0
6640
Газета Воины и Армии Интернет-версия

11.05.2021 19:25:00

Выход из ДОН Россия компенсирует "умными" вооружениями

На новую Госпрограмму вооружения – 2033 планируется тратить не менее 2 триллионов рублей в год

Тэги: госпрограмма, вооружения, финансирование, денонсация, дон, договор


госпрограмма, вооружения, финансирование, денонсация, дон, договор Представители военного инновационного технополиса ЭРА пытаются внедрять в оборонную сферу прорывные технологии. Фото с сайта www.mil.ru

Внесенный в Госдуму президентский законопроект о денонсации РФ Договора по открытому небу (ДОН), по заключению правительства, «не потребует дополнительных расходов». Но коррективы скорее всего придется вносить в действующую и новую Госпрограмму вооружения (ГПВ) на 2024–2033 годы. Возникающие в связи с выходом из ДОН проблемы придется решать за счет развития средств мониторинга территории Европы и США, в основном технических – космических, радиолокационных и других видов разведки.

Когда в 2019-м США вышли из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), по поручению президента Владимира Путина военным ведомством и правительством была скорректирована действующая ГПВ-2027.

Без увеличения бюджетных расходов финансовые ресурсы были направлены на создание вооружений, способных компенсировать негативные последствия ликвидации действия ДРСМД. Как заявил тогда Путин, надо постараться, чтобы ответные меры не втянули РФ в «затратную для нее гонку вооружений».

Какие конкретно военно-технические шаги предпримет РФ в связи с выходом США из ДОН, пока неизвестно. Но, как сообщил вице-премьер Юрий Борисов, приоритетом новой ГПВ-2024–2033 станет развитие качественно новых систем вооружения, «в том числе нетрадиционных видов оружия, а также систем управления на основе искусственного интеллекта». Борисов отметил важность развития «средств высокоточного оружия, в том числе гиперзвукового, внедрение робототехнических комплексов, оружия на новых физических принципах».

Удастся ли при этом РФ не втянуться в гонку вооружений? Вице-премьер, отвечающий в правительстве за функционирование оборонных отраслей промышленности, сообщил: «Рассчитываем, что по финансово-экономическим показателям ГПВ на 2024–2033 годы будет не ниже ГПВ предыдущих лет». Отметим, что объем финансирования по завершившейся в 2020 году ГПВ составил 19 трлн руб. А действующая Госпрограмма вооружений, рассчитанная на 2018–2027 годы, запланирована в объеме 20 трлн руб. Месяц назад зампредседателя коллегии Военно-промышленной комиссии Андрей Ельчанинов сообщал, что ГПВ 2024–2033 годов получит финансирование в объеме не менее 21–22 трлн руб. Не сложно предположить, что в год на развитие вооружений в ближайшие 10 дет РФ будет тратить не менее 2 трлн руб. Это ежегодно составит почти две трети расходов на оборону. Согласно закону о бюджете, военные расходы в РФ запланированы в 2021 году в размере около 3,11 трлн руб., в 2022 году – примерно 3,23 трлн руб. и в 2023 году – около 3,25 трлн руб. Это немалые деньги, и, по официальным данным, доля военных расходов в структуре бюджета в ближайшие годы будет расти. Если в 2020 году она составляла 13,9%, то в 2021–2022 годах она планируется на уровне 14,5–15,1%. Значит, другие гражданские статьи расходов в бюджете РФ (например, социальные) придется урезать.

Надо заметить, что даже при таких относительно больших расходах на оборону на уровне 2,7–2,5% от ВВП (в странах НАТО этот показатель составляет около 2% и ниже) не все запланированные в РФ программы, к примеру, по ГПВ-2020, были реализованы. Скажем, к 2020 году планировалось принять на вооружение около 50 боевых самолетов пятого поколения Су-57, однако сейчас в Вооруженных силах есть только один самолет этого типа. К этой дате планировалось поставить на боевое дежурство 10 дивизионов новейшей зенитной ракетной системы (ЗРС) С-500 «Прометей». Пока ни одного подразделения ЗРС этого класса на боевом дежурстве нет. Планировалось создать четыре вертолетоносца, но заложены лишь два судна. В ВМФ РФ два вертолетоносца с морскими вертолетами Ка-52 «Катран» ожидают только к 2025 году. Список можно продолжить, хотя надо отметить, что корректировка ГПВ – это нормальная практика.

Судя по всему, в РФ ставка будет сделана на создание «оружия на новых физических принципах», синонимом которого, судя по разъяснениям Минобороны, опубликованным на сайте ведомства, и являются «нетрадиционные виды оружия». В энциклопедическом разделе сайта Минобороны поясняется, что таковыми являются «геофизическое оружие, инфразвуковое оружие, климатическое оружие, лазерное оружие, оружие несмертельного действия, озонное оружие, радиологическое оружие, сверхвысокочастотное оружие, ускорительное оружие, электромагнитное оружие и др.». Какими из перечисленных видов оружия Россия обладает, не сообщается. Хотя президент и военные руководители не раз упоминали, что на вооружении Российской армии имеются гиперзвуковые ракеты и боевые лазеры, аналогов которых нет в мире.

«При всех имеющихся экономических проблемах Россия сумела создать структуры, которые эффективно разрабатывают новые виды вооружений, в том числе нетрадиционные. Для оптимизации расходов, к примеру, к военно-исследовательской деятельности подключены солдаты срочной службы из научных рот. В РФ действует военный инновационный технополис ЭРА, цель которого – обеспечить поиск, развитие и внедрение прорывных технологий в оборонной сфере», – рассказал «НГ» военный эксперт, полковник Николай Шульгин. Он обратил внимание на то, что «в технополисе, по официальным данным, идет работа по нескольким направлениям – искусственному интеллекту, робототехнике, автоматизированным системам управления, биотехнологиям, космическим аппаратам, высокоточному оружию и т.п. Как отдельное направление действует кафедра, занимающаяся разработкой оружия на новых физических принципах».

Можно сделать вывод, что несмотря на экономические трудности РФ в ближайшие 10 лет по-прежнему планирует уделять большое внимание укреплению обороноспособности. Как при этом реализация ГПВ повлияет на гражданскую сферу, моральное и социально-экономическое состояние населения, сказать сложно. Ведь помимо финансов, запланированных на развитие армии, значительные суммы из бюджета направляются и на обеспечение внутренней безопасности. Вместе с расходами на оборону это составляет более четверти (в 2021 году – 25,9%) бюджета страны. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Олег Никифоров

Успеет ли Россия подготовиться к изменчивости западных климатических теорий

0
2432
Хакеры проникают в российские госучреждения на несколько лет

Хакеры проникают в российские госучреждения на несколько лет

Анастасия Башкатова

Проукраинские киберпреступники ищут уязвимости у подрядчиков госорганов

0
2444
Китай обходит США в борьбе за влияние на Индонезию

Китай обходит США в борьбе за влияние на Индонезию

Владимир Скосырев

Пекин нарастит масштаб инвестиций в третье по численности населения государство

0
1484
Азербайджан устал ждать Пашиняна в гости

Азербайджан устал ждать Пашиняна в гости

Игорь Селезнёв

От Баку требуют освободить армянских заключенных

0
2308

Другие новости