0
2999
Газета Воины и Армии Интернет-версия

24.06.2019 19:17:00

Примат политики над военной стратегией

Новая теория ведения войн и историческое наследие в этой области

Владимир Винокуров

Об авторе: Владимир Иванович Винокуров – профессор Дипломатической академии МИД РФ, действительный член Академии военных наук, лауреат премии им. А.А. Свечина

Тэги: войны, военные действия, новая теория, историческое наследие, минобороны, шойгу


войны, военные действия, новая теория, историческое наследие, минобороны, шойгу Выработка новой военной стратегии заставляет руководство ВС РФ обращаться и к теоретическому наследству предшественников. Фото с сайта www.mil.ru

Заявление министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу о необходимости выработки новой теории ведения военных действий, сделанное на научно-практической конференции с участием руководящего состава ВС РФ, заставляет обратиться к наследству в этой области, которое оставили нам наши известные предшественники. Речь идет, в частности, об историческом, фундаментальном труде выдающегося военного публициста, педагога и теоретика Александра Свечина под названием «Стратегия».

Своей работой Александр Андреевич как бы подсказывает нашему поколению, что здесь по-настоящему необходимы сверхусилия и во многих случаях экстраординарные решения, поиск которых должен основываться прежде всего на глубоких исторических исследованиях. Свечин специально подчеркивал необходимость самостоятельной мыслительной работы тех, кто взял на себя труд ознакомиться с его «Стратегией».

Вот что он говорит по этому поводу: «Настоящий труд ставит себе скромную задачу – явиться только напутствием к самостоятельной стратегической работе, помочь читателю занять исходное положение и дать ему несколько широких перспектив, чтобы содействовать скорейшему выходу стратегического мышления из закоулков и тупиков на прямую дорогу. В этой работе мы стремимся наметить основные вехи стратегической современности; мы предполагаем знакомство читателя с предшествующей эволюцией военного дела».

И если идти по такому пути, то в первую очередь необходимо указать на то, что А.А. Свечин в своем главном труде развил формулу примата политики по отношению к военной стратегии. Здесь он весьма категорично заявил о праве политики вмешиваться и в стратегию, и в операции. Однако такое вмешательство политики в военные действия должно быть максимально квалифицированным, с учетом мнений военных профессионалов.

В то же время, подчеркивая право высшего государственного руководства вмешиваться в решение оперативно-стратегических вопросов, А.А. Свечин, отталкиваясь от идей Карла фон Клаузевица, неоднократно повторял, что политические решения должны сообразовываться со стратегией, с реальными военными возможностями. Он неоднократно упоминал, что военный стратег должен постоянно думать о том, что то или иное стратегическое действие может значить для политики. Это предполагает наличие у высшего командного состава достаточно серьезных и глубоких знаний в области политики, социологии.

Важно определиться с характером будущей войны, или, как говорит А.А. Свечин, «изучить вопрос о стратегии войны», которую он считал особой областью мировоззренческого, философского склада ума. Свечин категорически отвергал сложившееся в его время мнение, что передовая идеология непременно обязывает Красную армию наступать. Он считал, что Россия может вести войну так, как это неприемлемо для большинства других государств. Что для России, обладающей огромными ресурсами и территориальными факторами, но всегда отстающей в разворотливости, стратегическая оборона – необходимый вариант, особенно в начальный период войны.

При этом он указывает на существование очевидной тесной связи военных и экономических условий, в которых придется вести внешнюю войну, с внешней политикой и дипломатией: «Дипломатия должна при наступлении дать нам выгоды политической внезапности и устранить их невыгоды при обороне. На дипломатию ложится задача – позволить государству избежать вооруженных столкновений с соседями в нежелательную для него минуту, и наоборот, в том случае, если достижение исторических целей, которое ставит себе государство, невозможно без применения вооруженного насилия, то дипломатия должна вызвать войну в наиболее удобную по чисто военным и экономическим условиям минуту, при наиболее выгодных внешних условиях».

По твердому убеждению теоретика, нынешняя военная стратегия обязана учитывать международные отношения в мировом масштабе, а не концентрировать свое внимание на вероятных противниках. Необходимо учитывать существенные интересы нейтральных государств, которые «задеваются войной». Важно тщательно изучать состояние (среду) международных отношений, следить за изменениями, происходящими в соотношении сил между ведущими центрами силы и в их взаимодействии друг с другом. Свечин, в частности, постоянно отслеживал вопросы комплектования вооруженных сил иностранных государств, их зависимость от социального состава общества, от состояния экономического развития соответствующего государства, уровня развития производительных сил в конкретную историческую эпоху.

Очень важно разобраться в проблеме роли и места политико-дипломатического обеспечения для достижения успеха в войне. Этот вопрос Свечин разбирает, в частности, на примере войн Пруссии (Германии) в «бисмарковский период». Он обоснованно обратил внимание на то, как тесно взаимодействовали король Пруссии (будущий германский император) Вильгельм I, Мольтке-старший и Бисмарк, как хорошо они понимали друг друга, образуя прототип будущего «интегрального полководца».

Руководство дипломатических и разведывательных служб не должно бояться брать на себя ответственность за работу на перспективу, выходящую за горизонт нынешней ситуации. За примерами ходить далеко не нужно. Такими качествами обладала, в частности, русская военная разведка, институализированная военным министром Михаилом Барклаем-де-Толли незадолго до начала Отечественной войны 1812 года.

Это главные, но далеко не все идеи и рекомендации, оставленные нашему поколению великим военным теоретиком и публицистом. Понятно, что современные войны требуют новых подходов. «Конфликты нового поколения – это совокупность классических и асимметричных способов ведения вооруженной борьбы, где боевые действия скоротечны, а на исправление ошибок просто нет времени», – пояснил в своем выступлении министр обороны РФ.

Но непреложным остается главная заповедь Свечина, которая заключается в том, что с дальнейшим развитием военной и экономической науки, социологии и политологии, с возрастанием темпов технического перевооружения войск, усложнением систем и средств управления учет требований военной стратегии во все большей мере встает перед руководством политических и дипломатических ведомств и служб. Наличие серьезной научной подготовки, по-настоящему современных знаний становится одним из важнейших требований к государственному руководителю и стратегу. Наличие или отсутствие таких знаний становится критически важным прежде всего в условиях кризисной ситуации. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эр-Рияд лавирует между Трампом и Тегераном

Эр-Рияд лавирует между Трампом и Тегераном

Игорь Субботин

Саудовская Аравия хотела бы добиться прекращения активных наступательных действий со стороны Израиля

0
2464
Криптовалюта как фактор противодействия ограничениям в отношении российского ТЭКа

Криптовалюта как фактор противодействия ограничениям в отношении российского ТЭКа

Илья Иванинский

Смогут ли цифровые активы стать платежным средством вместо доллара и евро

0
3264
Мировая экономика готовится к "трампотрясению"

Мировая экономика готовится к "трампотрясению"

Михаил Сергеев

Угрозы повышения торговых тарифов напрямую не затрагивают Россию

0
4493
Отставка министра обороны Израиля стала сигналом США

Отставка министра обороны Израиля стала сигналом США

Игорь Субботин

Нетаньяху вычищает оппозицию из армейского командования

0
4002

Другие новости