Опыт первой карабахской войны опять оказался востребован. Фото со страницы Министерства обороны Армении в Facebook
Прекращение огня на линии соприкосновения азербайджанских и армянских военных, достигнутое благодаря трехсторонним переговорам в Москве, лишь отчасти снизило накал ситуации в Нагорном Карабахе. Активные бои на всей линии фронта в основном прекращены. Вместе с тем военные ведомства Армении и Азербайджана буквально сразу же обвинили друг друга в несоблюдении перемирия и нанесении ударов в зоне карабахского конфликта. К военным присоединились и политики с обеих враждующих сторон.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, признав важность и приверженность московским договоренностям, в интервью телеканалу РБК сообщил, что в конфликте с Арменией из-за Нагорного Карабаха он настроен решительно: «Мы идем до конца. Мы не остановились. Наша цель остается неизменной: восстановление целостности Азербайджана, признанной всем мировым сообществом, возврат азербайджанцев в места их первоначального традиционного проживания».
В свою очередь, президент непризнанной Нагорно-Карабахской республики Араик Арутюнян заявил о привлечении к участию в боевых действиях против ВС Азербайджана ветеранов первой карабахской войны 1990-х годов. «Ситуация роковая. Я провожу активные встречи с добровольцами. Участники первой карабахской войны вовлекаются в борьбу», – написал Арутюнян на своей странице в Facebook в понедельник.
При этом стороны конфликта все еще продолжают эпизодические обстрелы друг друга, в том числе с использованием тяжелых дальнобойных систем вооружения. Немногочисленные фото- и видеокадры с места событий говорят о применении противниками реактивных систем залпового огня «Смерч», оперативно-тактических комплексов «Точка» и «Эльбрус».
Так, в ночь на 11 октября под огонь попал азербайджанский город Гянджа. Баку утверждает, что по населенному пункту была выпущена ракета комплекса «Точка». Жертвами стали семь человек, еще 30 получили ранения различной степени. В свою очередь, Ереван говорит об обстреле столицы Нагорного Карабаха Степанакерта. На фото из города видны не только серьезные разрушения, но и неразорвавшиеся ракеты системы «Смерч».
В тот же день военное ведомство Азербайджана опубликовало на своем официальном YouTube-канале запись перехвата некой воздушной цели. На кадрах видно, как находящиеся на пункте управления неназванной системы противовоздушной обороны военные ведут цель и отдают команду на ее поражение. Как утверждает подпись под видео, это «момент уничтожения беспилотного летательного аппарата вооруженных сил Армении подразделениями ПВО Азербайджана на Мингечаурском направлении».
Жизнь в Степанакерте балансирует на тонкой грани войны и мира. Фото Reuters |
Военный эксперт акцентирует важную деталь: впервые стороны конфликта начали активно применять зенитные ракетные комплексы. «Есть все основания полагать, что война в Нагорном Карабахе стала первым вооруженным столкновением государств, имеющих на вооружении российские зенитные системы С-300», – подчеркнул специалист.
Система С-300 предназначена для обороны крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника: самолетов, крылатых и баллистических ракет. В зависимости от модификации «трехсотки» перехват объектов осуществляется на дальностях от 75 до 200 км. Система автоматически выполняет обнаружение, захват и сопровождение целей, проводит наведение ракет.
Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин говорит, что применение «трехсоток» Воздушно-космическими силами России в Сирии фактически ввело бесполетную зону в зоне их ответственности.
«Благодаря С-300 удалось исключить возможность нанесения воздушных ударов по позициям сирийских правительственных войск американскими и израильскими самолетами. Даже показательный удар американскими крылатыми ракетами Tomahawk по авиабазе Шайрат в 2017 году был спланирован американцами так, чтобы ракеты не попали в зону ответственности российских С-300», – отметил в разговоре с «НГ» Вадим Козюлин.
На вооружении Азербайджана стоит одна из самых современных экспортных моделей «трехсотой» – система С-300ПМУ-2. В настоящее время известно, что Баку еще в начале 2010-х годов получил три дивизиона этих установок. А вот у Армении «трехсотая» система не такая современная. По данным издания Military Balance-2020, на вооружении страны стоят комплексы С-300ПС и ПТ. Их выпускали в 1980-е годы.
В ходе конфликта в Нагорном Карабахе уничтожение этих систем стало для ВС Азербайджана одной из приоритетных задач. Из-за наличия этого вооружения у Еревана Баку практически не использует авиацию. Хотя как, отмечают эксперты, мог бы применить штурмовики Су-25 для ударов по позициям армянских войск, а также активно использовать их для огневого воздействия на подходящие резервы. «Сушки» могли бы стать эффективным средством борьбы с контратаками армянских вооруженных формирований. В свою очередь, Ереван также не использует свой главный козырь – новейшие многофункциональные сверхманевренные истребители Су-30СМ. Их можно было бы применить для ударов по азербайджанским штабам, пунктам управления беспилотников и даже для борьбы с дальнобойными ракетными комплексами Spike-ER и NLOS», – сообщил Алексей Рамм.
Сейчас, как следует из последних данных, представленных азербайджанскими и армянскими военными, боевые действия если и будут возобновлены, то, как и раньше, будут вестись теми же дальнобойными реактивными системами залпового огня и оперативно-тактическими комплексами. Поэтому разрушений и жертв среди гражданского населения не станет меньше.