Генсек НАТО Йенс Столтенберг ищет для альянса новые задачи. Фото Reuters
Структурные изменения, происходящие в мировой политике, заставляют руководство ведущих зарубежных стран и международных организаций пересматривать свою политику в области безопасности. Не остается в стороне в этом плане и Североатлантический альянс. Специалисты последнего во взаимодействии с некоторыми другими исследовательскими центрами Запада недавно подготовили новый стратегический прогноз (SFA-2017), в котором содержится развернутая оценка 20 глобальных тенденций развития обстановки и их политических последствий в сфере обеспечения безопасности государств – членов НАТО.
Основная цель доклада – обосновать необходимость сохранения и усиления НАТО, дальнейшей глобализации функций альянса и расширения зоны его ответственности. Документ формирует основу для долгосрочных военных преобразований блока и будет использован как рамочный документ при разработке планов операций Североатлантического союза.
Содержанию документа придан подчеркнуто алармистский характер. Сопоставительный анализ SFA-2017 и предшествующего ему SFA-2013 показывает, что в анализе глобальных тенденций и их последствий в новом прогнозе авторами доклада проводится мысль о повышении в мире потенциала для серьезного конфликта. Отмечается, что сегодня военно-политическая обстановка существенно изменилась. В последние годы риск крупного межгосударственного конфликта вырос, что связано со сдвигом в военной и экономической мощи таких стран, как Китай и Россия. Китай использует экономическую мощь, чтобы увеличить расходы на оборону, которую Пекин рассматривает в качестве фундамента глобальной энергетической стратегии. Индия идет по тому же пути и может достичь сопоставимого статуса в среднесрочной перспективе.
Особый акцент сделан на возрастание российской угрозы: «Россия решительно добивается получения статуса великой державы и бросает вызов порядку, установленному на постсоветском пространстве».
Указанные тенденции реализуются в рамках глобального смещения экономической и военной мощи из Северной Америки и Западной Европы в такие страны, как Китай и Россия, которые в течение ряда лет поддерживают высокие расходы на оборону. В целом Азиатско-Тихоокеанский регион, по прогнозам альянса, обеспечит 60% общего глобального увеличения обороноспособности, наращивания военных исследований и разработок и около 30% от общих расходов на оборону в период до 2020 года.
В этих условиях жизненно важным для НАТО считается сохранение ядерного оружия, которое наряду с силами общего назначения и ПРО останется ключевым элементом способности альянса проводить политику сдерживания и обороны. Одновременно подтверждается курс на повышение возможностей государств-членов и всего блока в целом по противостоянию гибридным угрозам и гибридной войне.
Серьезными источниками рисков для военных операций альянса указаны демографические и климатические изменения. В частности, растущий уровень урбанизации потребует проведения дополнительных мер по наращиванию способности ОВС НАТО действовать в густонаселенных городах, а изменение климата повлечет за собой необходимость увеличить военное присутствие блока в Арктике.
SFA-2017 отмечает существенную трансформацию общих характеристик среды в сфере обеспечения международной безопасности: быстрый темп изменений, их комплексный характер, неопределенность и взаимосвязь событий, происходящих в географически удаленных районах.
Некоторые другие тенденции связаны с возрастающей активностью государственных и негосударственных субъектов, использующих гибридные и киберинструменты для воздействия на среду безопасности в так называемой серой зоне, находящейся несколько ниже порога конвенционального вооруженного конфликта. Неопределенность, хаотичность и сложность обстановки усугубляются рядом других транснациональных проблем, таких как оргпреступность, изменение климата и экономическая нестабильность.
В военно-стратегической сфере перераспределение экономической и военной мощи, в первую очередь в сторону Азии, ускоряет процесс изоляции и относительного упадка Запада. Преобладание НАТО и Запада скорее всего будет все более оспариваться формирующимися и возрождающимися державами. Эти процессы приводят к перераспределению власти между правительствами и негосударственными субъектами, что способствует возникновению стратегических потрясений, усиливает нестабильность в рамках мирового порядка после окончания холодной войны.
Ожидается, что будет возрастать влияние на национальные правительства и международные учреждения со стороны негосударственных субъектов от транснациональных корпораций (ТНК) до международных террористических организаций. Кроме того, альтернативные институты глобального управления (БРИКС, ШОС и т.п.), поддерживаемые формирующимися и возрождающимися державами, скорее всего бросят вызов существующему международному порядку, построенному на голосовании в директивных структурах, а растущее общественное недовольство приведет к усилению поляризации между политическими и социальными группами в отдельных странах, способствуя подрыву доверия к правительствам и традиционным институтам.
В этих условиях руководство НАТО намерено постепенно переформатировать альянс из региональной военно-политической структуры в глобальную гибридную силовую систему, способную решать более широкий круг задач, чем это предполагалось изначально.