Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Возникшие больше месяца назад разногласия между Россией и Саудовской Аравией из-за цен на нефть ставят под угрозу уровень двустороннего военно-технического сотрудничества (ВТС). Это следует из материалов катарского издания Middle East Eye (MEE), которое со ссылкой на свои источники утверждает, что саудовский правящий дом незадолго до споров с Кремлем по поводу стоимости сырья выражал намерение приобрести российский зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1М».
Информированные источники MEE утверждают, что ссора между Россией и Саудовской Аравией из-за ценовой политики грозит подорвать результаты многомесячной дипломатической работы.
По этой информации, к успехам российских переговорщиков можно было отнести готовность королевства купить «Панцирь-С1М». Соответствующее намерение саудовский престол, если верить MEE, выразил неформально еще декабре-январе – за пару месяцев до возникновения напряженности с Кремлем. По данным портала, аргументом в пользу приобретения российских ЗРПК стал риск, что комбинированная атака наподобие той, которая потрясла саудовскую нефтяную промышленность в ночь на 14 сентября 2019 года, могла повториться.
Официально о конкретных договоренностях вокруг поставок «Панциря-С1М» ничего не известно. Последний раз вопросы ВТС обсуждались на высшем уровне в середине октября в ходе визита российского президента Владимира Путина в Саудовскую Аравию. И то речь в них, судя по всему, не шла о «Панцире-С1М». По итогам переговоров на высшем уровне пресс-служба Кремля сообщила, что «имеются планы» по продаже королевству комплексов противовоздушной обороны С-400 «Триумф». Формально фундамент для такой сделки существует. Страны подписали контракт о приобретении саудовской стороной С-400 еще в мае 2017 года, но на протяжении этих лет велись переговоры о нахождении «взаимоприемлемых условий для вступления данного контракта в силу».
Что касается российских ЗРПК, то, как утверждает MEE, Саудовская Аравия не подписывала никаких контрактов с Россией – дело ограничилось интенциями. «Они (саудовские власти. – «НГ») решили приобрести систему, но выдвинули некоторые условия, – приводит издание слова высокопоставленного арабского собеседника. – Саудиты хотели, чтобы частично она производилась у них на родине. Они серьезно отнеслись к этому вопросу». По словам источника MEE, сигнал о готовности закупить российское вооружение поступил из Эр-Рияда три месяца спустя после военных нападений 14 сентября, которые поразили важные нефтеперерабатывающие заводы компании Saudi Aramco накануне старта первичного размещения акций (IPO).
По версии MEE, российско-саудовский конфликт носил довольно эмоциональный характер. Источники издания утверждают, что наследный принц Мухаммед незадолго до встречи ОПЕК+ сделал телефонный звонок российскому президенту, в ходе которого в ультимативном порядке потребовал сокращения нефтедобычи в связи с ситуацией вокруг распространения коронавируса нового типа. Разговор между лидерами, по этим данным, проходил на повышенных тонах и закончился «очень плохо». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отверг представленную в MEE версию, назвав ее «очередной чушью». Москва и Эр-Рияд продолжают настаивать на том, что их «почти семейные» отношения не стали жертвой топливного спора.
Традиционно разговоры о приобретении российских средств противоракетной обороны (ПРО) в Персидском заливе носят исключительно показательный характер. Например, это справедливо в отношении соседа Саудовской Аравии – Катара, который выражал готовность закупить российские С-400 на фоне серьезного бойкота со стороны соседей. Объем ВТС между Москвой и аравийскими столицами также не стоит переоценивать. Свою систему ПРО тот же Эр-Рияд скорее склонен укреплять за счет США, которые еще в октябре сообщили о дополнительной переброске 3 тыс. военнослужащих, двух эскадрилий истребителей, экспедиционного авиакрыла, двух батарей зенитных ракетных комплексов Patriot и системы противоракетной обороны THAAD в Саудовскую Аравию.
Другой вопрос, что на фоне предпринятого Эр-Риядом перенасыщения мировых рынков дешевым сырьем в американском истеблишменте появились призывы вразумить саудовское руководство при помощи санкций в военной сфере. Некоторые сенаторы-республиканцы, традиционно демонстрировавшие в прошлом просаудовские взгляды, рассматривали идею о сокращении американского военного присутствия на территории королевства и свертывании направленных туда средств ПРО. С учетом того что США по-прежнему пожинают плоды нефтяной войны в виде продолжающих двигаться к их берегам саудовских танкеров с нефтью, вопрос о санкциях в отношении Эр-Рияда может подниматься неоднократно.
Ответ на вопрос, стоила ли нефтяная война таких последствий, знают, похоже, только в Эр-Рияде.
комментарии(0)