Модернизированные F-15EX дадут фору современным самолетам не только по цене, но и по боевым возможностям. Фото с сайта www.af.mil
Первый экземпляр боевого самолета F-15EX перелетел с завода компании «Боинг» в Сент-Луис, штат Миссури, на авиабазу ВВС США Эглин во Флориде. Это знаковое событие для Пентагона, отказавшегося от возобновления выпуска тяжелого истребителя пятого поколения F-22A Raptor в пользу машины на базе предыдущей модели F-15A Eagle, поднявшейся в небо в 1972 году. Словом, американские военные как бы сделали шаг назад, причем сознательно, рассмотрев аргументы за и против.
Среди причин отказа от возобновления закупок F-22A слишком большие временные и финансовые затраты на повторное открытие линии сборки, разобранной после выпуска 195 машин в 1996–2011 годах. При Дональде Трампе Пентагон принял решение увеличить закупки тактических истребителей до 72 единиц ежегодно, а сделать это быстро и за приемлемую цену оказалось возможным лишь за счет самолетов четвертого поколения.
Наращивание темпов выпуска истребителя легкого класса F-35 Lightning II рассматривалось, но на поверку оказалось худшим решением, поскольку тот дороже, а по ряду показателей уступает. Помимо того, его летно-технические и боевые качества не дотягивают до обещанного уровня, а ценовые показатели – превышают. Сегодня стоимость свежесобранного экземпляра – 110 млн долл., летного часа – 45 тыс. долл.
Под нажимом Трампа и Пентагона производитель обещал снизить цифры к 2025 году до 80 млн и 25 тыс. долл. соответственно. Военные аналитики скептически настроены по данному поводу: обещать не значит дать. F-15EX установочной партии из восьми машин получились еще дороже: с учетом НИОКР и испытаний они обошлись Пентагону по 150 млн долл. Однако серийные образцы «Боинг» готов отдавать за 80 млн «пустыми» и за 90 млн – с комплектом запчастей и пакетом техобслуживания.
Запуск производства F-15EX интересен Пентагону еще и тем, что его ведет иной поставщик, используя собственные производственные мощности. Разместив крупные заказы сразу на двух линиях, ВВС США рассчитывают в ближайшей перспективе получить больше серийной продукции.
Сегодня соотношение самолетов четвертого и пятого поколений в истребительном парке ВВС США составляет 4:1. При Бараке Обаме Пентагон планировал постепенно привести его к 1:1, но с тех пор взгляды кардинально поменялись. Во-первых, какими бы продвинутыми ни казались F-22A и F-35 на этапе разработки, не все обещанное удалось реализовать. Во-вторых, развитие сенсорных технологий идет опережающими темпами, появляются системы, способные «видеть» «незаметные» самолеты, выполненные по технологии стелс. В-третьих, за счет внесения улучшений в базовые конструкции российских и европейских истребителей четвертого поколения их маневренность значительно улучшилась.
Анализ, проведенный американскими специалистами, показывает, что выгод от перезапуска производства «рэптора» ожидать не приходится. Лучше направить средства на разработку полностью нового самолета, а пока он не готов – заполнить вакуум выпуском улучшенного варианта истребителя четвертого поколения. При этом перспективную машину лучше изначально проектировать в беспилотном варианте. Искусственный интеллект решает задачи быстрее, он лучше взаимодействует с сенсорными системами – радаром и электрооптикой. А в маневренном бою беспилотный аппарат может выходить на высокие перегрузки, недопустимые для летчика.
Приняв подобный подход, Пентагон разместил стартовый заказ на F-15EX летом прошлого года, выплатив 1,2 млрд долл. за партию из восьми самолетов. Потолок, установленный для всей закупочной программы, – 23 млрд, за которые заказчик рассчитывает приобрести как минимум 144 F-15EX (с опционом – 200). Этого достаточно для замены существующего парка F-15C/D, средний возраст которых достиг 37 лет.
Программа развивается весьма динамично. Придя к власти, Трамп подверг резкой критике программу F-35 и расставил на ключевые места своей администрации сторонников альтернативных проектов. Воспользовавшись моментом, в 2018 году «Боинг» вышел с предложением по F-15X, представлявшему дальнейшее развитие катарского F-15QA: Доха согласилась выплатить 12 млрд долл. за 36 машин вместе с вооружением, техподдержкой и обучением.
Первая катарская машина поднялась в небо почти год назад. Это очередная доработка базового двухместного F-15E Strike Eagle, совершившего первый полет 1986 году. Сначала серийные образцы шли ВВС США (236 единиц), а затем – на экспорт в Израиль, Сингапур, Южную Корею и Саудовскую Аравию. За счет иностранных заказчиков самолет не просто сохранился в производстве, а постоянно совершенствовался. Начиная с 2010 года вместо прежнего радара с щелевой антенной устанавливалась более продвинутая модель «Рэйтеон» APG-63(V)4 с активной фазированной решеткой и электронным сканированием луча. Двигатели «Пратт энд Уитни» семейства F100 уступили место F110-129 другого производителя – «Дженерал электрик». Бортовое оборудование пополнилось комплексом радиоэлектронной борьбы Eagle Passive/Active Warning and Survivability System английской разработки, аналоговые приборы в кабине уступили место цветным жидкокристаллическим индикаторам, появился более продвинутый бортовой компьютер ADCP-II от «Хоневелл», а механическая проводка к аэродинамическим поверхностям сменилась цифровой системой дистанционного управления полетом.
Приняв первый F-15EX, ВВС США возобновили поставки данного семейства самолетов после 17-летнего перерыва. Между тем даже наметанный глаз с трудом отличит по внешнему облику эту машину от опытного прототипа F-15A, взлетевшего в 1972 году. Как говорится, новое – хорошо забытое старое.
комментарии(0)