Китайские тяжелые транспортные самолеты приземлились в аэропорту имени Симона Боливара (Каракас). Фото с сайта www.news.cn
Противостояние президента Венесуэлы Николаса Мадуро и лидера оппозиции Хуана Гуайдо ведет к кризису, который может стать опаснее Карибского, разразившегося в октябре 1962-го. Конфронтация назревает между США и их союзниками с одной стороны и странами, поддержавшими Мадуро, список которых возглавляют РФ, Китай и Куба. До недавнего времени о КНР в связи с венесуэльским кризисом в Вашингтоне вспоминали эпизодически, но последние события говорят о том, что Пекин наравне с Москвой намерен жестко защищать свои интересы в Боливарианской Республике.
Администрация Соединенных Штатов, немало раздосадованная прибытием в Венесуэлу двух российских военных бортов, получила еще одну шокирующую новость.
В аэропорту Каракаса приземлились тяжелые транспортные самолеты из Китая. По официальным данным, подобно российским, они доставили медикаменты и оборудование. Но, по мнению местных оппозиционных СМИ, под видом гуманитарной помощи Поднебесная перебрасывает в Боливарианскую Республику военные грузы и военных специалистов. В общем, это действие Пекина представляется как предоставление помощи законно избранному президенту в наведении конституционного порядка и отражения агрессии США.
Западные военные эксперты указывали на опасность повторения Карибского кризиса 1962 года в венесуэльском варианте еще до прилета китайских самолетов в Каракас. Сейчас можно говорить, что новый Карибский кризис может значительно превзойти своего предшественника по напряжению. В ту эпоху США значительно превосходили СССР по количеству ядерных боеприпасов и средств их доставки. Оценив все возможные риски, администрация США предпочла проявить выдержку. И все же на пике противостояния в октябре 1962 года мир в течение двух недель находился на грани ядерной войны. Вооруженные силы двух стран были приведены в состояние полной боевой готовности. Переломный момент в том кризисе был связан с решением Кремля не ввязываться в войну с США и пойти на попятную, убрав с территории Кубы ракеты Р-12 и Р-14, которые туда были доставлены в ответ на размещение Вашингтоном ракет среднего радиуса действия с ядерными боеголовками в Европе и азиатской части Турции.
В настоящее время ракетно-ядерные арсеналы противостоящих сторон более совершенны по качеству, чем те, которыми располагали США и СССР в 1962 году. И то, что кратчайшее расстояние между Штатами и Кубой составляет чуть более 140 миль, а от побережья Венесуэлы до США около 1200 миль, большого значения не имеет. К тому же Пекин демонстрирует, что готов ввязаться в драку за Венесуэлу на стороне Москвы. Впрочем, многие специалисты в США считают, что у Вашингтона в данном случае более выгодное положение, чем у оппонентов. По их мнению, президенту России Владимиру Путину не удастся действовать в Венесуэле по сирийскому варианту. Все дело в удаленности нового театра военных действий (ТВД) от территории РФ и его близости к границам США. То же касается КНР. Американские СМИ отмечают крайнюю сдержанность Белого дома в отношении Венесуэлы и поддерживающей его Москвы (тем более Пекина). Со стороны президента США Дональда Трампа пока не прозвучало ни одной прямой угрозы развязывания военных действий. До сих пор он обходился обтекаемыми фразами, как то: «все варианты (действий в Венесуэле. – «НГ») находятся на столе (возможны. – «НГ»)». Дональд Трамп неоднократно высказывал намерения поговорить с Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпинем о возможных путях разрешения венесуэльского кризиса, но пока ничего не произошло. В пику своему президенту (как отмечает американская пресса) специальный представитель США по Венесуэле Эллиотт Абрамс, советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, госсекретарь Майк Помпео и председатель Объединенного комитета начальников штабов четырехзвездный генерал Джозеф Данфорд-младший говорят постоянно на протяжении последних нескольких недель о неприемлемости военного присутствия России не только в Венесуэле, но и в Западном полушарии. При этом упор делается на доктрину Монро 1823 года, в которой провозглашается идея закрытости Американского континента для вмешательства какой-либо из стран Старого Света.
Военные специалисты из США прогнозируют возможность развития Карибского кризиса – 2 на территории Венесуэлы, но, как наиболее приемлемый для Вашингтона вариант, рассматривают разворачивание гибридной, продолжительной войны на истощение на данном ТВД против Москвы, Пекина и Кубы. Болтон, Абрамс и другие на публику говорят о скором падении Мадуро. Но некоторые эксперты считают, что противостояние будет долгим, поскольку попытки склонить армию Боливарианской Республики к переходу на сторону оппозиции не увенчались успехом. Объясняют это тем, что фактическим руководителем Венесуэлы является не Николас Мадуро, а более сильный политик – председатель Национальной конституционной ассамблеи Диосдадо Кабельо. Именно он имеет реальные рычаги влияния на Вооруженные силы и другие силовые ведомства Боливарианской Республики, следовательно, обладает действительной властью. По мнению специалистов, растущую непопулярность действующей администрации Венесуэлы среди народа, усугубляемую долгим экономическим кризисом, низким уровнем жизни (94% населения, по данным ООН, живут за чертой бедности) и разразившимся в последнее время энергетическим кризисом – с лихвой компенсирует верность властям силовых структур.
комментарии(0)