Многие самолеты В-1В к полетам не готовы. Фото с сайта www.af.mil
Боевая готовность американских дальних сверхзвуковых бомбардировщиков с изменяемой стреловидностью крыла B-1B находится на критически низком уровне, об этом сообщают сразу два американских издания: газета Air Force Times и журнал Air Force Magazine. Парк ВВС США насчитывает 62 самолета данного типа, из этого числа только менее десяти машин способны подняться в воздух. Модернизация B-1B не планируется, поскольку на его замену ведется разработка нового «стратега».
Проблема настолько серьезна, что штатные экипажи бомбардировщиков B-1-В временно пересаживаются на другие самолеты. Американские эксперты считают, что данная проблема возникла в результате дефицита «необходимых ресурсов и внимания» к состоянию именно парка B-1B. Последний бомбардировщик этого типа был изготовлен 31 год назад, а в процессе старения самолетов наблюдается осложнение и удорожание их технического обслуживания и эксплуатации. Эту часть в «жизни» бомбардировщиков относят к чисто структурным проблемам. С другой стороны, сами военные признают, что в период после 11 сентября 2001 года Вооруженные силы США взяли высокий темп в проведении операций, а тяжелый дальний бомбардировщик B-1B активнее других использовался в непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск. В частности, B-1B нещадно эксплуатировали в Афганистане из-за его способности часами барражировать в воздухе и наносить точные бомбовые удары. Кстати, эти машины приняли участие в нанесении ракетного удара по сирийской территории в апреле 2018 года. Начало разработки стратегического сверхзвукового бомбардировщика Rockwell B-1-В Lancer относят к 70-м годам прошлого столетия. Он создавался как носитель ядерного оружия. В это же время в СССР стартовала работа над Ту-160. Надо признать, что есть внешняя схожесть между этими двумя самолетами, но русский «Лебедь» тяжелее, быстрее, летит чуть дальше, и несет больше боеприпасов. B-1 был принят на вооружение американских ВВС в 1985 году, а Ту-160 эксплуатируется с 1987 года. В окончательном варианте B-1B приспособлен для совершения полетов на малых высотах с огибанием рельефа местности. В середине 90-х его вывели из состава стратегических сил и с тех пор он несет только обычное вооружение. У B-1B максимальная скорость 1,25 М (Ту-160 набирает 1,84 М), предельный взлетный вес 216 т (Ту-160 – 270 т), дальность полета 12 тыс. км (Ту-160 – 13,95 тыс. км), максимальная боевая нагрузка 32 т (Ту-160 – 45 т). Сейчас этот самолет является одним из трех тяжелых бомбардировщиков в ВВС США. Из этой тройки в качестве носителей ядерного оружия Пентагон использует B-52H Stratofortress и B-2 Spirit.
Изначально у ВВС США было 157 единиц B-1B, теперь жалкие остатки былого парка используются как на сухопутных, так и на морских театрах военных действий. Степень боеготовности американских стратегических бомбардировщиков B-52H и B-2 неизвестна. Ожидается, что в конце 2020-х годов B-1B будет заменен бомбардировщиком нового поколения B-21 Raider. Ответственность за внедрение этой машины возложена на генерала ВВС США Артура Банча. Из его доклада Конгрессу стало известно, что данная машина может взлететь уже в 2021 году, а первая эскадрилья приступит к выполнению ограниченных боевых задач в середине 2020-х годов. Испытания прототипа этого самолета планируется проводить на базах ВВС: «Эдвардс» в Калифорнии и «Тинкер» в Оклахоме.
Новый американский «стратег» в значительной мере является альтернативой российскому забуксовавшему проекту ПАК ДА. Планируется, что B-21 будет тяжелым стратегическим бомбардировщиком, способным нести ядерное или обычное оружие. Его планер – это летающее крыло, по виду B-21 сильно напоминает B-2. Заявлено, что экипаж этого монстра будет состоять всего из двух человек, поскольку все основные задачи лягут на бортовые электронные системы управления и навигации с использованием алгоритмов искусственного интеллекта. Боевые и технические характеристики
B-21 засекречены, но известно, что на него будут возлагаться задачи по нанесению ударов по целям в Китае и России, то есть предусматривается большая дальность полетов с использованием воздушных топливозаправщиков. Какую боевую нагрузку сможет нести этот самолет – также не известно. Для оптимизации процесса производства на новой тяжелой машине планируется установить два двигателя от F-35. Известно, что на 2017 год разработка B-21 была профинансирована в объеме 2,28 млрд долл.
На первых порах ВВС планируют приобрести как минимум 100 самолетов B-21 по цене 550 млн долл. за единицу. Новый бомбардировщик заменит не только устаревший B-1B Lancer, но и B-2 Spirit. По мнению разработчиков, это даст возможность унифицировать дальнюю стратегическую бомбардировочную авиацию ВВС США и работать с ней в долгосрочной перспективе.
Интересно, что B-21 не заменит B-52 Stratofortress, который планируется эксплуатировать вплоть до 2040-х. А эта машина эксплуатируется с 1955 года. Американские летчики в шутку называют B-52 бессмертным.
Судя по всему, у США есть серьезное намерение создать универсальную платформу нового поколения для доставки ядерных стратегических и обычных боеприпасов на межконтинентальные расстояния. В то же время российский проект ПАК ДА явно застопорился с уходом с поста главкома ВКС Виктора Бондарева.
комментарии(0)