0
6004
Газета Воины и Армии Интернет-версия

21.12.2020 18:37:00

Нелегкий взлет легкого "Союза". Двигатели для ракеты остались на складе еще с советских времен

Владимир Карнозов

Об авторе: Владимир Александрович Карнозов – военный аналитик.

Тэги: опк, союз, энергомаш, одк кузнецов


опк, союз, энергомаш, одк кузнецов Последний запуск ракеты-носителя легкого класса состоялся в 2019 году. Кадр из видео Министерства обороны РФ

Несмотря на успешное завершение летно-конструкторских испытаний «Союз-2.1в», эта ракета-носитель легкого класса в уходящем году не была запущена ни разу. Ситуация усугубляется борьбой между «ОДК-Кузнецов» и ПНО «Энергомаш» за заказы Минобороны на маршевый двигатель ее первой ступени.

Формирование вертикально интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе не спасло его от нездоровой внутренней конкуренции, вызванной наличием параллельных разработок близких по назначению и свойствам изделий и систем. Так, в новом веке созданы близкие по характеристикам ракеты-носители «Союз-2.1в» и «Ангара-1». Между тем давно обещанный «вал заказов» на легкие спутники так и не пришел. Это ставит в трудное положение промышленность, которая зачастую лишена возможности планирования производства даже на среднесрочную перспективу. Применительно к «Союз-2.1в» речь идет о поставках маршевых двигателей первой ступени, им может оказаться как НК-33-1, спроектированный и выпускаемый «ОДК-Кузнецов» (Самара), так и РД-193 НПО «Энергомаш» (Химки). Они развивают одинаковую тягу порядка 200 т и близки по другим характеристикам, но между ними велика разница в цене. Так получается, поскольку кузнецовское изделие – старое, со складов хранения, а энергомашевское – нового выпуска.

Казалось бы, зачем заказывать полностью новую и дорогую продукцию, когда можно вполне обойтись уже изготовленным за гораздо меньшую цену? Но не все так просто. Во-первых, НПО «Энергомаш» функционирует в системе Роскосмоса, куда входит разработчик и производитель ракеты – РКЦ «Прогресс». Внутрикорпоративные соображения диктуют необходимость закупок внутри собственной производственной кооперации. Во-вторых, РД-193 – изделие новое, сегмент растущего семейства на основе базового РД-170, и ему нужно набрать побольше грузовых пусков, в ходе которых выявятся и будут устранены «детские болезни», перед тем как перейти к пилотируемой космонавтике.

Как пояснил журналистам замгендиректора – управляющий директор «ОДК-Кузнецов» Алексей Соболев, «объем задела, который у нас остается по НК-33, закрывает на ближайшее десятилетие всю потребность, обозначенную со стороны заказчика. Поэтому вопрос о перезапуске производства сегодня на повестке дня не стоит. При наличии соответствующего заказа от Министерства обороны готовые двигатели, что находятся на предприятии, можно пустить в работу, адаптировав под текущие требования».

Задел возник благодаря советской лунной программе, по которой была создана огромная ракета Н-1 стартовой массой около 3 тыс. т. Из-за закрытия проекта полторы сотни изготовленных к тому времени НК-33 подлежали уничтожению. Однако, используя свой авторитет, генконструктор Николай Кузнецов сумел переубедить руководство страны, и вместо утилизации разработанные им двигатели законсервировали «до лучших времен». В наше время их предложили американской фирме «Аэроджет». На экспорт ушло 37 экземпляров. После доработки в вариант AJ-26 они устанавливались на ракетах-носителях «Антарес». Впрочем, после неудачного пуска американцы стали комплектовать ракету другим российским двигателем – РД-181 НПО «Энергомаш».

Это экспортный вариант РД-191, разработанный для РН «Ангара-1». При этом НК-33-1 (НК-33А) было решено использовать в качестве двигателя первой ступени РН «Союз-2.1в». Проект запустили десять лет тому назад с целью замены украинского «Днепра» и устаревших отечественных носителей данного класса. Первый пуск «Союз-2.1в» состоялся 28 декабря 2013 года, а пятый – 10 июля 2019 года. Шестой пуск спустя четыре месяца был первым коммерческим.

«В прошлом году завершилась программа летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) «Союз-2.1в» в варианте с двигателем НК-33А, начата штатная эксплуатация изделия по выводу полезной нагрузки на заданную орбиту», – утверждает Алексей Соболев.

Между тем друзья-конкуренты считают иначе: в апреле 2013 года Владимир Солнцев из НПО «Энергомаш» заявил, что производство НК-33 возобновляться не будет, а по исчерпании складского запаса вместо него будет ставиться новый двигатель РД-193. Размеры поддающегося разумной расконсервации задела по НК-33 точно неизвестны. Однако можно с уверенностью утверждать, что при сохранении интенсивности пусков отечественных ракет легкого класса его хватит как минимум на 10–15 лет. Если так, зачем стране РД-193? Постановка его на «Союз-2.1в» потребует дополнительных испытаний ракеты в дополнение к уже завершенным ЛКИ. Новая модификация получится дороже из-за необходимости окупить затраты на НИОКР, а повышения грузоподъемности не принесет. То же самое можно сказать и про «Ангару» с РД-191: она дороже и не сильно лучше «Союза», технологии которого проверены длительной эксплуатацией. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Украина готовится бить по территории России с помощью "Миражей"

Украина готовится бить по территории России с помощью "Миражей"

Владимир Мухин

Передовые силы НАТО уже сосредоточились у границ Союзного государства

0
10683
У нас

У нас

0
2586
Добро пожаловать на кухню

Добро пожаловать на кухню

Константин Поздняков

Приключения советских квартир

0
3794
О максимализме Зеленского и торге с союзниками

О максимализме Зеленского и торге с союзниками

Западные лидеры хотят видеть реалистичный сценарий завершения конфликта

0
7336

Другие новости