В случае осложнения ледовой обстановки российские ледоколы должны будут обеспечить проводку иностранных кораблей. Фото с сайта www.rosatomflot.ru
Северный морской путь (СМП) – кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, включая азиатские страны. Законодательством РФ СМП определен как исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике. Еще в конце ноября прошлого года МО РФ объявило о том, что с 2019 года иностранные военные корабли смогут ходить по СМП только после уведомления властей РФ. Такое заявление тогда сделал начальник Национального центра управления обороной России генерал-полковник Михаил Мизинцев. «Для ликвидации правового вакуума в части использования Северного морского пути организована межведомственная работа по совершенствованию российского законодательства, результатом которой станет уведомительный характер плавания иностранных военных кораблей. Работа будет завершена к началу навигации 2019 года», – сказал генерал на конференции по межведомственному взаимодействию.
Как сообщили российские СМИ, правительство РФ разработало правила прохода по Севморпути иностранных военных кораблей и судов. Вашингтон неоднократно заявлял о своей заинтересованности в СМП. США заявляли, что этот путь принадлежит всем государствам и что Россия «не имеет права диктовать там свои условия». Однако с принятием новых правил ситуация должна кардинально измениться.
Отныне военным кораблям и судам зарубежных стран придется за 45 суток уведомлять Россию о своих планах прохода по СМП. Правила требуют указывать названия военных кораблей и судов, цели их передвижения, маршруты и сроки плавания. Кроме того, должны быть сообщены основные параметры плавсредств, включая водоизмещение, длину, ширину, осадку и характеристики энергетической установки. Требуется также сообщать воинские звания и фамилии их капитанов.
В проходе по СМП может быть и отказано, а в случае несанкционированного движения по этой водной магистрали, как отмечают эксперты, Россия сможет применять чрезвычайные меры вплоть до ареста и даже уничтожения в чрезвычайных условиях иностранных кораблей и судов.
В прошлом году по Севморпути без предупреждения прошел корабль тылового обеспечения ВМС Франции «Рона». Командир корабля тогда заявил, что целью похода было «развитие наших знаний о регионе». Тогда ситуация разрешилась без каких-либо осложнений. Однако теперь у капитанов таких кораблей могут возникнуть проблемы.
Правилами определяется, что если российская сторона придет к выводу, что плавсредство выслужило свой срок, имеет не приспособленную для ледовых морей обшивку или не должным образом подготовленный экипаж, то его проход может быть запрещен.
В разработанных нормах движения по СМП появилось и требование брать на борт российских лоцманов. В случае осложнения ледовой обстановки именно российские ледоколы должны будут обеспечить проводку иностранных кораблей и судов.
Главной целью введенных правил является сохранение Россией контроля над экологией СМП и прилегающих к нему регионов, а также обеспечение безопасности судоходства на этой морской трассе. Корабли должны выполнять требования защиты окружающей среды от различных загрязнений. А в случае возникновения аварийных ситуаций или ухудшения ледовой обстановки командиры должны посылать в ближайшие российские порты или военно-морские базы сообщения о складывающихся ситуациях.
Одной из основных причин разработки новых правил прохода по СМП стала «активизация в Арктической зоне военно-морской деятельности различных государств». Корабли с крылатыми ракетами на борту, проходящие по Севморпути, несут серьезную угрозу России, так как держат под прицелом фактически все военные и политические центры страны.
Как заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Андрей Красов, США не вправе диктовать России условия по СМП. Он упомянул нормы международного права, которые не может нарушать ни одна страна, в том числе и претендующая «на исключительность». Претензии США в отношении СМП уходят корнями во времена холодной войны. В 1964 году Вашингтон и Москва обменялись нотами протеста из-за попытки американских судов пройти без соответствующих санкций вдоль побережья СССР. Америка оспаривает права прибрежной страны устанавливать правила провода кораблей в северных широтах не только у России. Она не признает и право Канады распоряжаться арктическими маршрутами. С Арктикой граничат пять стран: США, Норвегия, Дания, Канада и Россия. Кроме того, еще три государства – Исландия, Швеция и Финляндия – тоже считают себя приарктическими государствами, хотя не имеют с регионом океанических границ.
Международный договор, который определяет правовой статус Арктики, отсутствует.
комментарии(0)