Кадр из видео Youtube
В настоящее время, с развитием технологий связи, открываются новые возможности, в том числе для создания дистанционно управляемых и автономных морских систем военного назначения. В значительной степени данные технологии были «обкатаны» на беспилотных авиационных системах. Создаются системы, которые позволят значительно увеличить радиус действия кораблей-роботов, проектируются аппараты, которые будут способны действовать не в прибрежной зоне, а на удалении в сотни километров. Свою «беспилотную флотилию» представил и Китай. В Южно-Китайском море успешно прошли испытания 56 надводных роботов, управляемых одним оператором.Как пишет китайская газета Huanqiu, китайская компания Yunzhou Intelligence Technology провела испытания флотилии из 56 надводных роботов. Группа роботов управлялась оператором с сопровождающего роботизированного катера, образуя различные формации или выполняя обход имитируемых и реальных препятствий, сообщает СМИ.
Испытания флотилии надводных роботов, проведенные компанией Yunzhou Intelligence Technology, стали одними из самых масштабных подобных проверок, пишет Huanqiu. Испытания проводились у архипелага Ваньшань в Южно-Китайском море. «Во время проверок группа роботов шла в несколько кильватерных колонн и обходила катер с оператором, восстанавливая строй. Сопровождающий катер тоже был автономным. Кроме того, роботы обходили и имитируемые препятствия, включая проход между опорами моста. В последнем случае роботы не снижая общей скорости движения перестроились из восьми кильватерных колонн в четыре, а затем восстановили исходную формацию», - описывает испытание китайское СМИ, подчеркивая, что китайские беспилотники таким образом продемонстрировали свои возможности в будущих морских военных операциях.
Заметим, китайцы не единственные в мире, кто сегодня тестирует использование тех или иных беспилотников (то есть не управляемых человеком непосредственно) в работе. Так, в начале мая текущего года Королевский флот Великобритании принял в свой состав первого надводного робота-тральщика, способного обнаруживать и обезвреживать различные типы морских мин, включая боеприпасы с цифровым управлением. Робот, выполненный на базе катера, стал первым подобным аппаратом на вооружении британского флота.
Робот-тральщик имеет в длину 11 метров, а его масса составляет около десяти тонн. Робот способен развивать скорость до 40 узлов. Весь комплекс является достаточно компактным; его можно перевозить на транспортном самолете, корабле или на грузовике.
Надводные боевые беспилотники уже активно используются в Израиле и Сингапуре, кроме того, многие страны мира создают и тестируют беспилотные катера с различными типами вооружений. К примеру, ранее израильская компания Elbit Systems продемонстрировала возможности своего беспилотного катера The Seagull, который может без участия человека вести разведку, проводить разминирование и самостоятельно открывать огонь из пулемета. Позднее катер был оснащен торпедными аппаратами и произвел успешные пуски по условному подводному противнику. Эксперты говорят о скором создании нового типа вооружения – беспилотных кораблей, которые уже в ближайшее время совершат революцию в военно-морском деле.
При этом длина созданного Elbit Systems дистанционно контролируемого корабля 12 метров, максимальная скорость до 56 км/ч. Судном можно управлять в нескольких режимах: традиционно – с помощью экипажа, также управление могут принять операторы, которые находятся на берегу или на другом корабле на расстоянии до 100 км, причем есть возможность одновременно управлять двумя такими катерами. Существует также опция перевода корабля в полностью автономный режим. В этом случае судно будет самостоятельно избегать столкновений и выполнять базовые правила судоходства.
В компании-разработчике отмечают: главная ценность такого беспилотного противолодочного катера – его дешевизна. Несколько кораблей-роботов могут легко заменить противолодочный корабль с командой из 40 человек. Причем стоить вся система будет в десятки раз дешевле традиционных судов. И при этом беспилотник будет гораздо более эффективен.
Американцы также заявляют, что вплотную занялись разработкой морской робототехники. Так, в американском Агентстве по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) сообщали об успешных испытаниях прототипа нового беспилотного корабля Sea Hunter. Это совместный проект DARPA и Бюро военно-морских исследований (ONR), который стартовал в 2010 году. Предполагается, что эти корабли также на первом этапе будут решать лишь разведывательные задачи, используя активную эхолокацию, но данная концепция может значительно совершенствоваться в будущем.
Демонстратор ACTUV имеет вид классического военного корабля (точнее, крупного катера, поскольку его длина составляет 40 метров, а водоизмещение – 140 тонн), но для повышения остойчивости к нему по бокам прикреплены поддерживающие конструкции-поплавки. На ходовых испытаниях близ Портленда (штат Орегон) роботизированное судно показало скорость в 27 узлов (около 50 км/ч). До этого, в 2015 году, корабль в автоматическом режиме уверенно прошел заданным курсом, маневрируя между другими судами и иными препятствиями.
Разработчики уверяют, что Sea Hunter открывает новую страницу в развитии робототехники. По мнению американских военных, использование роботизированных недорогостоящих комплексов, которые действуют без участия людей, – это новое и весьма перспективное направление в тактике морского боя. Во время испытаний Sea Hunter не оснащается вооружением, хотя в окончательном варианте, скорее всего, он все же станет ударным средством. Как заявляется, судно будет управляться не дистанционно оператором, как происходит в случае с беспилотниками, а сможет действовать вообще без человеческого участия, лишь периодически выходя на связь с командным центром для получения задачи. По задумке конструкторов это должно улучшить его защищенность, поскольку современные средства радиоэлектронной борьбы позволяют прерывать дистанционное управление беспилотными аппаратами.
Что же касается российских разработок, то еще в 2015 году в России на форуме «Армия-2015» впервые был представлен безэкипажный катер «Тайфун», в составе которого имеется собственный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) и специальные сенсоры, позволяющие выявлять «чужие» подводные лодки. Команды катеру и БПЛА поступают через спутник, поэтому их дальность передвижения зависит не от мощности радиооборудования, как у обычных беспилотников, а от максимального объема топлива, которое может вместить судно, и емкости аккумулятора дрона.
комментарии(0)