Юные израильтянки преуспели в тяжбах за свое право служить в боевых подразделениях наравне с мужчинами. Фото Reuters
В 2017 году командование сухопутных сил решило реализовать пилотный проект, в рамках которого в бронетанковые войска на конкурсной основе были зачислены призывницы. Они прошли интенсивную подготовку и готовы были составить первые четыре танковых экипажа. Следует иметь в виду, что после прохождения курса молодого бойца солдаты независимо от пола рекрутируются в различные рода войск. В 2000 году Кнессет (парламент Израиля) принял закон, разрешивший женщинам проходить службу в боевых частях (в том числе и в танковых), но так и не позволил им участвовать в боевых действиях.
Смысл эксперимента, предпринятого ЦАХАЛ, заключался в том, что отобранные по результатам медицинской комиссии, проверок военного психолога, определения степени физической подготовки и интеллектуального развития девушки могли получить право войти в боевые женские танковые экипажи.
Лейтенант Янушевская, сабра, то есть уроженка Израиля, родители которой переехали на Святую землю из Петербурга, получила высшие баллы как по практике вождения бронемашин и ведения танкового боя, так и по уровню теоретических знаний. В беседе с «НГ» она сказала: «В группе из 15 девчонок, которые мечтали составить первые женские танковые экипажи, вообще не было отстающих. Все-таки отбор был серьезным».
По мнению полковника ЦАХАЛ в отставке Янива Рохова, армейское командование, приглашая девушек на КТ, исходило из предположения, что нестабильная военно-политическая обстановка в регионе неожиданно может привести к противостоянию одновременно на всех границах. В таком случае потребуется значительное количество танкистов и соответственно подготовленные девушки могут составить особые женские команды.
По сведениям, поступившим из пресс-службы ЦАХАЛ, полуторагодовой эксперимент, в течение которого определялись возможности женских танковых экипажей, формально признан удачным. Такие боевые команды, отмечают армейские источники, «могут выполнять различные оперативные задачи по защите приграничных районов». Тем не менее, несмотря на положительный в целом отзыв о высоких боевых качествах выпускниц КТ, решением Штаба сухопутных сил ЦАХАЛ (при участии командующего бронетанковыми войсками бригадного генерала Гая Хасона) проект был заморожен.
Причиной такого решения вначале называли «экономическую нецелесообразность». При этом ЦАХАЛ кивал на гражданских и военных финансистов. Ведь именно они после долгих споров посчитали невыгодным выделение значительных средств на создание фактически отдельных женских танковых подразделений, которые только в крайних случаях планировалось задействовать в реальной боевой обстановке.
Выпускницы ТК, посчитавшие, что бездушные тыловики могут разбить их мечту, обратились с иском в суд. Разумеется, несостоявшихся девушек-танкисток поддержали израильские феминистские организации.
Дело дошло до БАГАЦ – Верховного суда Израиля. Судьи потребовали от военных, отказавших выпускницам КТ в службе в женских танковых экипажах, объяснений. В ответ на судебный иск ЦАХАЛ передал в БАГАЦ ответ, суть которого никак не связывалась с экономическими затратами. Военные сослались на практические показатели выпускниц-танкисток, которые оказались значительно ниже требуемых. Например, если мужскому экипажу на перезарядку танка 22-килограммовым снарядом отводилось 2 секунды, то женскому экипажу требовалось 35 секунд. Такие результаты побудили рав-алуфа (генерал-лейтенанта) Авива Кохави, нынешнего начальника генштаба ЦАХАЛ, закрыть проект создания женских танковых экипажей.
Однако выпускниц КТ не удовлетворил ответ ЦАХАЛ на иск, хотя документ был подписан Авивом Кохави. В интервью Второму каналу израильского телевидения одна из выпускниц КТ Ор Абрамсон рассказала, что со старших классов мечтала служить в боевых частях. По ее словам, еще в старших классах школы на сайте ЦАХАЛ для призывников она прочитала о танковых частях и поняла, что «это именно то, о чем она мечтала».
Лейтенант Таня Янушевская провела едва ли не исследование о прохождении представительницами женского пола службы в танковых войсках. Во-первых, она выяснила, что танковые женские экипажи проходят службу в армиях Уганды, Тайваня, Сирии, Кубы. Танковая рота входит в состав одного из полков шведской армии. Женские экипажи представляли Россию на «Танковом биатлоне» в рамках «Армейских игр – 2019». Во-вторых, и это самое главное, по мнению Тани Янушевской, во время Великой Отечественной войны в Красной армии героически сражались девушки и молодые женщины, которые являются примером для молодых танкисток.
Однако проект «феминизации» бронетанковых войск вызвал серьезную критику со стороны профессиональных танкистов. Так, генерал в отставке Авигдор Кахалани, легендарный танкист, высказал такую точку зрения: «Нет никакой причины идти на поводу у феминисток и призывать девушек в танковые войска, так как это породит больше проблем, чем эффекта». В Шестидневной войне в июне 1967 года, командуя танковой ротой, Авигдор Кахалани получил тяжелое ранение в бою на Синае. У Кахалани обожжено 60% поверхности кожи, и он год лечился в госпитале, перенеся 12 пластических операций. За этот бой Авигдор Кахалани был награжден медалью «За отличие». В Войне Судного дня (октябрь 1973 года) Кахалани командовал танковым батальоном и принял участие в отражении танковой атаки сирийцев на Голанских высотах. В бою вблизи города Кунейтра батальону под его командованием удалось остановить превосходящие силы противника и уничтожить десятки сирийских танков. Сам Кахалани командовал батальоном из открытого люка одного из танков. За этот бой он получил высшую военную награду Израиля – медаль «За героизм» («Итур ха-Гвура»). Еще один боевой генерал-танкист, Ифтах Рон-Таль, выразил мнение, согласно которому «пилотный проект создания женских танковых экипажей – это попытка Израиля бежать впереди танка и искать приключения на свою голову».
Полковник в отставке ЦАХАЛ Янив Рохов в продолжении беседы с «НГ» высказался в том смысле, что динамика гендерной революции, конечно же, оказывает мощное влияние на армию, но все-таки не должна резко отражаться в ряде родов войск, и прежде всего в бронетанковых войсках. «С такой махиной, как танк, труднее справляться, чем с самолетом, – считает Рохов, – и никакая автоматика вес этой конструкции и снарядов к ней не уменьшит». Янив Рохов убежден, что израильские танкистки сильнее любых вражеских женских экипажей танков, но, если против них будут действовать профессионалы мужского пола, то уверенность в несомненном превосходстве может быть поколеблена».
И тем не менее напор израильских девушек, поставивших перед собой заветную цель служить в женских танковых экипажах, похоже, уже не остановить. Не желая погрязнуть в судебных разборках, командование ЦАХАЛ решило объявить новый призыв в танковые войска девушек, но уже с особым вниманием к физическим данным: рост не менее 1,65 м, вес не менее 60 кг. Большинство военных экспертов считает, что таким ответом высшей судебной инстанции страны армия прозрачно намекает юридической системе не вмешиваться в ее дела.
Иерусалим
комментарии(0)