Фото Marlene Awaad/Bloomberg via Getty Images
Северный флот отрабатывает выполнение оборонительных задач в связи с появлением у берегов РФ кораблей НАТО. На этот раз в Баренцево море зашел французский фрегат Aquitaine, который до этого 3–4 июня взаимодействовал с флотом Норвегии в районе к востоку от Лофотенских островов. Это уже второй в этом году визит морских сил НАТО к арктическим границам России.
В начале мая в Баренцево море впервые за прошедшие несколько десятилетий вошла ударная группа альянса в составе четырех кораблей ВМС США и Великобритании. Чтобы сдержать их активность, Северный флот (СФ) организовал встречные военные маневры, которые стали препятствием для проникновения кораблей альянса к российскому арктическому побережью (см. «НГ» от 06.05.20). Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС России генерал-полковник Сергей Рудской тогда оценил действия кораблей НАТО в Баренцевом море как провокационные. По его словам, в ходе майского визита к арктическим берегам РФ «силы альянса отрабатывали поражение российских объектов и перехват баллистических ракет».
Не исключено, что тем же французский фрегат занят и сейчас, и морские силы Северного флота уже готовятся к противодействию. В минувшую пятницу Национальный центр управления обороной России сообщил, что СФ начал следить «за действиями фрегата с управляемым ракетным оружием Aquitaine, который зашел в Баренцево море 5 июня. А пресс-служба СФ в субботу заявила, что более 10 кораблей Кольской флотилии в эти дни проводят в Баренцевом море маневры с учебными стрельбами. Задача учения: «Отработка группировками разнородных сил обороны морских коммуникаций в Арктике от нападения вероятного противника». Также сообщается о новых учениях нескольких атомных и дизель-электрических подводных лодок, которые «в дуэльном варианте» выпустили «по две практические торпеды». Рассматривается ли в роли потенциального противника французский корабль, военное ведомство РФ не сообщало. Но известно, что новейший фрегат Aquitaine, способный поражать цели не только на море, но и в глубине сухопутной территории (до 1000 км) в апреле 2018-го принимал участие в нанесении ракетных ударов по целям в Сирии, которые находились вблизи российских объектов и подразделений авиации и ПВО. К счастью, от ударов никто из российских военнослужащих тогда не пострадал. В НАТО же удары называли эффективными.
На прошлой неделе командование ВМС Франции официально заявило, что экипаж Aquitaine впервые пересечет Полярный круг чтобы «изучить этот регион и его особенности, а также продемонстрировать там присутствие французского флага». До этого фрегат у берегов Норвегии принял участие в масштабных маневрах, «взаимодействуя с двумя фрегатами HNoMS Thor Heyerdhal и HNoMS Fridjof Nansen, а также с подводной лодкой HNoMS Uredd, скрытным патрулем Skjol и истребителями F16». Информационные структуры ВМС Франции рассказали об эффективном применении на учениях корабельного транспортно-боевого вертолета NH90 NFH («Кайман»), который, в частности, «боролся с противолодочным кораблем, выполнял задачи борьбы с подводными лодками противника и радиоэлектронной борьбы».
Именно после этих маневров Aquitaine достиг Баренцева моря. План его дальнейших действий неизвестен. Не исключено, что аналогичные задачи фрегат будет решать, взаимодействуя с подводными лодками стран НАТО, которые регулярно патрулируют у арктических берегов РФ.
«Военные корабли стран НАТО, конечно, могут находиться в Баренцевом море. И естественно, они будут взаимодействовать с кораблями своих союзников, что мы наблюдали на прошлой неделе на маневрах с участием французского фрегата Aquitaine, – говорит «НГ» председатель ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих, капитан первого ранга запаса Олег Шведков, долгое время служивший на субмаринах СФ. – Мир возвращается к временам холодной войны. Противостояние НАТО и России нарастает, в том числе в Арктическом регионе. Видимо, альянс решил обозначить свое постоянное военное присутствие вблизи арктических границ РФ. Тем самым ставится задача держать в постоянном напряжении российский Северный флот».
По мнению эксперта, в ближайшее время вслед за французским фрегатом мы увидим вблизи Северного морского пути (СМП) и военные корабли других стран НАТО. «В ответ РФ продолжит усиливать свои военные возможности по обеспечению безопасности Арктического региона», – сказал Шведков. Шагом в этом направлении можно назвать и подписание 5 июня Указа президента РФ Владимира Путина о новом военно-административном делении РФ, где в состав Объединенного стратегического командования (ОСК) «Север», а по сути – Северного флота, включены северо-западные заполярные регионы. «Отныне СФ будет отвечать не только за оборону на море, но и на суше – на территориях Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, а также Ненецкого автономного округа», – отметил эксперт.
Генерал-лейтенант запаса Юрий Неткачев заявил «НГ», что «наделение Северного флота статусом отдельной военно-административной единицы будет способствовать решению оборонных задач на Арктическом стратегическом направлении». Но так как Россия развивает проект Северного морского пути (СМП), это не будут чисто военные задачи. «За безопасность СМП будет отвечать СФ, а регионы, которые вошли в состав флота, выполнят мобилизационные, хозяйственные задачи. И в этой структуре нет места конфронтации и военному противостоянию с НАТО», – считает Неткачев. Он обращает внимание на заявление начальника российского Генштаба Валерия Герасимова, который в декабре 2019 года выступил против присутствия иностранных военных кораблей на СМП: «Наши Вооруженные силы способны в полной мере обеспечить безопасность судоходства в акватории Северного морского пути».
комментарии(2)
0
dlz 06:09 08.06.2020
C Севера ситуация видится несколько по-другому. Во-первых, Североморск уравняли в правах с Петербургом. Это очень много значит в условиях специфики нашей страны. Петербургское адмиралтейство потеряло права на самый могучий флот страны. Во-вторых, наконец подняли статус Баренцева и Белого морей, где, как известно, можно принимать суда океанского класса. В отличие от портов Финского залива, куда крупные суда не заходят, ограниченные мелкими Датскими проливами.
0
dlz 06:12 08.06.2020
И в-третьих, интересам Северного флота добавили ресурсно-богатые территории НАО и Коми, забрав их у Петербурга. Что снова поднимает перспективы относительно более высокого статуса будущей торговли вдоль Северного Морского Пути и через Баренцево море. Военные корабли чаще служат интересам торгового флота, чем соображениям противодействия иностранным военным флотам. Поэтому на Северном Флоте все выходные пили шампанское и говорили здравицы и тосты.