корпорации AVIC.
Первоначально планировалось, что первый прототип поднимется в воздух в 2013 году, а поставки серийных амфибий начнутся в 2014-м. Но при создании AG-600 китайские специалисты, похоже, столкнулись с многочисленными проблемами, что привело к отставанию работ на три-четыре года от первоначально намеченного графика.
Сборка AG-600 осуществляется в Чжухае на авиастроительном заводе компании Zhuhai Yanzhou Aircraft Corporation объединения China Aviation Industry General Aircraft корпорации AVIC. В общей же сложности в разработке и производстве AG-600 задействовано около 150 институтов и научных центров и 70 предприятий промышленности КНР. Согласно китайским СМИ, на программу AG-600 с 2009 года затрачено уже около 3 млрд юаней.
По своей аэродинамической компоновке китайский «Водяной дракон» подобен японской амфибии US-2. Это моноплан с высоко расположенным крылом, оснащенным развитой механизацией и Т-образным хвостовым оперением. Как и у японской машины, упор при проектировании самолета был сделан на достижение большой дальности полета и высокой мореходности. В состав силовой установки AG-600 вошли четыре китайских турбовинтовых двигателя типа WJ-6 с шестилопастными воздушными винтами JL-4.
Основными задачами амфибии ее создатели называют выполнение морских патрульных и поисково-спасательных операций, а также тушение пожаров. По информации разработчиков, в варианте «водяного бомбардировщика» китайский «Водяной дракон» будет способен забирать на глиссировании до 12 т воды за 20 секунд. Согласно приведенным расчетам, на одной заправке топливом AG-600 сможет сбросить на очаги пожара до 371 т воды. В поисково-спасательном варианте AG-600 может принять на борт до 50 пострадавших – на удалении в 1600 км от аэродрома вылета.
Несмотря на декларированные мирные задачи, поставленные перед AG-600, вероятнее всего, его «ареалом обитания» все же станут спорные островные территории в акватории Южно-Китайского моря. Впрочем, сами создатели амфибии отмечают, что кроме упомянутых выше возможно создание других модификаций, в том числе и военных.
А китайское государственное информационное агентство «Синьхуа» вообще без обиняков назвало самолет «защитником морей, островов и рифов». В китайской прессе отмечается, что новая амфибия, базируясь на китайским острове Хайнань, способна без дозаправки долететь до прибрежных вод индонезийско-малайзийского острова Калимантан (Борнео). Согласно китайским официальным источникам, выдан заказ на 17 «Водяных драконов». Всего же потребности Китая оцениваются в 50 самолетов-амфибий данного типа.
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ
Долгое время единственным китайским гидросамолетом являлся Бе-6. Летающие лодки этого типа поставлялись «Великому соседу» в 1950-е годы, когда Советский Союз и Красный Китай совместно строили светлое будущее. К концу 1960-х Бе-6 устарели как морально, так и физически, а рассчитывать на помощь СССР китайцы, по известным обстоятельствам, уже не могли. В этих условиях перед китайской авиапромышленностью была поставлена задача: создать летающую лодку с перспективными турбовинтовыми двигателями для замены Бе-6.
Работы над другим самолетом, получившим обозначение SH-5 (Шуйхун-5), начались в НИИ гидроавиации и конструкторском бюро Харбинского завода в 1968 году. В декабре 1973-го в Харбине изготовили первый летный экземпляр, но лишь три года спустя экипаж китайских летчиков-испытателей поднял летающую лодку в воздух. Столь растянутые сроки разработки были характерны для всех китайских самолетов, создававшихся в те годы. Сказывались последствия культурной революции – нехватка квалифицированных специалистов. Летные испытания, в которых приняли участие шесть гидросамолетов, завершились в 1985-м.
В настоящее время в целях усиления контроля за прилегающими к КНР территориями задействуются силы и средства авиации, способные контролировать морскую акваторию в границах «первой линии островов». Противолодочная авиация представлена гидросамолетами «Шуйхун-5». Эти летательные аппараты выполняют задачи обеспечения командования китайских ВМС разведывательной информацией, патрулирования морских и прибрежных зон, проведения поисково-спасательных операций.
Эти машины могут осуществлять патрулирование и поиск подводных лодок на удалении до нескольких десятков километров от наземных баз или кораблей-носителей.
Самолет вооружен двумя 23-мм авиационными пушками, способен нести до 6000 кг авиационных бомб (в том числе и глубинных), которые могут размещаться в бомбовом отсеке в фюзеляже и на четырех узлах подвески под крыльями. Также под крыльями могут размещаться две противокорабельные ракеты «Инцзи-1» (YJ-1) (С-101), до шести легких торпед или глубинных бомб.
Имеется информация, что часть самолетов оборудована аппаратурой радиоэлектронной разведки. Один «Шуйхун-5» переоборудован для тушения лесных пожаров и может поднимать до 8 т воды.
В Китае начата подготовка к серийному производству гидросамолета-амфибии Че-27, разработанного российскими специалистами из СКБ ЛА СГАУ при Самарском государственном авиационном университете. В корпорации BADA (Харбин) проходят испытания первого серийного образца четырехместного гидросамолета BADA-205 при участии самарских специалистов.
Прототипом BADA-205 послужила амфибия Че-25, разработаботанная в СКБ ЛА СГАУ в 2002–2003 годах. Корпорация BADA готовит серийное производство самолетов BADA-205 с темпом 1000 штук в год. В настоящее время идут работы по сертификации данного типа летательного аппарата.
Таким образом, в Китае уделяют приоритетное развитие гидроавиации в военных и гражданских целях, что стало новым направлением развития авиации в стране. Среди факторов, определяющих развитие данного вида авиации, необходимо отметить достаточно длинную береговую линию китайского побережья, что требует большого количества средств доставки грузов военного назначения с возможностью приземлиться на воду.
ВЬЕТНАМСКИЕ ТРОФЕИ И ПОСТАВКИ СОЮЗНИКОВ
Тогда как Китай активно развивает гидроавиацию, в соседнем Вьетнаме она сошла на «нет» после списания со службы бипланов Ан-2 в варианте на поплавках. Высшее военное и политическое руководство Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) предпочло сосредоточить внимание на других программах, прежде всего по повышеию мощи национальных военно-воздушных сил. Такой подход обоснован нестабильной военно-политической обстановкой в регионе, что проявляется в множестве неразрешенных территориальных споров и необходимости непрерывного мониторинга обстановки со стороны потенциальных противников. В таких условиях одной из задач, стоящих перед командованием ВВС СРВ, является совершенствование вертолетного парка.
Развитие вертолетной техники в Северном Вьетнаме началось в 1956 году, когда группа из 110 человек была отправлена для обучения в СССР и КНР. В Китае им предстояло пройти обучение на вертолетах Ми-4. В Советский Союз отправилась группа из 30 человек, которым предстояло освоить вертолеты Ми-4.
Первая группа летчиков вернулась из Китая после трехлетнего обучения и сразу же стала передавать свой опыт и знания другим. В начале 1959 года началась подготовка экипажей вертолетов Ми-4. Этим экипажам предстояло стать основой для формирования транспортного авиационного полка.
После конфликта во Вьетнаме вертолеты Iroquois Bell UH-1, широко использовавшиеся американскими подразделениями, достались ВВС СРВ. Всего за время войны в боевых действиях участвовали в общей сложности 7013 американских вертолетов UH-1. Из этого количества 3305 машин были уничтожены, а значительная часть была оставлена Южному Вьетнаму.
Вертолет UH-1 «Ирокез» стал настоящим символом войны во Вьетнаме. Применяясь в массовом количестве, он позволил на практике реализовать концепцию аэромобильных действий. Первые «Ирокезы» прибыли во Вьетнам летом 1961 года. С июня 1963-го начали формироваться легкие аэромобильные роты. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки. На вооружении всех трех взводов состояли «Ирокезы», только в роли машин огневой поддержки использовались вертолеты модификации UH-1B, а как транспортные – UH-1D и UH-1H.
В период между 1953 и 1991 годами около 120 вертолетов было поставлено в Северный Вьетнам из СССР и КНР. Кроме того, Вьетнам в 1986–1990 годах получил из Советского Союза восемь вертолетов Ка-28 (бортовые номера 7520–7527) новой постройки, которые входят в состав 954-й авиационной бригады (ранее 954-го полка) ВВС и ПВО СРВ, действующей в интересах ВМС Вьетнама. Одним из приоритетов сегодня является модернизация их противолодочного вооружения.
ПЕСТРЫЙ И ПОТРЕПАННЫЙ ПАРК
По данным Международного института стратегических исследований (Великобритания), приведенным в ежегодном бюллетене с обзором военных потенциалов государств мира под названием Military Balance 2023, в составе ВВС и ПВО СРВ имеются шесть многоцелевых вертолетов Ми-17 и около 28 военно-транспортных средних и легких вертолетов, включая 14 Ми-8, три Ми-171, 11 Bell 205.
У Франции в 2009 году были закуплены два военно-транспортных вертолета EC725 Super Cougar. В отличие от систем ПВО закупки Вьетнамом в 2010-х годах военных вертолетов носили ограниченный характер.
В составе вьетнамской транспортной авиации сегодня имеется до 26 боевых вертолетов Ми-24Д (плюс шесть Ми-24А на хранении). Многоцелевые и транспортные вертолеты: четыре американских UH-1Н (плюс шесть на хранении), до 46 Ми-8, 10 Ми-17. В морской авиации состоит на вооружении 12 вертолетов (шесть российских Ка-28, еще два на хранении, а также два Ка-32Т, два Ми-17, два франко-германских ЕС225).
По данным британского специализированного издания Jane’s Information Group, в ближайшее время военно-политическое руководство Вьетнама предполагает закупить больше вертолетов боевого обеспечения для морской авиации (включая французские AS-565MB Panther) и усовершенствовать систему базирования сил флота, в том числе инфраструктуру на островах архипелага Спратли.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТАВОК
Реализация задач по развитию вертолетного парка подразумевает развитие военно-технического сотрудничества Вьетнама с зарубежными партнерами. Наибольший интерес к вьетнамскому рынку вертолетов проявляют европейские компании. Например, франко-немецкая компания Airbus Helicopters SAS (в 1992–2014 годах известная как Eurocopter). Однако негативная практика пилотирования вертолетов этой кампании пока удерживает вьетнамцев от принятия принципиального решения.
В 2016 году тренировочный вертолет Eurocopter ЕС130 Т2 ВВС Вьетнама разбился в горах на юге страны. На борту воздушного судна находились пилот и два летчика-практиканта. Сообщалось, что вертолет вылетел с военного аэродрома Вунгтау, расположенного в провинции Бария-Вунгтау.
Другим возможным претендентом является Eurocopter AS565 Panther – французский многоцелевой вертолет, военная версия гражданского Eurocopter AS365 Dauphin. Он используется для решения широкого спектра задач: поддержка с воздуха, боевые высадки, борьба с наземными целями, противолодочная оборона, поисково-спасательные работы и эвакуация раненых.
В последние пять лет особый интерес к вертолетной технике Вьетнама проявляют индийцы. Индия осуществляет различные программы по модернизации вьетнамских основных вооружений советского происхождения. Она занималась модернизацией вьетнамских вертолетов Ми-8/Ми-17. Индия также неоднократно предлагала Вьетнаму закупить у нее легкие боевые вертолеты.
Развиваются вьетнамские предприятия, специализирующиеся на ремонте и техническом обслуживании вертолетов, находящихся на вооружении ВВС страны. В частности, Вьетнам при поддержке России освоил ремонт и техобслуживание вертолетов Ми-8/17 военного назначения.
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ
Вокруг перспектив дальнейшего переоснащения ВВС Вьетнама сохраняется неопределенность. Пока нет ясности, будут ли они развиваться за счет дальнейших закупок российской авиатехники, или будут поставки зарубежной техники будут диверсифицированы?
Новой формой сотрудничества между Пхеньяном и Москвой становится лицензионное производство российского вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) на территории СРВ. Начато строительство завода по выпуску и ремонту ВВСТ, который намечается запустить в 2025 году. В октябре 2018-го подписан контракт на строительство Центра технического обслуживания и ремонта вертолетов. Он строится в городе Вунгтау на уже существующей ремонтной базе вьетнамских ВВС. Центр предназначен для обслуживания вертолетов не только Вьетнама, но и соседних стран.
Служба гражданской авиации СРВ валидировала сертификат типа вертолета Ми-171А2, выпускаемого на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга «Вертолеты России». Это событие открывает вьетнамский рынок для новой модификации вертолетов семейства Ми-8/17. В марте 2020 года Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация) и СРВ подписали рабочее соглашение по вопросам летной годности, нацеленное на поддержку и упрощение валидации российской авиационной техники, экспортируемой во Вьетнам.
Вертолет был сертифицирован по категории А, предусматривающей выполнение самых жестких требований безопасности полетов, предъявляемых к гражданским вертолетам. Машина может выполнять поисково-спасательные, медицинские, транспортные операции, тушить пожары или перевозить пассажиров.