Нигерийские незаконные вооруженные формирования стремятся контролировать нефтепроводы. Фото Reuters
Как известно, Нигерия – самая многочисленная страна Африки (200 млн человек) с богатейшими залежами нефти. В силу этих обстоятельств страна играет важную роль в регионе и на международной арене. В политической жизни мусульманского севера Нигерии традиционно заметны различные мусульманские группировки и секты. Как минимум с 1960-х годов они вступили в борьбу с монополией двух крупнейших суфийских братств – тиджанийи и кадирийи. В кругах учащейся молодежи с 1970-х годов тон задавала крупнейшая радикальная организация – Исламское студенческое общество (ИСО), прочно обосновавшееся в университетских кампусах северных штатов страны и открыто выступавшее за введение шариата как основного закона. Его центр находился в филиале Университета им. Ахмаду Белло в г. Зариа, где в 1975–1976 годах бушевали студенческие протесты.
Активисты ИСО добились уважения мусульманских порядков университетской администрацией и включения исламских догм в образовательные стандарты. Со временем требования ИСО переросли в полноценный политический проект – строительство «шариатского государства» и демонтаж «еврохристианских» и «британских» институтов. И если в 1978 году они разгромили Клуб любителей пальмового вина, то уже через два года, в 1980-м, они жгли тексты Конституции страны.
Бок о бок с ними проживали сравнительно небольшие изолированные общины ливанских и сирийских торговцев, исповедовавших шиитское течение ислама.
После иранской шиитской революции 1979 года благодаря ее умелой пропаганде и растущему международному влиянию шиизма по всему миру возникли сотни новых шиитских общин, желающих повторить этот опыт. Проживавшие за рубежом ливанцы-шииты быстро подхватили энтузиазм молодых и горячих нигерийцев и начали активно продвигать идеи иранской революции среди суннитской общины севера Нигерии.
Лидером среди молодежи оказался Ибрагим Якуб аз-Закзаки – студент-экономист из Университета им. Ахмаду Белло. Он состоял в ИСО, где возглавлял радикальное крыло, но со временем оно стало ему казаться недостаточно радикальным. Уже в 1979 году, под впечатлением от иранских событий, он разорвал с ИСО. Весной 1980 года именно аз-Закзаки организовал первые демонстрации радикалов из ИСО за пределами университетских кампусов, где открыто призвал ко «второму джихаду» (к первому он не поспел, поскольку тот завершился еще в 1808–1810 годах). В 1980 году, как и многие его соотечественники, аз-Закзаки побывал в Иране и в Ливане, по возвращении откуда решил повторить иранский опыт у себя на родине.
В штате Кадуна в г. Зариа он основал движение «Ян шиа», или «Братьев-мусульман» (не путать с арабскими «Братьями»). Особенно примечательно было отсутствие мужских и женских секций в новом движении: и мужчины и женщины молились бок о бок, женщины носили длинные одеяния, но не покрывали лиц, как того и требовал, по их мнению, Коран. Все, видимо, потому что большую роль в этом движении играла харизматичная супруга лидера, Хаджина Зеена аз-Закзаки, по-своему трактовавшая сомнительные завоевания иранской революции. Так, по ее словам, Иран должен был служить «примером женской эмансипации», и, если в постреволюционном Иране кто и нуждался в дальнейшем освобождении, так это лишь мужчины.
Их появление не осталось незамеченным властями, едва справлявшимися с противоправной деятельностью многочисленных исламистских сект. В 1981 году аз-Закзаки был арестован и до 1998 года содержался в различных тюрьмах Нигерии. Уже в 1994 году он впервые объявил себя шиитом, а позже создал открыто шиитское «Исламское движение Нигерии» (ИДН), которое быстро перетянуло в свои ряды актив местных «Братьев-мусульман» и заявило о себе погромами и далеко не мирными демонстрациями.
К 2004 году это было уже влиятельное религиозно-политическое движение. ИДН получило конкурентное преимущество над мусульманами-салафитами за счет того, что одним из первых начало пропаганду в интернете. Они также основали свою киностудию, прославившуюся полнометражным фильмом «Мученик» (2003). Считается, что Аз-Закзаки принимал участие в подготовке другого большого полнометражного фильма, посвященного Осману дан Фодио – проповеднику и литератору, возглавившему джихадистское восстание народов фульбе и основавшему к 1810 году халифат Сокото. Аз-Закзаки был одним из первых, кто стал распространять свою пропаганду на аудиокассетах и CD-дисках. Не брезговал он и печатными изданиями, регулярно публикуя свои произведения и колонки в местных газетах и журналах на языке хауса. Движение обратило на себя внимание «Хезболлы», действовавшей в штате Кано, главным образом в среде ливанской диаспоры. Боевики «Хезболлы» стали тренировать активистов ИДН, а в 2013 году власти обнаружили большой склад оружия, предположительно принадлежавший местной «Хезболле» и ее нигерийским сторонникам.
В 2015 году отношения ИДН с властями накалились до предела. По северным городам прокатилась волна демонстраций, а 15 декабря того же года в г. Зариа после кровопролитных столкновений, в которых погибло 300 человек, был арестован сам шейх аз-Закзаки. Именно тогда северные штаты Нигерии оказались в эпицентре идеологического и военно-политического противостояния Тегерана и Эр-Рияда. Финансируемое саудовцами суннитское общество «Изала» оказало нигерийскому правительству серьезную поддержку в борьбе с активистами ИДН.
В свою очередь, Иран, заявляя о себе как о защитнике мировой шиитской общины, не мог не отреагировать на притеснения шиитского меньшинства в Нигерии. Президент Рухани призвал тогда тщательно расследовать гибель 300 нигерийских шиитов и обстоятельства ареста их лидера. Федеральное правительство всерьез опасалось, что Нигерия станет очередным полигоном или фронтом в глобальной военно-политической кампании Ирана, и не напрасно. На иранские деньги закзакисты создали в Зариа настоящее государство в государстве – с учебными центрами, боевиками и прессой, а также развернули впечатляющую кампанию Freezakzaky, привлекая внимание всего мира к несправедливому, по их мнению, заключению в тюрьму своего шейха. А в 2018 году в г. Мешхед (Иран) открылось представительство ИДН.
После долгих и утомительных переговоров нигерийская сторона к февралю 2019 года добилась каких-то призрачных гарантий, что Иран откажется от активной поддержки ИДН. Однако в июле 2019 года глава МИД Ирана Джавад Зариф во время своего визита в Сенегал вновь поднял вопрос о судьбе аз-Закзаки. Именно тогда очередная кампания местных шиитов попала в топ мировой и нигерийской прессы и привлекла большой интерес мирового сообщества. Оказавшись в центре внимания, ИДН, как кажется, впервые всерьез озаботилось своей репутацией. Так, 25 декабря 2019 года, в дни Рождества Христова, шииты из ИДН символически посетили христианское богослужение в церкви в г. Зариа, где вручили подарки прихожанам и священнослужителям.
Убийство ВС США в Ираке генерала Касема Сулеймани 3 января 2020 года спровоцировало новую волну протестов среди сторонников ИДН: нигерийские шииты вышли на улицы с портретами убитого главы иранского спецназа «Аль-Кудс» и демонстративно сожгли несколько американских флагов. Иранским аятоллам удалось выйти за пределы традиционной шиитской экспансии на Ближнем Востоке (Ирак, Сирия, Ливан, Йемен, Бахрейн, Саудовская Аравия, Кувейт) и распространить ее на Африканском континенте на такую региональную державу, как Нигерия.
комментарии(0)