Стороны противостояния наносят удары по гражданским объектам. Фото Reuters
На линии противостояния в Нагорном Карабахе продолжаются интенсивные бои. Более того, азербайджанская артиллерия обстреляла непосредственно территорию Армении. Азербайджанская и армянская стороны активно обсуждают предполагаемое участие Турции в конфликте на Кавказе.
По последним данным, предоставленным Армией обороны НКР, в ходе боев Азербайджан потерял 7 вертолетов,72 беспилотных летательных аппарата, 137 танков и другой бронетехники, военно-транспортный самолет, около 100 машин. Потери в живой силе – около 800 убитых и 2 тыс. раненых. Потери армянской стороны – техника, штурмовик СУ-25, около 100 погибших. О количестве раненых не сообщается, но указывается, что более 100 легкораненых вернулись на боевые позиции. Официальные данные Баку носят обратный характер и свидетельствуют о превосходстве азербайджанской стороны. По мнению нейтральных источников, Азербайджан несет очень тяжелые потери.
Как рассказал «НГ» журналист Давид Петросян, уровень интенсивности и ожесточенности боев остается высоким. «Все попытки вооруженных сил Азербайджана прорвать фронт Армии обороны НКР провалились. Есть небольшие вклинивания в позиции Армии обороны НКР, которые потом нейтрализуются действиями с флангов армянских подразделений. Армянская сторона во многом восстановила контроль над той линией, которую занимала до начала боев 27 сентября. В настоящее время азербайджанская армия пытается прорвать фронт на северном направлении. Именно на этом направлении ВВС Азербайджана, а также Турции (F–16) произвели воздушные бомбардировки в смешанном боевом порядке с использованием БПЛА турецкого производства. Авиация противника действует на удалении и не входит в зону поражения ПВО Армии обороны НКР на этом участке фронта», – сообщил Петросян.
Согласно инсайдерской информации, армянским силам удалось продвинуться на ряде направлений, однако военные пока не подтверждают и не опровергают эту информацию, видимо, исходя из высокой динамики ситуации на фронте, и не желая раньше времени говорить об успехах.
В Армении оппозиционные партии выступили с заявлениями, из которых следует, что они готовы отложить все споры и противоречия с властями до завершения войны в Карабахе. В республике продолжается призыв по ряду военных специальностей, и, как отмечают местные источники, процент явки резервистов в военные комиссариаты высок.
После обвинений и опровержений со стороны Еревана и Баку по ситуации с перехватом турецким истребителем F-16 штурмовика Су-25 в небе над Карабахом в интернет были выложены фотографии сбитого самолета. МИД Армении даже назвал имя погибшего пилота – майор Валерий Данелин. Тем не менее ситуация не стала более понятной, поскольку после опровержений факта воздушного боя Азербайджан сообщил, что в небе был не турецкий, а азербайджанский истребитель МиГ-29.
Факт потери Су-25 в прямом эфире телеканала «Россия 1» подтвердил премьер-министр Армении Никол Пашинян. При этом выступавший перед ним президент Азербайджана Ильхам Алиев на тот же вопрос ответил отрицательно, назвав сообщение Еревана фейк ньюс. К тому же Анкара и Баку официально заявили, что инцидента не было.
Турецкие истребители F-16 действительно перебрасывались в этом году в Азербайджан для участия в совместных летно-тактических учениях с боевой стрельбой. В Баку их позиционировали как ответ на внезапную проверку Южного военного округа России и предстоящие стратегические учения «Кавказ-2020». Азербайджанские ВВС имеют в своем парке не самые современные модификации истребителей МиГ-29, поэтому турецкие F-16 должны были усилить воздушную группировку страны в ходе боевой учебы.
Американский истребитель фирмы Lockheed Martin F-16 не только стоит на вооружении турецких ВВС, но и собирается в Турции. Турецкая сторона производит и модернизацию этих машин. В настоящее время воздушные силы Турции имеют в своем составе около двух сотен таких истребителей.
F-16 – прямой конкурент российских МиГ-29/35. Машина имеет двигатель P&W, позволяющий вести маневренный воздушный бой, современный радар, навигационный комплекс, системы связи и тактического боевого управления. В его арсенал входят ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность» и шестиствольная пушка.
В воздушном бою это грозный соперник. 24 ноября 2015 года именно пара турецких истребителей сбила в небе Сирии бомбардировщик Су-24М ВКС России. Тогда турки действовали из «засады» и били в «спину» российской машине. Впрочем, выжить в том бою без поддержки своих истребителей «Сушке» было бы крайне проблематично – не те маневренные качества и вооружение. То же можно сказать и об армянском Су-25, предназначенном для нанесения ракетно-бомбовых ударов по передовым позициям противника.
«Двадцать пятый» имеет два двигателя. В разработке самолета принимал участие блестящий авиаконструктор Олег Самойлович, в годы войны командовавший танком Т-34. Видимо, он приложил немало усилий, чтобы передать боевые качества наземной машины летающему штурмовику. Из-за титановой бронезащиты фюзеляжа и специального остекления кабины пилотов Су-25 называют в ВКС летающим танком. На его вооружении целый арсенал неуправляемых ракет, фугасных, бетонобойных, объемнодетонирующих авиабомб, а также артиллерийское вооружение с целым набором различных боеприпасов. Сушка» бьет практически в упор, для чего ей и необходима бронезащита. Из этого можно сделать вывод: не очень маневренный штурмовик, как и в случае с Су-24 в Сирии, был сбит ударом в «спину», где защита минимальна.
Военный эксперт Алексей Рамм высказал «НГ» свои сомнения в том, что инцидент имел место. По его мнению, фотографии обломков самолета еще ничего не подтверждают. В ходе конфликта в Карабахе противоборствующие стороны постоянно приводят ничем не подкрепленные цифры взаимных потерь в живой силе и технике. «Район предполагаемого воздушного боя находится на стыке границ Армении, Турции и Ирана. Здесь развернуты мощнейшие средства контроля над воздушным пространством, в том числе и России, способные за считаные секунды выдать объективную тактическую обстановку. Их нет», – отметил Рамм. Открытым остается и вопрос об обнаружении средства поражения Су-25.
Подтвержденное участие турецких военных в конфликте вводит в действие статью Договора организации о коллективной безопасности (ОДКБ), требующую от Москвы встать на защиту союзника. Пока Ереван официально не обращался за помощью. Но в интервью российскому телевидению Никол Пашинян заявил, что его страна рассматривает российскую военную базу в Гюмри как гарант безопасности Армении.
комментарии(0)