Фото с сайта Минобороны России / mil.ru
Многофункциональный истребитель Су-30СМ попал в аварию через короткое время после взлета при наборе высоты. Отключение двигателей произошло на 40 секунде полета, на высоте около 200 м. Затем истребитель начал вращаться и резко терял высоту. Самолет упал в море недалеко от аэродрома Хмеймим, рядом с городом Джабле. Крушение произошло в 9:45 по московскому времени. По словам представителя Минобороны, - «оба летчика, до последних минут боровшиеся за самолет, по докладу с места, погибли». Причиной авиакатастрофы могло стать попадание в двигатель птицы. Российское военное ведомство настаивает, что «никакого огневого воздействия по самолету не было».
Напоминаем, что не далее, как 6 марта произошло другое крушение на базе Хмемим, унесшее жизни 39 человек. Интерес к той катастрофе как-то сам по себе сошел на нет и результаты расследования по нему до сих пор не обнародованы. Тогда тоже говорилось об отсутствии огневого воздействия на самолет, причина была названа в обтекаемых выражениях, мол техническая неисправность всему виной. Но эксперты резко протестовали и подчеркивали, что Ан-26 очень надежная машина и управлялась она опытным экипажем. Даже если это и впрямь была техническая неисправность, почему не объяснили общественности, как такое возможно, что неисправный самолет эксплуатировался?
Катастрофа Су-30СМ, произошедшая утром 3 мая, увязывается с цепочкой других событий. Во-первых, это боевая деятельность авиационной группы российских ВКС в Сирии, по информации поступающей из разных источников в ходе последних авианалетов были уничтожены бойцы сил специальных операций США, Британии и Франции. Во-вторых, это показательное выступление 15 апреля. Когда такой же, а может быть и тот же Су-30СМ произвел пуск ПКР Х-35 по списанному военному кораблю. Не бог весь что, но видео этого представления взорвало Интернет. Правда пользователи не приняли во внимание одно обстоятельство, цель не имела средств ПВО, так что показуха была вовсе не приближенной к боевым условиям стрельбой по груде плавающего металла. Как бы то ни было, в блогесфере муссируется версия, что и на Ан-26, и на Су-30СМ могло воздействовать какое-то радио-электронное или лазерное оружие.
По словам эксперта Андрея Красноперова, чтобы у самолета возникли проблемы сразу с двумя двигателями, он должен был попасть в стаю птиц. «Тут ситуация: боевые летчики, два грамотных аса, и чтобы из-за птички такая ситуация! На моей памяти есть такое, что попадает птица размера цапли в двигатель, тогда двигатель встает колом. Но это надо, чтобы попало в два двигателя две цапли как минимум. Потому что если в один попадает, то он на другом прекрасно летает», — пояснил он. Бывший заместитель главкома ВВС генерал-полковник Николай Антошкин заявил, что "такие случаи бывают редко, обычно летчики птиц видят". Если двигатели самолета "встали" после попадания птицы, летчикам необходимо катапультироваться — почему это не сделали пилоты разбившегося в Сирии истребителя Су-30СМ, предстоит выяснить специальной комиссии.
Стоит обратить внимание на тот факт, что вдоль средиземноморского побережья Сирии, Ливана и Израиля наблюдается массовая миграция птиц, причем среди них очень много крупных особей, аисты, журавли, хищные птицы. Здесь же обитает большое количество пернатых, к примеру - пеликаны. Весной и осенью в небесах над этими местами пролетает около миллиарда перелетных птиц. Израильские ВВС зафиксировали более 3000 воздушных столкновений между боевыми самолетами и перелетными птицами к началу 80-ых годов 20-го века (с 1972г. по 1994г. произошло 2639 аварий). Значительная часть этих аварий была со смертельным исходом.
Показательны воспоминания одного из израильских военных летчиков. Во время полета в двигатель его истребителя угодил, ни кто-нибудь, а беркут. Силовой агрегат моментально заглох, а самолет начал вращаться и резко терять высоту. Пилот оказался под воздействие сильных перегрузок, он был не в состоянии дотянуться до рычага катапульты. И только после долгих попыток, уже находясь рядом с землей, летчик все же ухитрился катапультироваться.
В израильской боевой авиации на ровне с инструкцией действий при поражении самолета ракетой существует протокол действий при столкновении с птицами. В свое время израильские орнитологи совместно с ВВС провели исследования, направленные на изучение основных потоков миграции птиц и их поведенческих особенностей. Была также налажена система наблюдения за перемещением птиц в воздушном пространстве. Так что российские ВКС попали в очень непростые условия для полетов и по сути оказались к ним не готовы.
комментарии(0)