Афганские спецслужбы при поддержке американских союзников провели вчера успешную операцию в северо-восточной провинции Баглан. В ходе нее в руки афганской армии и Управления национальной безопасности (УНБ) Афганистана попал шеф багланского филиала разведки «Талибана» (организация запрещена в РФ). По оценкам кабульских экспертов «НГ», афганская разведка, таким образом, переиграла не только разведку талибов, но и спецслужбы Пакистана, ослабив их позиции в стратегически важной провинции Афганистана.
Начальник разведывательной службы «Талибана» в провинции Баглан Хаджи Мохаммад Рамин был задержан бойцами спецназа («коммандос») Афганской национальной армии (АНА) и американскими спецназовцами 12 мая. Шефа багланской шпионской сети талибов обнаружили в ванной в доме, который являлся его конспиративной квартирой. В ходе операции по захвату Рамина были уничтожены все 10 его телохранителей. «Сейчас с пленником интенсивно работают афганские контрразведчики и можно не сомневаться, что Рамин поделится с ними всей информацией, которой обладает», - прокомментировали ситуацию источники «НГ» в Кабуле.
По словам представителей Минобороны Исламской Республики Афганистан (ИРА), есть все основания утверждать, что именно Хаджи Мохаммад Рамин стоял за нападением боевиков «Талибана» на штаб-квартиру полиции провинции Баглан в городе Пули-Хумри 5 мая. Эта атака стала одной из самых крупных вылазок талибов в рамках недавно объявленной ими «операции джихада» «Аль-Фатх» («Победа»).
Как сообщают источники «НГ», атака талибов на штаб-квартиру багланской полиции началась около полудня с подрыва «шахидомобиля» у ее входа: за рулем бронированного «Хамви», «под завязку» набитого взрывчаткой, сидел кандагарец мулла Мухаммад Акбар. Кстати, всего в нападении 5 мая принимали участие пятеро боевиков «Талибана» (уроженцы Кандагара, Газни и Пактии), из которых четверо были религиозными деятелями (мулла Азизулла, мулла Мухаммад Юсуф, мулла Рахматулла и мулла Мухаммад Акбар). Все боевики являлись «ингимаси», то есть специально обученными террористами-смертниками. За почти семь часов боя на территории штаба полиции провинции Баглан талибам удалось убить и ранить, по разным данным, от 60 до 100 афганских силовиков, а также уничтожить несколько единиц боевой техники. По словам представителя «Талибана» Забихуллы Муджахида, атака 5 мая в Пули-Хумри оказалась самой успешной для боевиков - по количеству уничтоженных афганских полицейских, военных и сотрудников спецслужб она опережает все другие террористические акции, осуществленные в рамках «операции джихада» «Аль-Фатх».
По оценкам афганских силовиков, нападение 5 мая готовилось талибами длительное время, и ключевую роль в этом играл начальник багланского филиала разведки «Талибана» Хаджи Мохаммад Рамин. Представители афганской разведки и МВД не сомневаются, что Рамин был также тесно связан с пакистанскими спецслужбами и координировал с ними свою деятельность. «Провинция Баглан занимает стратегическое положение в Афганистане, - пояснил «НГ» один из компетентных афганских силовиков. – Тот, кто контролирует ее, тот держит под своим контролем и ситуацию в семи северных провинциях страны – Бадахшане, Кундузе, Тахаре, Балхе и других. Если перекрыть транспортное сообщение, идущее из Кабула через Баглан на север, то отрезанным окажется почти весь Северный Афганистан. Именно поэтому талибы постоянно пытаются усилить свое присутствие в Баглане, атакуют отдельные уезды этой провинции. Для пакистанской разведки, традиционно поддерживающей «Талибан» и стремящейся иметь эффективные рычаги влияния на Кабул, важно иметь сильные агентурные позиции в Баглане. В решении этой задачи пакистанцам помогают шпионы талибов. И для «Талибана», и для пакистанцев поэтому крайне важным является ослабление афганских сил безопасности, возможностей полиции и разведки ИРА в этом районе».
Буквально, за двое суток до атаки на штаб сил полиции в Пули-Хумри, в ночь с 3 на 4 мая, крупные силы талибов с трех сторон атаковали административный центр уезда Бурка провинции Баглан. Однако афганские полицейские и военные смогли организовать эффективную оборону города: после многочасового боя нападавшие были вынуждены отступить, потеряв убитыми и ранеными более 60 человек (в том числе погибли два полевых командира «Талибана»). По словам начальника полиции уезда Бурка полковника Мохаммада Али Наренвала, в ходе боевых действий афганские силы безопасности потеряли убитыми 9 полицейских, ранеными троих. «Возможно, последовавшее затем нападение 5 мая на штаб МВД в Пули-Хумри стал своеобразной местью талибов за провал наступления в уезде Бурка», - предположил в беседе с «НГ» один из афганских силовиков.
По мнению ряда кабульских экспертов, атака на штаб багланской полиции была приурочена «Талибаном» к очередному раунду переговоров со спецпредставителем США Залмаем Халилзадом в Дохе. В пользу такой версии свидетельствует и заявление спикера талибов Забихуллы Муджахида, назвавшего «операцию в Пули-Хумри» - демонстрацией «американским оккупантам и их марионеткам» боевых возможностей «Талибана».
Задержание 12 мая афганскими силовиками и американскими спецназовцами шефа багланского филиала талибской разведки Хаджи Мохаммада Рамина, спланировавшего самую успешную талибскую акцию в рамках «операции джихада» «Аль-Фатх», стало сильным ударом по террористической инфраструктуре боевиков в регионе, считают кабульские эксперты «НГ». «Прежде, чем захватить Рамина, нужно было узнать его точное местонахождение, - прокомментировал ситуацию один из афганских источников. – Афганская разведка, таким образом, продемонстрировала свои серьезные возможности и профессиональную работу внутри террористического подполья. Очевидно, это также вызов спецслужбам «Талибана» и Пакистана, которые, вероятно, попытаются в ответ развернуть охоту на сотрудников афганской разведки и службы безопасности».
Судя по некоторым признакам, такая охота уже началась. Как сообщили афганские СМИ, 12 мая в уезде Доши провинции Баглан боевики «Талибана» устроили засаду на заместителя начальника местного отделения Управления национальной безопасности (УНБ) Абдул Гафура Махмуда. Высокопоставленный сотрудник афганской разведки направлялся в Кабул на автомобиле и попал под обстрел подстерегавших его талибов. В результате скоротечного боя Абдул Гафур Махмуд скончался от полученных ранений.
«К сожалению, потери в борьбе с террористами «Талибана» и их партнерами с пакистанской стороны неизбежны, это хорошо понимают те, кто служит сегодня в рядах афганской армии, полиции и службы безопасности, - сказал «НГ» один из афганских силовиков. – Однако, в последнее время существенно изменились настроения с силовых структурах, что связано с переменами в политическом курсе руководства Афганистана. Мы теперь четко знаем, кто наш враг и с кем необходимо вести себя, как с врагом. При Хамиде Карзае произошла деморализация силовых ведомств страны: в то время, как талибы каждый день убивали десятки и сотни солдат и полицейских, тогдашний президент Карзай открыто с трибуны называл боевиков «Талибана» своими братьями. Это было настоящим предательством рядовых солдат и полицейских, офицеров, не щадивших своей жизни в борьбе с террористами. Сегодня в руководство армии, МВД и разведки пришли люди, решительно настроенные на борьбу с врагами Афганистана – террористами «Талибана» и их зарубежными покровителями. И если талибы будут по-прежнему только имитировать свою готовность к примирению, они продолжат получать жесткие ответы с нашей стороны».
комментарии(0)