Дональд Трамп требует от членов НАТО обязательного соблюдения интересов Америки. Фото с сайта www.nato.int
В развитии НАТО, отмечающего в апреле с.г. 70-летие, определяющая роль принадлежит стратегической культуре (СК) США, влияние которой на альянс особенно заметно проявляется в стратегических концепциях блока, определяющих его долгосрочную цель, первостепенные задачи в сфере обеспечения безопасности и основные особенности новой обстановки в этой области.
В то же время само понятие «стратегическая культура» формально не применимо к военно-политическому союзу, объединяющему разные государства и народы с исторически сложившимися взглядами на политические задачи и цели применения военной силы. Это связано с тем, что данное понятие как инструмент международно-политического анализа является атрибутом отдельного государства, всего народа в целом, а не только вооруженных сил. Это долговременный, весьма инерционный социопсихологический феномен, который часто сохраняется почти в неизменном виде при смене военно-политического руководства, политических систем и политических режимов.
Стратегическая культура является производной общей политической культуры конкретного общества и включает в себя сформировавшийся на протяжении всей истории государства набор верований и ценностей общества, тесно связанных с его политической системой.
В широком смысле СК состоит из двух частей:
– на стратегическом уровне СК определяет базовые положения о стратегической среде, о войне в международных отношениях, о природе противника, об угрозах, о месте и роли военной силы и ее эффективном применении;
– на оперативном уровне СК призвана дать ответы на вопросы, связанные с выработкой наиболее эффективных стратегических решений для борьбы с имеющимися вызовами и угрозами.
Составными частями СК являются политическая, экономическая, правовая культуры, а также военная культура, которая представляет собой субкультуру военнослужащих, включающую такие компоненты, как образ жизни, набор ценностей и норм, язык, ритуалы, символы, материальную и художественную культуру, искусство. Военная культура тесно связана с национальным стилем и, следовательно, с конкретной культурой, а конкретная культура ведет к конкретному стилю мысли и действия, которые не поддаются административному регулированию и служат источниками глубоких противоречий между союзниками.
Фактор глубоких различий между сложившимися стереотипами поведения ВС отдельных государств – членов НАТО и, что самое главное, между взглядами на способы использования военной силы в современных конфликтах существенно затрудняет процесс выработки и реализации коалиционных военных решений, что неоднократно проявлялось в ходе агрессии НАТО против Югославии, в операции в Афганистане, в ходе ракетно-бомбовых ударов по Ливии или при попытках выработать единую позицию в войне против Ирака в 2003 году. Опыт 70-летнего существования альянса свидетельствует, что военно-политический блок сегодня все еще далек от выработки единых правил и норм поведения в современном обществе, применения военной силы. В этом кроется одна из существенных уязвимостей НАТО.
Современные процессы глобализации затронули организацию военной силы в современном мире, которая приобретает все более коалиционный характер, что актуализирует проблему совмещения и гармонизации военных культур, возникших на различных цивилизационных матрицах. Решение проблемы совмещения и гармонизации военных культур является одной из важнейших при выработке стратегии выполнения единых задач в структуре НАТО как военной организации союза государств.
Особенности развития НАТО в решающей степени обуславливаются действием двух групп факторов, влияющих на адаптацию стратегических установок альянса.
Факторы первой группы носят всеобщий характер и определяют эволюцию военной силы в современном мире, которая сегодня приобретает все более коалиционный характер. Применительно к НАТО действие этой группы факторов актуализирует проблему совмещения и гармонизации военных культур 29 государств – членов альянса, каждое из которых – продукт во многом различных исторических условий и уникальных цивилизационных матриц. Все они находятся на разных уровнях экономического развития, а население отличается ярко выраженными особенностями национального менталитета. Для придания военно-политическому союзу способности успешно решать динамично изменяющийся комплекс задач требуется трудоемкая и многолетняя работа по сглаживанию различий и формированию единой военной культуры.
Развитие НАТО с момента его создания во многом определяется второй группой стратегических факторов, влияние которых носит решающий характер. Основу факторов этой группы формируют стратегии нацбезопасности и военные доктрины США. Наряду с этими документами важную роль играет оценка США и альянсом вызовов и угроз современности, процесс гибридизации НАТО.
Решающее влияние США на развитие альянса с момента его зарождения и до наших дней определяется не только высокой экономической и военной мощью этого государства. Важный фактор такого влияния состоит в том, что США являются единственным государством – членом НАТО, располагающим всеми атрибутами СК и способным целеустремленно формировать альянс под собственные стандарты поведения в современном мире.
Учитывая, что НАТО прежде всего военная организация, США акцентируют внимание на модернизации объединенных ВС и повышении потенциала Сил быстрого развертывания, совершенствовании командно-штабной структуры, обновлении техники и вооружения. Все эти мероприятия носят четкую антироссийскую направленность.
В результате к настоящему времени в отношениях между США и НАТО сложилась система, в которой многие требования американских документов к обеспечению нацбезопасности и применению с этой целью ВС почти автоматически становятся стандартами альянса, что обусловлено лидирующими позициями Вашингтона в этом союзе.
комментарии(0)