Фото Gettyimages
Военная операция Анкары против курдов была воспринята с пониманием и в Вашингтоне, и в Москве. НАТО и ООН высказали озабоченность в связи с жертвами среди мирного населения. Лидеры западного Курдистана заявили о том, что Россия предала их. Вашингтон снова обвинил Дамаск в применении химического оружия.
По данным арабских СМИ, Анкара задействовала в операции «Оливковая ветвь» до 6,4 тыс. своих регулярных войск и около 25 тыс. ополченцев из Сирийской свободной армии (SFA). Численность противостоящей туркам курдской милиции (YPG) оценивается в 8–10 тыс. штыков. Ландшафт кантона Африн гористый, местность не позволяет массированно использовать танки, основная боевая нагрузка ложится на пехоту.
Темп наступления турецких войск по прежнему невысок, он составляет от 3 до 5 км в сутки, местами отряды YPG проводят успешные контратаки, опрокидывают турецкие подразделения и милицию SFA, но в целом перевес сил в военных действиях на стороне Анкары. Турецкая артиллерия и авиация продолжают наносить удары по боевым порядкам курдов. Поступает информация о потерях с обеих сторон и жертвах среди мирного населения.
Действия Анкары не вызвали сколь-нибудь жесткой реакции со стороны мирового сообщества. Первые попытки критики, прозвучавшей из Парижа и Каира в течение последних суток, сошли на нет. Протест Дамаска остался без внимания. ООН ограничилась высказыванием озабоченности в связи с гибелью мирного населения в районе боевых действий и увеличением потока беженцев из кантона Африн. Гуманитарные сотрудники ООН призвали все стороны вооруженного конфликта «обеспечить защиту мирного населения и возможность оказать им гуманитарную помощь». Сам факт вторжения турецких войск в Сирию не подвергся осуждению.
Президент Турции Реджеп Эрдоган провел телефонные переговоры с российским лидером Владимиром Путиным, обсуждалась ситуация, сложившаяся в Африне, и предстоящий сочинский Конгресс сирийского национального диалога. Лидеры двух стран согласились, что работа по разрешению кризиса «должна основываться на принципах сохранения территориальной целостности и уважения суверенитета Сирии». Реджеп Эрдоган пообщался по телефону и со своим французским коллегой Эмманюэлем Макроном. В ходе этих переговоров турецкий лидер подчеркнул, что операция «Оливковая ветвь» проводится в рамках международного права на основании резолюции Совета Безопасности ООН о борьбе с терроризмом и 51-й статьей Устава ООН о праве на самооборону. На этот раз Анкара обязалась информировать Париж о ходе развития военной операции в Африне.
С генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом турецкий президент также пообщался по телефону, но еще до начала операции. В ходе этого разговора глава Североатлантической организации заявил, что понимает озабоченность Анкары. Ранее глава Пентагона Джеймс Мэттис сообщил прессе, что Турция его уведомила заблаговременно о своих намерениях воевать с YPG. В дальнейшем Вашингтон призвал Анкару и курдское ополчение к сдержанности в военных действиях, дабы избежать больших жертв среди гражданских. Более того, представитель военного ведомства США Адриан Рэнкин-Геллоуэй заявил, что США поддерживают, обучают и вооружают только ту часть YPG, которая борется с «Исламским государством» (запрещено в России), а бойцы курдского ополчения, воюющие против турецкой армии на севере Сирии, не являются союзниками США и предоставлены сами себе.
Анкара отменно провела подготовку операции «Оливковая ветвь» во всех отношениях. Сирийский Курдистан, партия «Демократический союз» (PYD) и силы самообороны курдов остались без международной поддержки. По сути, мировая общественность признала точку зрения Турции, что PYD и YPG (наряду с Рабочей партией Курдистана) являются террористическими организациями, во всяком случае, все отнеслись с пониманием к намерениям Анкары силой оружия очистить северную территорию Сирии вблизи своих границ от курдской милиции. Командование отрядов самообороны Курдистана в предательстве обвинило не Вашингтон, а Москву. Сопредседатель Совета демократической Сирии Рияд Дерар заявил: «Нападение Турции свидетельствует о турецко-российских договоренностях». Руководитель YPG Сипан Хемо был более категоричен в своих суждениях. «Россия в настоящее время является союзником турецкого государства (...) и находится на грани войны с нами (...). У нас были свои договоренности с Россией, но она проигнорировала их, предав нас», – сказал он.
В довершение ко всему с подачи Вашингтона вновь поднят вопрос о применении Дамаском химического оружия. На этот раз обвинение было выдвинуто не только против Башара Асада, но и в адрес Москвы.
комментарии(0)