Усиление талибов заставляет беспокоиться за неприкосновенность границ стран, входящих в Содружество независимых государств. Фото Reuters
Размещенные в Таджикистане военнослужащие 201-й базы РФ пока не участвуют в укреплении таджикско-афганской границы, на которую вышли боевики запрещенного в РФ движения «Талибан». Однако это не значит, что Москва не готовится к возможным военным действиям с исламистами.
Минобороны РФ сообщает о маневрах 201-й военной базы, которые проходят с участием таджикских войск на горных полигонах Ляур и Самбули (Таджикистан). А российский спецназ Центрального военного округа (ЦВО) на прошлой неделе завершил в горах Западного Тянь-Шаня курс горной подготовки в учебном центре Вооруженных сил Узбекистана «Урочище Чимган» (Ташкентская область). В ближайшее время подразделения ЦВО начнут передислоцирование к границе с Афганистаном в Сурхандарьинскую область Узбекистана, где на полигоне Термез в начале августа 2021 года пройдут совместные учения «по уничтожению условных незаконных вооруженных формирований (НВФ), а также ведению разведывательно-боевых и засадных действий в условиях высокогорья».
В Ташкенте пока не очень озабочены возможной эскалацией конфликта в связи с захватом талибами северных провинций Афганистана. Видимо, Ташкент не прочь наладить с «Талибаном», как было при президенте Исламе Каримове, более тесные отношения. Тренд, связанный с возможным усилением религиозного фактора, обозначил и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, который, подписав на днях поправки в закон «О свободе совести и религиозных организациях», снял запрет на ношение хиджаба в общественных местах, а также упростил регистрацию религиозных организаций.
При этом возможный экспорт нестабильности и приток беженцев в страну в связи с афганской гражданской войной в Ташкенте все же учитывают. В соцсетях узбекские пользователи, ссылаясь на местных жителей, сообщают, что за пределами Термеза, который вплотную примыкает к границе с Афганистаном, построен палаточный городок. Считается, что это сделано для беженцев, которые скорее всего будут прибывать из приграничных с Афганистаном провинций.
Более неопределенная ситуация в Туркменистане, рядом с которым приграничная территория занята талибами. Еще неделю назад под председательством президента Гурбангулы Бердымухамедова прошло заседание Совбеза, на котором, по неофициальным данным, принято решение усилить защиту туркмено-афганской границы путем частичной мобилизации и привлечения частных военных компаний. Сделано ли это – неизвестно, но тревожных вестей по поводу деятельности талибов на туркмено-афганской границе не было. Ашхабад усилил и границу с Ираном, куда был переброшен туркменский спецназ.
Планированием отражения возможных военных угроз из Афганистана также занимается Объединенный штаб Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), начальник которого Анатолий Сидоров с оперативной группой для оценки ситуации прибыл в Душанбе. «Основной целью в работе оперативной группы является мониторинг обстановки в таджикско-афганском приграничье и подготовка предложений по совместным мерам в формате ОДКБ», – заявил Сидоров. Однако неясно, во-первых, поддержат ли «совместные меры» союзники РФ по коллективной обороне. А во-вторых, всем понятно, что решение об использовании в случае необходимости военной силы на границе Таджикистана с Афганистаном будет приниматься руководством РФ. Непроясненной остается информация о том, какие действия в связи с осложнением обстановки на своих южных границах предпримут Узбекистан и Туркмения, не входящие в ОДКБ.
Российские аналитики прогнозируют, что кроме «Талибана» другие, более радикальные организации могут воспользоваться ситуацией и начать агрессию против стран Содружества. «Если в Афганистане начнут действовать ячейки «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) в лице уйгурских экстремистов и другие организации типа Исламского движения Узбекистана (запрещено в РФ), действующие в Сирии под крылом «Исламского государства» (запрещено в РФ), тогда эта страна вновь обретет статус государства-террориста. И военные конфликты в Центральной Азии станут неизбежными», – считает военный эксперт полковник Николай Шульгин.
Эксперт говорит, что всех волнуют сообщения некоторых курдских СМИ о том, что спецслужбы Турции ведут агитацию среди подконтрольных группировок «Сирийской национальной армии» (СНА) и готовят их к отправке в Афганистан. «В первой партии 2 тыс. боевиков. Их зарплата – 3000 долл., – говорит Шульгин. – Если информация верна, возникает вопрос: на чьей стороне эти силы СНА будут действовать? Есть сомнения, что они будут действовать против талибов и окажутся полезны официальному Кабулу. Возможно, это будет пушечное мясо, которое станет дестабилизировать ситуацию в Афганистане и в постсоветских государствах Центральной Азии».
Отметим, что, по данным РИА Новости, делегация политического офиса «Талибана» прибыла в Москву на переговоры. По данным официального представителя движения Сухейля Шахина, визит продлится два дня.
Приезд талибов обсуждали авторы общественно политических Telegram-каналов. «Сейчас, конечно, начнется: а как же мы так собираемся разговаривать с террористами!? – полагает «Беспощадный пиарщик». - Ну, во-первых, — не мы первые. Американцы с ними уже лет 10 разговаривают, а последние два года вообще вели официальные переговоры и даже очень хотели интегрировать их в афганское общество на правах политического движения. А, во-вторых, — если не разговаривать, есть перспективка получить на границах СНГ натуральную кровавую баню... Миллионные потоки беженцев (тоже в СНГ), тотальный хаос».
Главред радиостанции «Эхо Москвы» саркастично постарался перевести новости об афганских делах во внутриполитическую плоскость, запостив фото министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова на переговорах с исламистами. «Причастность номер 2 в списке ЕР на выборах в ГД к экстремистской организации «Талибан», объявленной Верховным судом России террористической доказана этой фотографией. Снимут список?», - задается риторическим вопросом он.
комментарии(0)