Для российской оборонки критически важно сотрудничество с белорусской промышленностью. Фото РИА Новости
Забастовки в Белоруссии могут стать причиной финансовых исков Минобороны РФ к белорусским производителям военной техники. Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) поставляет несколько типов тягачей, используемых под монтаж российских систем вооружения. Среди них оперативно-тактические комплексы «Искандер», реактивные системы залпового огня «Смерч», береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», подвижные пусковые установки стратегических ракетных комплексов «Ярс».
Данные по объемам и номенклатуре военно-технического сотрудничества Москвы и Минска не раскрываются. По неофициальным, приведенным изданием «Sputnik Беларусь», более сотни предприятий оборонно-промышленного комплекса страны обеспечивают выполнение около 15% гособоронзаказа России.
Помимо МЗКТ, это продукция таких белорусских предприятий, как ОАО «Пеленг», ОАО «Экран», «Дисплей» и еще нескольких десятков КБ и заводов. Всего более 2 тыс. наименований изделий для оборонных предприятий, занимающихся выпуском головных изделий. Причем не только платформ под установку вооружения, но и прицелов для бронетехники, систем связи и другой электроники, без которой поставка вооружений и военной техники в войска невозможна. На этом Минск ежегодно зарабатывает до 5 млрд долл.
Сумма более чем значительная. Однако лидер Белоруссии неоднократно использовал военное и военно-техническое сотрудничество двух стран для шантажа Москвы. Союзник по Договору о коллективной безопасности (ОДКБ) в спорах о цене газа с Кремлем неоднократно угрожал сократить военное присутствие России на своей территории. Например, закрыть радиолокационную станцию раннего предупреждения о ракетном нападении «Волга» в Барановичах. Объект отслеживает пуски межконтинентальных баллистических ракет на северо-западном направлении и входит в систему противоракетной обороны России. Под вопрос ставилась работа 43-го узла связи Военно-морского флота в Вилейках, обеспечивающего боевую службу атомных подводных лодок в Атлантическом, Индийском и частично Тихом океанах. Были проблемы и с поставками продукции Минского завода колесных тягачей. Причем в весьма чувствительной области – восьмиосных тягачей под перспективные стратегические ракетные комплексы «Тополь-М» и «Ярс». Они сегодня составляют существенную долю в сухопутной группировке Стратегических ядерных сил сдерживания России.
Проблему с РЛС Москва решила, открыв радиолокационную станцию раннего предупреждения о ракетном нападении «Воронеж-ДМ» в поселке Пионерский в Калининградской области. Сегодня она контролирует воздушное пространство над всей Европой, включая Великобританию, перекрывая зону ответственности РЛС в белорусских Барановичах. Что же касается колесных тягачей, то с ними все несколько сложней. В России есть два предприятия, работающих над замещением белорусской продукции. Это ЗАО «Брянский автомобильный завод» и АО «Ремдизель».
На первом предприятии налажен выпуск машин с колесной формулой 8х8 под перевозку зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф» и новейших С-350 «Витязь». Техника производится серийно. Однако их выпуск напрямую зависит от поставок ряда комплектующих все с того же белорусского МЗКТ.
На втором предприятии идет работа по созданию машин для перевозки стратегических ракетных комплексов. Проект имеет условное название «Платформа-О» и объединяет линейку машин с колесной формулой 16х16 грузоподъемностью 85 т и с формулой 12х12 и грузоподъемностью 50 т. Предназначены они для подвижных стратегических ракетных комплексов «Ярс», а также в качестве технических тягачей под транспортировку дополнительного оборудования шахтного ракетного комплекса «Сармат». Однако, по данным агентства ТАСС, их серийное производство будет развернуто не раньше 2023 года. Поэтому продукция МЗКТ остается для нас основной.
На одной из коллегий военного ведомства министр обороны Сергей Шойгу поставил задачу довести долю современных вооружений и военной техники в армии до 70%. Этот показатель должен быть достигнут уже в этом году. Источник «НГ» в оборонно-промышленном комплексе высказал мнение, что события в Белоруссии могут поставить эту задачу под вопрос. «Не понятно, как долго продлится забастовка, в каком состоянии находится техника. Но если сроки действительно сдвинутся, это может повлечь в том числе и предъявление финансовых претензий со стороны военного ведомства белорусским производителям. Во всяком случае, строгое исполнение контрактов специально прописывается в договорах и предусматривает наложение штрафов при их неисполнении», - отметил специалист.
комментарии(0)