Фото А.Бричевский/www.kchf.ru
ВМФ переклассифицировал корабли противоминной обороны ПМО (проект 12700 «Александрит») из базовых тральщиков в морские. Таким образом, главком ВМФ адмирал Владимир Королев одним росчерком пера решил проблему нехватки на флоте морских тральщиков. Сегодня на четырех флотах в строю находятся менее полутора десятков морских тральщиков (в основном устаревшего проекта 266), причем в Балтике нет ни одного – тут, как и на Каспии, дислоцируются только базовые тральщики.
Понятно, что «Александрит» отличается улучшенной мореходностью, но она явно не соответствует требованиям к морскому тральщику, кроме того, по мнению экспертов, у корабля слабые артиллерийское вооружение и гидроакустика. И хотя проект 12700 задумывался как базовая многофункциональная платформа для крупных тральщиков, а также сторожевых кораблей охраны водного района, в итоге головной корабль проекта «Александр Обухов» все равно получился базовым тральщиком.
Ранее, кстати, ВМФ России уже использовал базовые тральщики как морские. «Еще в середине 2000-х годов базовые тральщики приходилось использовать в качестве морских – в прибрежной зоне, а не только на внутреннем рейде, – рассказал порталу FlotProm адмирал флота Владимир Масорин, главком ВМФ России в 2005–2007 годах. – Корабли успешно работали, выходили в Баренцево море». Но происходило это только потому, считает адмирал, что «другого выхода не было». Кстати, по его оценкам, «Александриты» не совсем предусмотрены для работы в открытом море, у них ограниченная мореходность. При этом, подчеркивает военачальник, ВМФ испытывает серьезную нехватку в кораблях противоминной обороны всех классов.
18 декабря с.г. стало известно, что Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» создает проект морского тральщика в интересах российского Военно-морского флота. Об этом сообщил гендиректор предприятия Александр Шляхтенко. Он, однако, отказался раскрыть подробности о новых проектах морских тральщиков или назвать их число. Кстати, и с числом «Александритов» большие проблемы. В январе с.г. заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что флот рассчитывает ежегодно получать по два корабля противоминной обороны проекта «Александрит». Однако в 2018 и 2019 годах на Средне-Невском судостроительном заводе заложат лишь по одному кораблю. При этом производственные мощности предприятия загружены не полностью.
По сути, флот России остается незащищенным от минной опасности. Те корабли, что еще в строю, морально устарели, а новых кораблей минно-тральных сил – единицы. Морские тральщики предназначены для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, а также для участия в минных постановках в дальней зоне от своих баз. Кстати, в советское время морские тральщики совершали и дальние походы, к примеру, защищая гражданские рыболовецкие суда от пиратов в Атлантике.