По данным оппозиции, Дамаск с 2012 года применял химоружие более 100 раз. Фото Reuters
Группа свободных журналистов Сирии, известная под наименованием «Гражданин журналист», подготовила данные, согласно которым обстрел боеприпасами с химической начинкой торговой улицы Нил и прилегающих к ней кварталов Эль-Халидия и Джамият-эз-Захра в западной части Алеппо велся шиитскими проиранскими вооруженными формированиями из населенных пунктов Таана и Шааля (северо-восточные пригороды Алеппо). По их версии, вечером 24 ноября из указанных пунктов первый обстрел произошел примерно в 21час 59 минут, а второй – около 22 часов 25 минут.
Ранее Минобороны (МО) РФ сообщило, ссылаясь на информацию сирийского государственного агентства САНА, что в 21.40 24 ноября боевики предположительно из группировки «Хайят Тахрир Аш-Шам» (ХТА, запрещена в РФ) с позиций, находящихся в зоне деэскалации в провинции Идлиб (западнее Алеппо), на юго-восточных окраинах населенного пункта Эль-Бурайкат, вели огонь по вышеуказанным пунктам 120-мм минометными снарядами, содержащими хлор. К утру следующего дня речь уже шла о более 100 пострадавших, в их числе были и дети. Представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков рассказал: «На место обстрела срочно прибыли группы из состава дислоцированных в Сирии наблюдательных постов подразделений радиационной, химической и биологической защиты со специальным оборудованием. Они работают с пострадавшими, доставленными в лечебные учреждения, ведут мониторинг обстановки в районе применения боевиками отравляющих веществ».
Кроме того, в воскресенье Игорь Конашенков заявил: «По выявленным позициям артиллерии террористов в районе, из которого вечером 24 ноября велся обстрел мирного населения города Алеппо химическими боеприпасами, самолетами ВКС России нанесены удары». Из его слов стало известно, что боевики готовились к повторному применению химических боеприпасов. Он же указал на неоднократные предупреждения со стороны российских военных о готовящейся в Идлибе провокации с применением боевых отравляющих веществ (БОВ). Ответственность за эти действия Конашенков возложил на так называемые белые каски, чье авторство приписывается многочисленным фото- и видеоматериалам, где крупным планом были показаны трупы детей, погибших от боевых отравляющих веществ. Об этой организации в свое время российский посол в Великобритании Александр Яковенко сказал следующее: «Интересно, что белые каски действовали только в тех районах, где территорию удерживали боевики «Джебхат ан-Нусры» (известной также под наименованием ХТА) и «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), и никогда в тех районах, где была умеренная оппозиция».
Известно также, что военные Израиля провели эвакуацию из Сирии этих самых касок в июле с.г. Каким образом они оказались в Идлибе – история умалчивает. Кстати, видеоматериалы белых касок не выдерживают никакой критики. Ими было заявлено о применении против мирного населения в Сирии зарина. В кадре видно, что они оказывают «помощь» пострадавшим, практически не имея средств защиты (кроме бесполезных респираторов). Защищать от данного токсина необходимо не только органы дыхания (с помощью противогаза), но и глаза и кожный покров (специальные защитные костюмы). Зарин впитывается во все пористые субстанции, в бетон, кирпичи, в одежду и кожу человека. Прикасаться руками без защиты к человеку, пораженному этим БОВ, – смертельно опасно. Более того, внешний вид трупов, которые были сняты белыми касками на видео, не соответствует симптомам, которые проявляются при поражении зарином. Кстати, по версии белых касок 4 апреля в населенном пункте Хан-Шейхун в Идлибе были сброшены бомбы с зарином именно на позиции группировки «Хайят Тахрир Аш-Шам».
Вернемся к событиям вечера 24 ноября. Напомню, что, по версии МО РФ, огонь велся 120-мм минометными снарядами. Из чего можно сделать вывод, что боевики стреляли из 120-мм минометов, а их предельная дальность поражения 7–8 км. По версии представителей группы свободных сирийских журналистов, шиитские ополченцы вели обстрел с позиций в Таана на расстояние 25,59 км и из Шааля на дистанции в 28,51 км. То есть о 120-мм минометах говорить уже не приходится. Впрочем, косвенно и версия российских военных подтверждает это. От места падения химических снарядов в Алеппо до ближайшей точки границы провинции Идлиб примерно 22,7 км. То есть можно предположить, что использовались 122-мм реактивные снаряды, а в качестве огневого средства, возможно, применили РСЗО БМ-21 «Град».
По мнению оппозиционных журналистов, шиитское ополчение могло провести обстрел территории, подконтрольной Дамаску, химическими боеприпасами по приказу Ирана, чтобы спровоцировать Башара Асада и Россию на крупномасштабную военную операцию в Идлибе. Более того, они заявляют, что по Алеппо со стороны зоны деэскалации в провинции Идлиб вообще никакого огня не ведется и боевики соблюдают хрупкое перемирие, а оспаривают там сферы влияния между собой различные шиитские группировки, что явно противоречит сводкам, предоставляемым сирийскими властями и российскими военными. Во всяком случае, если ХТА не виновна в химатаке, то воскресный авиаудар российских ВКС нарушил договоренность о прекращении огня в Идлибе.
Оппозиционеры настаивают, что только ИГ и правительственные войска в ходе войны в Сирии применяли химическое оружие и ни одна другая группировка не располагала какими бы то ни было отравляющими веществами. Но из сведений, обнародованных МИД Сирии и России, известно, что у боевиков в Алеппо и в пригороде Дамаска были изъяты боеприпасы с хлорбензальмалонодинитрилом («газ» – CS) и хлорацетофеноном (CN, у нас известен как спецсредство «Черемуха»), произведенные в Америке и Британии. CS и CN (в обиходе – слезоточивый газ) не запрещены, используются как учебные ОВ и правоохранителями по всему миру.
комментарии(0)