0
5786
Газета Вооружения Интернет-версия

30.11.2023 20:37:00

Китайские беспилотники разлетелись далеко

Некоторые проблемы с их надежностью компенсируются доступными ценами

Василий Иванов

Об авторе: Василий Иванович Иванов – журналист.

Тэги: вооружения, китай, бпла, дроны, производство, экспорт


вооружения, китай, бпла, дроны, производство, экспорт В отличие от Вашингтона, Пекин не ставит жестких экспортных ограничений на продажу беспилотных аппаратов, что повышает интерес местных производителей к активному продвижению своей продукции за рубеж. Фото Владимира Карнозова

В последнее десятилетие направления использования беспилотных летательных аппаратов в разных сферах экономики переживают по-настоящему взрывной рост. На фоне общего восстановления мировой экономики после пандемии COVID-19 и с учетом происходящих на мировой арене событий лидерами роста кроме России и Израиля, по всей вероятности, станут страны Азии.

Основные ниши на международном рынке БПЛА военного назначения сегодня занимают Израиль (34%), Китай (31%) и США (25%). При этом именно Китайская Народная Республика в настоящее время наиболее активно разрабатывает и выпускает беспилотники различных классов и различного назначения.

ТИПОЛОГИЯ БПЛА

В классе микробеспилотников у Китая имеется БПЛА серии LT, а также ASN-211.

К мини-беспилотникам относятся аппараты серий AW, ASN-15, ASN-213, СН-802, TF-1D и др.

К беспилотникам малого и ближнего радиуса действия относятся СН-803, ASN-212, ASN-216, ASN-217, W-30, а также аппараты серий Z и SH, М-22, SVU-200, V-750.

К беспилотникам среднего радиуса относятся ASN-104/105, ASN-206, ASN-209, ASN-215, ASN-207, W-50, а также аппараты серий PW и СН.

Беспилотные летательные аппараты дальнего радиуса действия – это BZK-005, ASN-229A, WJ-600, WZ-5, Wing Loong.

Больше всего в КНР выпускается беспилотников серии ASN различной дальности. Практически все они создавались как разведывательные. Наиболее современным является ASN-229А. Он предназначен для разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), но может нести две сверхзвуковые (1,1М) противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) с лазерным наведением AR-1 (весом по 50 кг). Дальность полета ASN-229А – до 2 тыс. км, крейсерская скорость – 180 км/ч, потолок – до 10 тыс. м.

СН – другая массовая серия беспилотников. Аппараты СН-1 и СН-2 были чисто разведывательными, СН-3 стал первым боевым (хотя все китайские боевые БПЛА могут решать задачи разведки, связи и РЭБ). Он может нести две ПТУР AR-1 или две управляемые авиабомбы (УАБ) FT-5 (весом до 100 кг). Но дальность его полета составляет лишь 200 км (в пределах прямой радиовидимости с пункта управления). Максимальная скорость – 260 км/ч, потолок – 6 тыс. м. Покупателями аппарата СН-3 стали Пакистан, Мьянма, Туркмения.

У беспилотника СН-4 дальность полета выросла до 2 тыс. км (за счет применения спутниковой связи), потолок – до 7 км. Имеются разведывательная (СН-4А) и боевая (СН-4В) модификации, а также высотный (до 20 км) разведчик СН-Т4. Аппарат СН-4В имеет не два, а четыре узла подвески оружия.

В арсеналах ВВС НОАК имеется до 300 аппаратов СН-3 и СН-4. Покупателями СН-4 стали Саудовская Аравия, Иордания, Ирак. Как СН-3, так и СН-4 приобретены Алжиром и Нигерией.

Экспортные беспилотные аппараты серии СН применяются в боях на Ближнем Востоке и в Африке. Саудовская Аравия уже потеряла семь-восемь СН-4В (все в Йемене), Нигерия – один СН-3.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ДРОНОВ

В Китае основными разработчиками и экспортерами беспилотных летательных аппаратов выступают авиастроительный консорциум Chengdu (CAIG) в составе государственного конгломерата Aviation Industry Corporation of China (AVIC), объединяющего крупнейшие предприятия авиационной промышленности КНР, а также научно-производственное объединение China Academy of Aerospace Aerodynamics (СAAA), в свою очередь, подчиненное государственной ракетно-космической корпорации China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC).

Отметим, что последняя корпорация, как явствует уже из ее названия, объединяет в основном компании космической промышленности, занятые в производстве ракет-носителей, а также орбитальных спутников и межпланетных станций, и не специализируется на производстве именно авиационной техники.

К наиболее продаваемым китайским беспилотникам можно отнести CH-3 и CH-4B (китайская компания CASC), Wing Loong-1/2 (китайский консорциум Chengdu).

Все упомянутые беспилотники обладают примерно схожей концепцией применения. Это очень легкие и экономичные летательные аппараты, способные барражировать в воздухе в течение целых суток. Выполняют они в первую очередь разнообразные разведывательные задачи, но также при необходимости могут выступать ударной платформой для нанесения высокоточных ударов.

Аэродинамическая схема планера построена вокруг однобалочного фюзеляжа с толкающим винтом и «перевернутым» V-образным хвостовым оперением. Силовой установкой, как правило, выступает один и тот же австрийский поршневой бензиновый двигатель Rotax 912/914 – он используется, в частности, в китайском аппарате Wing Loong I. Главное достоинство двигателей этого типа – их небольшой вес и малое потребление топлива, в качестве которого может выступать даже самый обычный автомобильный бензин.

Семейство двигателей Rotax 912/914 невероятно популярно на рынке легкомоторной гражданской авиации: эти силовые установки используются более чем в 400 различных поршневых самолетах с максимальным взлетным весом около тонны или менее. Таким образом, эти двигатели широко доступны на гражданском рынке, а их стоимость составляет всего несколько десятков тысяч долларов.

ЭКСПОРТ БПЛА ГРАЖДАНСКОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

После начала российской специальной военной операции на Украине в 2022 году один из ведущих игроков в сегменте гражданских дронов – китайская компания DJI, занимавшая долю 76% мирового и 90% российского рынка, – объявила об остановке продаж на территории России и Украины, чтобы избежать использования своей продукции в военных целях.

Такое решение компании DJI в условиях слабого внутреннего предложения на российском рынке, как утверждали иностранные наблюдатели, привело к ощутимому росту цен (был зафиксирован трехкратный рост с начала 2022 года) и к серьезному дефициту подобных устройств в России.

Для восстановления рынка пришлось налаживать новые цепочки поставок (что само по себе не гарантировало защиты от повторения схожего сценария в будущем), а также поддерживать и развивать собственную индустрию. Параллельный импорт едва ли мог обеспечить покрытие всего внутреннего спроса. Впрочем, российская промышленность после начала СВО показала свою способность справляться и с более сложными задачами.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ОБРАЗЦЫ

В Китае презентован новый тяжелый беспилотный летательный аппарат серии Wing Loong. Новый дрон WL-3 имеет большие по сравнению с предыдущими образцами серии взлетную массу и размеры. Аппарат оснащен турбовинтовым двигателем и может находиться в воздухе до 40 часов, дальность его полета составляет порядка 10 тыс. км. Во внутреннем грузовом отсеке помещается до 300 кг груза, на внешней подвеске – до 2 т. По данным China Daily, аппарат Wing Loong 3 с размахом крыльев 24 м может нести до 16 единиц вооружения.

Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация представила модель собственного «верного ведомого», получившую обозначение FH-97A, которая, судя по заявлениям некоторых западных экспертов, практически идентична беспилотному аппарату Boeing MQ-28 Ghost Bat, разработанному в Австралии. При этом в отличие от прототипа Boeing китайский FH-97A оснащен двумя двигателями. Он также оснащен электрооптической системой наведения на верхней части фюзеляжа, что позволяет предположить, что беспилотник в первую очередь ориентирован на борьбу с воздушными целями. Предполагается, что подобные дроны будут сопровождать истребитель J-20.

Еще одним любопытным образцом стал БПЛА MD-22. Беспилотник позиционируется как многоразовая платформа для проведения исследований в аэрокосмической сфере. Аппарат весит около 4,5 т и способен нести 600 кг полезной нагрузки, заявленная дальность – до 8 тыс. км.

 Качество БПЛА китайского производства, поставляемых в Ближневосточный регион, неоднократно обсуждалось военными специалистами. Некоторые из них утверждают, что китайские беспилотники оказались экономически эффективной альтернативой американским дронам. Другие указывают на высокие показатели аварийности и ненадежности этих аппаратов по сравнению с израильскими, американскими и турецкими аналогами.

Несмотря на подобные проблемы, китайские БПЛА по-прежнему пользуются популярностью на рынках вооружений стран Ближнего Востока и Северной Африки. Очевидная низкая стоимость китайских БПЛА делает их идеальным выбором для стран с ограниченным бюджетом.

Но бывает и наоборот: цена некоторых китайских беспилотников фактически приближается, а в некоторых случаях даже превышает стоимость западных и ближневосточных аналогов. Например, затраты на приобретение одного аппарата Wing Loong II ближневосточными заказчиками составляют около 15 млн долл. США для международного клиента, что в три раза превышает цену известного турецкого беспилотника Bayraktar TB2. Таким странам, как Иордания, в конечном счете пришлось из-за плохой надежности выставить на продажу весь свой парк беспилотников CH-4B менее чем через два года после закупки этих дронов у Китая. Тот же тип беспилотника показал себя немного лучше в Ираке: восемь из двух десятков CH-4B разбились всего за несколько лет, в то время как дюжина оставшихся в настоящее время простаивают в ангаре из-за нехватки запчастей. Алжир потерял три дрона CH-4B в результате крушений в течение нескольких месяцев, а Нигерия, Марокко и Туркменистан и вовсе закупили турецкие БПЛА после опыта эксплуатации китайских дронов.

Трудно дать точный обзор потерь китайских военных беспилотников, поскольку такие страны, как Туркменистан, вряд ли когда-нибудь открыто объявят о потерях своих дронов китайского производства. Примерно такая же ситуация складывается и с Саудовской Аравией. Поэтому многие потери, по уверениям западных наблюдателей, остаются незамеченными.

Вместе с тем на Западе существует целый ряд научно-исследовательских и разведывательных организаций, специально отслеживающих потерпевшие крушение и сбитые в результате боевых действий летательные аппараты, включая ракеты и БПЛА. Они ведут статистику потерь и поражений воздушных целей. К ним относится, например, Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI).

Сотрудники SIPRI считают, что закупка китайских беспилотных аппаратов заказчиками из стран Ближнего Востока стала распространенной практикой в связи с двумя схожими по времени факторами. Во-первых, это стремление стран Ближневосточного региона модернизировать свои вооруженные силы. Во-вторых, это возросшая готовность Китая продавать на Ближний Восток разработанные им оборонные технологии, и не в последнюю очередь БПЛА. 

Аналитики института отмечают, что китайские беспилотники обыкновенно уступают аналогам из США, России и Израиля, поскольку они менее продвинуты технологически, летают с меньшей скоростью и на меньшей высоте. Основными преимуществами китайских аппаратов являются существенно более низкая цена, а также сравнительно большая продолжительность полета.

Национальный престиж и статус являются главной причиной, по которой страны Ближневосточного региона приобретают вооружения в Китае. Крайне избирательная политика Вашингтона по поставке вооружений позволила Китаю заполнить пробел на ближневосточном рынке. Например, Объединенные Арабские Эмираты приобрели китайские беспилотники из соображений престижа и только затем убедили США предоставить им американские технологии. В настоящее время ОАЭ продолжают использовать парк беспилотников Wing Loong 1 китайского производства. Применяются они преимущественно против целей в Йемене и Ливии.


Читайте также


Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
1481
Китай стал рекордсменом по росту ядерного арсенала

Китай стал рекордсменом по росту ядерного арсенала

Владимир Скосырев

Военная мощь КНР помешает Соединенным Штатам защитить Тайвань

0
1828
Задача трех вождей

Задача трех вождей

Юрий Тавровский

Станет ли китайский фантастический роман геополитической реальностью

0
1770
Китай предложит странам Центральной Азии определиться с союзником

Китай предложит странам Центральной Азии определиться с союзником

Виктория Панфилова

Визит председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан – шаг к созданию коалиции лояльных государств

0
5372

Другие новости