Госсекретарь Майкл Помпео и постпред США при ООН Никки Хейли не готовы полностью довериться Москве. Фото Reuters
Встреча президентов России и США в Хельсинки 16 июля длилась всего три часа, но все это время Америка и Европа находились в состоянии тревожного ожидания. В печати даже появились заголовки «Три часа между миром и войной». Еще бы, ведь многие опасались, что два лидера не смогут найти взаимопонимание. Но их опасения оказались напрасны: даже несмотря на в целом нейтрально-позитивный результат переговоров, американский истеблишмент вновь выступил с резкой антироссийской критикой, а конгрессмены и вовсе наложили запрет на любое возможное сотрудничество с Москвой в военной сфере.
Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли, не отрицая необходимости состоявшейся встречи двух президентов, заявила, что Россия «никогда не станет другом» для США, так как Вашингтон не доверяет и не будет доверять Москве. Тут же вспомнили о «российском вмешательстве» в президентские выборы 2016 года, об «аннексии Крыма». Государственный департамент США даже поспешил ввести «Крымскую декларацию», подписанную Майклом Помпео. «Совместно с союзниками, партнерами и международным сообществом США отвергают попытку России аннексировать Крым и обещают поддерживать эту политику до тех пор, пока территориальная целостность Украины не будет восстановлена».
Существуют предположения, что «Крымская декларация» была подписана госсекретарем, чтобы снизить накал критики в адрес Дональда Трампа внутри страны. Эксперты считают, что для Госдепа важно, чтобы Россия оставалась в изоляции и чтобы она ни в коем случае не сближалась с Европой, отсюда и появляются такие декларации.
На декларацию уже отреагировали в посольстве России в США, сообщив, что «ничего нового» не услышали. А непредсказуемость поступков американских властей прослеживается и в других встречах, как с Си Цзиньпином, когда говорилось о совместных интересах, а потом США начали торговую войну с Поднебесной. Или с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, которому было сказано много громких слов, но очевидных результатов этой встречи пока нет. В МИД России существует мнение, что позиция США еще может измениться и напомнить о непостоянности американских властей. Однако даже если американцы проявят принципиальность, на самом Крыме это никак не скажется, ведь российское руководство уже неоднократно подчеркивало, что вопрос полуострова закрыт.
Еще одну попытку восстановления отношений между Россией и США после саммита постарался пресечь Конгресс США. В ответ на возможность скорых прямых контактов глав военных ведомств двух стран, которая обсуждалась в СМИ, был продолжен запрет на сотрудничество Пентагона и Министерства обороны РФ, который действует уже несколько лет. Через несколько дней после переговоров Владимира Путина и Дональда Трампа был рассмотрен согласованный обеими палатами законодательного органа проект оборонного бюджета на следующий финансовый год, который начинается в США с 1 октября и в котором говорится о запрете военного сотрудничества с Россией. В нем утверждается, что Россия «нарушила ключевые договоры о контроле над вооружениями, расширила и модернизировала свой ядерный арсенал, провела испытания средств противокосмической обороны». В связи с этим законодатели в проекте военного бюджета «обеспечили для стратегических партнеров и союзников США гибкость в деле отказа от использования российской военной техники» и перехода к американским аналогам. В документе Россию называют «конкурентом», а касающуюся ее информацию внесли в раздел «Сталкиваясь с новыми угрозами».
Министр обороны России Сергей Шойгу считает, что состоявшийся в Хельсинки саммит мог придать импульс углублению нашего военного сотрудничества с Вашингтоном и странами Североатлантического альянса и позволил бы консолидировать усилия сторон в интересах общей безопасности. Но действия НАТО по расширению своего присутствия у границ России порождают недоверие.
Сергей Шойгу сказал на коллегии Минобороны РФ, что продолжается наращивание натовских контингентов вне региональных стран в Восточной Европе. С 2014 года их численность увеличилась с 2 до 15 тыс. военнослужащих, а личный состав, который каждый год привлекается к учениям, за пять лет увеличился в 10 раз. По его словам, с начала 2018 года альянс провел более 100 учений с участием около 80 тыс. военных. Кроме того, увеличилось и количество боевой авиации до 101 единицы. Сергей Шойгу подчеркнул, что с помощью Вашингтона в Европе развернули пять центров киберопераций. Они находятся в Финляндии, Германии, Франции, Эстонии и Польше. «Такие шаги западных коллег ведут к разрушению существующей системы безопасности в мире, порождают еще большее недоверие, вынуждая нас принимать ответные меры», – отметил министр.
Ряд экспертов считает, что с американской стороны нормализации двусторонних отношений пытался содействовать чуть ли не единственный человек в правящей элите – Дональд Трамп. Но ему приходится считаться с мнением Конгресса и реакцией СМИ. И только время покажет, осталось ли желание у американской стороны договариваться, идти навстречу друг другу и сохранять обязательства.
комментарии(0)