Если будет политическое решение, подразделения ВС РФ способны обеспечить прекращение огня в зоне конфликта в Карабахе, как было в 1994 году. Фото с сайта Министерства обороны РФ
На военное противостояние в зоне нагорнокарабахского конфликта наконец-то обратили внимание сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Президенты РФ, США и Франции Владимир Путин, Дональд Трамп и Эмманюэль Макрон сделали совместное заявление, в котором призвали к немедленному прекращению боевых действий между вооруженными силами участвующих в конфликте сторон. В новейшей истории это первое коллективное обращение глав ведущих держав в связи с проблемой Нагорного Карабаха.
Между тем вопрос остается: прислушаются ли к такому обращению противоборствующие стороны конфликта и их союзники? В Анкаре почти одновременно с заявлением глав РФ, США и Франции президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган раскритиковал Минскую группу ОБСЕ за призывы к прекращению огня в Карабахе, назвав это недопустимым. Война в Закавказье продолжается.
Сообщения о позиционных боях в зоне конфликта сопровождаются информацией о действующих там сирийских боевиках. Свою озабоченность этим процессом высказал МИД РФ.
«По поступающим сведениям, в зону нагорнокарабахского конфликта осуществляется переброска боевиков незаконных вооруженных формирований, в частности из Сирии, Ливии, в целях непосредственного участия в боевых действиях», – говорится в опубликованном в минувшую среду комментарии департамента информации и печати внешнеполитического ведомства России.
Заявление российского МИДа о сирийских наемниках азербайджанские власти попытались опровергнуть. Официальный представитель МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева, комментируя озабоченность РФ сообщениями об иностранных наемниках в зоне конфликта в Карабахе, заявила, что «с Ближнего Востока их привлекает Ереван». В свою очередь, МИД Армении также сообщил о привлечении сирийских боевиков к военным действиям в зоне карабахского конфликта. СМИ приводят данные осведомленного источника в Ереване, который на условиях анонимности сообщил, что «Турция переправила из сирийских Идлиба и Африна в Азербайджан по крайней мере от двух до трех тысяч наемников из числа подконтрольных ей подразделений туркоманов, которые побывали также в Ливии». А влиятельные западные СМИ (Би-би-си, Guardian, Times и др.) уже взяли интервью у прибывших на карабахский фронт наемников.
«Получается такая картина: говорят, что их, необученных, обманутых, пообещав кучу денег, кинули на передовую в Карабахе. И вообще у них даже боевого опыта нет», – комментирует ситуацию авторитетный в экспертных кругах Telegram-канал «Рыбарь».
Свою версию в интервью государственному информагентству Anadolu высказал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. «Мы говорили с Путиным, с Лавровым, как мы вместе действуем в Сирии, так пытались и здесь (то есть по ситуации в Карабахе. – «НГ»), но не удалось, – заявил министр. – Говорят: пусть остановится война. Пусть». С точки зрения Анкары, необходимо объявить перемирие. Но в то же время глава турецкой дипломатии считает, что урегулирование в Нагорном Карабахе возможно «лишь при уходе Армении с оккупированных территорий». Ранее, как известно, Чавушоглу заявлял, что «Турция поддержит Азербайджан и за столом переговоров, и на поле боя».
Портал Аnna-news.info дает следующее объяснение такой позиции турецкого руководства: «Анкара стремится стать непосредственным участником событий «на земле» в регионе Южного Кавказа, получив равный России статус. Однако та же «сирийская модель» урегулирования, которую Турция пытается ретранслировать из Идлиба на Карабах, продемонстрировала неспособность Анкары выполнять взятые на себя обязательства. Так, до сих пор она не добилась вывода всех террористов и умеренных боевиков из районов к югу от автотрассы М4 (Алеппо–Латакия) в Идлибской зоне деэскалации, хотя это было одним из главных условий достигнутых в начале марта этого года российско-турецких договоренностей».
Об этом же говорит и бывший начальник Центра по примирению враждующих сторон в Сирии генерал-лейтенант в отставке Сергей Чварков: «В настоящее время Турция усиленно формирует на севере и северо-западе Сирии протурецкие автономные районы, давая фактически понять, что они пришли в эту страну навсегда». По его мнению, именно этим объясняется пассивная позиция Турции по реализации достигнутых в сентябре 2018 года договоренностей с Россией по Идлибу, последнему крупному оплоту боевиков в Сирии.
Кроме того, Чварков отметил, что у многих специалистов создается впечатление, что Турция в рамках создания оперативного командования операции «Источник мира» формирует базу для легитимации и координации совместных военных операций с отрядами умеренной и непримиримой оппозиции в Сирии.
Последствия того, что сирийские боевики, попав в Азербайджан, начнут патрулирование так называемой зоны легитимизации в Нагорном Карабахе, непредсказуемы.
Между тем ряд военных экспертов считают, что гарантом начала мирного диалога по решению карабахского конфликта может стать российская военная база в Гюмри.
Генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в 1990-е годы был заместителем командующего Группы российских войск в Закавказье и курировал 102-ю российскую военную базу (РВБ) в Армении, подчеркнул в беседе с «НГ», что «именно подразделения ВС РФ способны обеспечить прекращение огня в зоне конфликта в Карабахе, если будут политические договоренности при посредничестве РФ и других заинтересованных стран по этому вопросу». Генерал напомнил, что такой вариант уже прорабатывался, когда удалось добиться перемирия после продолжительных боев между конфликтующими силами в Нагорном Карабахе в 1994 году. В итоге тогда был подписан Бишкекский протокол о перемирии и прекращении огня между Арменией и самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республикой с одной стороны и Азербайджаном – с другой.
«Я считаю, что премьер Армении Никол Пашинян несколько некорректно назвал российскую военную базу в республике «неотъемлемой частью системы безопасности Армении» и сказал, что «в конкретных ситуациях потенциал базы должен использоваться», – считает Юрий Неткачев. Генерал сказал, что применительно к карабахскому конфликту РФ занимает нейтральную позицию и призывает противоборствующие стороны к прекращению огня. 102-я РВБ не будет ввязываться в этот конфликт. Ее главная функция – обеспечение безопасности закавказского фланга СНГ от внешней агрессии. По примеру Сирии она может стать центром примирения воюющих сторон и в Карабахе. Функции российских солдат – нести мир, а не воевать».
комментарии(0)