Жители приграничной с Ираном афганской провинции Герат выступают в поддержку правительства и армии Афганистана / Фото из аккаунта Лимы Азизи в Twitter.
Крупный хазарейский полевой командир Абдул Гани Алипур поднял мятеж против правительственных сил Афганистана в центральной провинции Майдан Вардак. Ранее к отрядам Алипура присоединились сотни боевиков из «Лива Фатимиюн» - дивизии, созданной иранскими спецслужбами для войны в Сирии на стороне президента Башара Асада и укомплектованной афганскими гражданами из числа шиитов-хазарейцев. Мятеж Абдул Гани Алипура, известного своими тесными контактами с иранской стороной, произошел вскоре после визита в Тегеран делегации «Талибана» (организация запрещена в РФ).
В самом конце января руководство МВД Афганистана назначило новых начальников полиции в уезды Хиса-и-Авал Бехсуд и Хиса-и-Даум, расположенных на севере провинции Майдан Вардак. Эти районы являются традиционными местами проживания хазарейцев-шиитов, а также опорными пунктами крупного хазарейского ополчения, которым много лет командует полевой командир Абдул Гани Алипур. Он же до сих пор контролировал местные полицейские участки, организовывал операции против талибов и террористов «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в РФ), защищая местное шиитское население от различных боевиков-суннитов.
Назначение новых шефов уездной полиции не было согласовано Кабулом с Абдулом Гани Алипуром, что вызвало бурное неудовольствие полевого командира, считающего себя «королем» хазарейских районов Майдан Вардака. Алипур и его соратники расценили смену полицейских начальников в уездах Хиса-и-Авал Бехсуд и Хиса-и-Даум, а также планы МВД по усилению нескольких КПП в районе, как недружественный жест со стороны центрального правительства Афганистана и попытались помешать этому. Одновременно среди части местного населения, симпатизирующего Алипуру, начали распространяться слухи, что прибывающие для усиления личного состава контрольно-пропускных пунктов подразделения силовиков якобы намереваются арестовать командира хазарейского ополчения. В эти слухи многие охотно поверили, поскольку в 2018 году Абдула Гани Алипура уже задерживали сотрудники силовых структур Афганистана (тогда его освободили лишь благодаря настойчивости второго вице-президента страны хазарейца Мохаммада Сарвара Даниша).
Согласно одной из версий, в пятницу 29 января боевики Алипура под прикрытием толпы, состоящей из невооруженных местных жителей, напали на колонну афганских силовиков, захватив один из полицейских автомобилей. В ответ сотрудники МВД открыли огонь по нападавшим. В ходе инцидента, по официальным данным, погибли 11 человек, еще 31 получили ранение – все пострадавшие из числа боевиков Алипура и гражданских лиц, которыми они прикрывались. Около 70 сторонников Алипура были арестованы полицейскими. По официальным данным, среди афганских силовиков потерь в ходе столкновений 29 января не было. Согласно же неофициальным источникам, в перестрелке с боевиками Алипура погибли четверо полицейских.
По другой версии, боевики Алипура непосредственно в нападении на полицейский конвой не участвовали, но они организовали эту акцию, активно подстрекая к невооруженной атаке на сотрудников МВД сотни гражданских лиц из числа местных жителей. В результате, по словам одного из источников «НГ», «большая толпа граждан окружила полицейскую колонну, которую возглавлял начальник управления МВД провинции Майдан Вардак, и потребовала от него покинуть район вместе со всеми силами полиции, находившимися под его командованием»: «Люди заявили, что их беспокоит усиление военно-полицейского присутствия, которое граждане расценили как подготовку к аресту полевого командира Алипура. Начальник провинциальной полиции отказался подчиниться требованиям толпы, а когда обстановка накалилась до предела, отдал приказ открыть огонь на поражение». Таким образом, погибшие и раненые в ходе стычки более 40 мирных граждан оказались жертвами провокации, спланированной сторонниками Абдул Гани Алипура.
Воспользовавшись трагическим инцидентом, Абдул Гани Алипур отдал приказ своим боевикам захватить здания администрации и полиции в уезде Маркази-Бехсуд. В итоге к 3 февраля под контролем полевого командира хазарейского ополчения, фактически, оказались два северных уезда провинции Майдан Вардак - Хиса-и-Авал Бехсуд и Маркази-Бехсуд. Эти районы имеют стратегическое значение как с точки зрения обеспечения безопасности Кабульского столичного региона, так и контроля над ключевыми автомагистралями Хазараджата – центральной области Афганистана, населенной преимущественно хазарейцами-шиитами. В состав этой области, помимо хазарейских уездов Майдан Вардака, входят также провинции Газни, Бамиан, Дайкунди и Гор, а также хазарейские районы провинции Герат, через которые осуществляется связь с Ираном.
На эскалацию напряженности в Майдан Вардаке немедленно отреагировали в Кабуле. Уже 30 января в провинцию для расследования инцидента прибыла правительственная комиссия во главе с заместителем директора Управления национальной безопасности (УНБ) Афганистана генерал-лейтенантом Эбадуллой Ибадом. Члены комиссии побывали на месте трагедии, встретились с жителями уездов Хиса-и-Авал Бехсуд и Маркази-Бехсуд, с семьями пострадавших. По итогам работы комиссии генерала Ибада был подготовлен специальный отчет для президента страны Мохаммада Ашрафа Гани и руководства МВД Афганистана. Вскоре после получения результата расследования в Министерство внутренних дел для объяснений был вызван начальник полиции провинции Майдан Вардак. Одновременно представители МВД пообещали наказать виновных в гибели гражданских лиц в ходе инцидента 29 января. Источники «НГ» полагают, что «сегодня весьма вероятна смена шефа полиции в провинции Майдан Вардак».
Очевидно, что трагический инцидент с гибелью мирных жителей в Майдан Вардаке был частью провокации, ставшей поводом к локальному мятежу полевого командира Абдул Гани Алипура. По словам источников «НГ», «в этой истории не обошлось и без иранского следа»: «Алипур давно и тесно связан с иранскими спецслужбами. Не случайно именно в ряды его ополчения еще в 2019 году влилась значительная часть боевиков «Ливы Фатимиюн», которые были завербованы Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Ирана для войны в Сирии на стороне Башара Асада, а затем вернулись в Афганистан. Сейчас эти боевики, контролируемые иранскими спецслужбами, легализовались через вооруженное хазарейское ополчение Алипура. Фактически, сегодня это - спецназ иранского КСИР, который открыто находится и действует в центральной части Афганистана, в непосредственной близости от Кабула, пытаясь взять под свой контроль ключевые элементы инфраструктуры региона».
Примечательно, что «зимний мятеж» Алипура вызвал неожиданно-благоприятную реакцию со стороны талибов, хотя до недавнего времени хазарейское ополчение в Майдан Вардаке считалось непримиримым врагом «Талибана». «Ополчение местного командира Алипура в районе Бехсуд провинции Майдан Вардак вынудило спецназ и полицию отступить, райцентр захвачен, - сообщила 3 февраля русскоязычная информационно-пропагандистская служба талибов. - Командир Алипур является ближайшим соратником второго заместителя Ашрафа Гани и имеет сотни боевиков. Алипур и его люди призывают Ашрафа Гани присоединиться к мирному процессу в Афганистане, перейти на сторону Исламского Эмирата (то есть «Талибана» - «НГ») и вместе строить независимый Афганистан». Любопытно, что другие информационные ресурсы не сообщили о призывах хазарейского полевого командира к афганским властям присоединиться к талибам.
Внезапно-благожелательное отношение талибских пропагандистов к мятежу хазарейца-шиита Абдул Гани Алипура выглядит еще более интригующим, если вспомнить, что сам этот мятеж произошел сразу, после завершения визита представителей «Талибана» в Тегеран. Возможно, именно общий «иранский след» объясняет не только провокацию 29 января в Майдан Вардаке и последующее вооруженное выступление боевиков командира Алипура из числа ветеранов «Ливы Фатимиюн», но и странные оценки талибов в отношении «хазарейского восстания».
Не исключено, что эта, по-сути, демонстрация новых иранских боевых возможностей в самом центре Афганистана связана также с соперничеством Кабула и Тегерана в сфере водных ресурсов. Эта тема крайне болезненна не только для Ирана, но и для Пакистана, спецслужбы этих государств пытаются использовать боевиков «Талибана» и других джихадистских групп для срыва проектов строительства дамб и ГЭС на реках Афганистана. Вот и инцидент с «хазарейским мятежом» в Майдан Вардаке произошел вскоре после того, как в недавно сооруженном водохранилище Камалхан в афганской провинции Нимроз начался пробный сбор воды. Иранская сторона последовательно и категорично выступала против этого проекта, считая его невыгодным для себя. При этом афганские интересы Тегеран не слишком интересовали.
Компетентные источники «НГ» ранее сообщали, что якобы талибы брали на себя обязательство перед иранской стороной недопустить реализации проекта водохранилища Камалхан, однако, выполнить его не смогли – афганские силовики сорвали попытки боевиков «Талибана» парализовать строительство важного для страны объекта. Вполне возможно, что теперь через «зимний мятеж» Алипура Тегеран посылает новый сигнал афганскому правительству о необходимости более тщательно учитывать иранские интересы. Тем более, что их, по некоторым признакам, готовы начать защищать силы объединенной талибо-хазарейской коалиции.
Безусловно, провокации в Майдан Вардаке являются серьезным вызовом для президента Афганистана Мохаммада Ашрафа Гани и его команды. От того, как официальный Кабул выйдет из сложившейся острой ситуации, во многом зависит будущий успех афганских силовиков в борьбе с талибами в ходе очередного весеннего наступления боевиков. А это наступление уже не за горами.
комментарии(0)