Плоское сопло позволит «Охотнику» стать гораздо менее заметным для противника. Кадр из видео телеканала «Звезда»
Перспективный летающий боевой робот С-70 «Охотник» компании «Сухой» станет еще более малозаметным. В сюжете телеканала «Звезда» была подтверждена версия, что машина получит «стелс» сопла для двигателя. В отличие от обычных – круглых – они станут плоскими. До этого времени подобная конструкция использовалась только на американских истребителях пятого поколения F-22 Raptor.
По словам заместителя генерального конструктора ОКБ «Мотор» ПАО «ОДК УМПО» (входит в ОДК) Сергея Кузьмина, новое изделие позволяет эффективнее рассеивать тепловой след работы мотора. Благодаря этому поразить дрон с помощью ракет с тепловыми и инфракрасными головками самонаведения станет сложнее.
«Мы эффективно рассеиваем реактивную струю из сопла, и, самое главное, конструктивными мероприятиями во внутренней части сопла мы прикрываем горячие части двигателя холодными элементами. Ракета горячие лопатки двигателя не увидит», – сообщил телеканалу «Звезда» Сергей Кузьмин.
Дрон «Охотник» – одно из ноу-хау российских Воздушно-космических сил. Летающий робот выполнен в виде треугольного крыла, из-за чего очень напоминает американский Х-47В. Робкая презентация в виде «шпионских» фото с аэродрома испытаний российской машины впервые попала в Сеть в 2019 году. С тех пор ни Минобороны, ни оборонно-промышленный комплекс никак не комментировали работу над созданием машины. Хотя военные и продемонстрировали кадры совместного полета истребителем пятого поколения Су-57 и робота С-70.
Видео вызвало много пересудов. До сих пор непонятно, работал ли робот самостоятельно, управлялся ли пилотом Су-57 или, что самое вероятное, с наземного пункта управления. Эту интригу и раскрыл телеканал «Звезда», показав в сюжете «секретный» Центр управления полетом производства АО «Кронштадт», открыто представленный на выставке-форуме «Армия-2021». В сюжете генконструктор фирмы Николай Долженков рассказал и показал, как, собственно, управляется ударный дрон.
АО «Кронштадт» – интересная фирма. Она частная, но крайне важная для государства. Компания представляет целый ряд воздушных роботов, способных решать самые нетривиальные задачи. Речь о мониторинге обстановки и возможности физического влияния на нее. Минобороны уже заключило контракт на поставку беспилотников большой продолжительности полета «Орион» производства АО «Кронштадт» в ударном исполнении. Высокоточные ракеты и бомбы для этого аппарата стали очередной сенсацией выставки-форума «Армия-2021».
БЛА «Орион» – первый в России комплекс воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом большой продолжительности полета, соответствующий по международной классификации классу MALE (medium-altitude long-endurance – средневысотный, большой продолжительности полета). Задачи комплекса – воздушная разведка и патрулирование, определение координат наземных и надводных объектов, топографическая съемка местности, а теперь он стал и ударным. Если учесть, что робот может патрулировать небо сутками, то это очень опасное оружие.
Но, возвращаясь к «Охотнику», надо знать, что это машина совсем другого порядка. Если «Орион» – это по большому счету классический планер, то С-70 – машина иного поколения. Выполнена по стелс-технологиям, она невидима для радаров. Это «летучая мышь» с размахом крыльев в 19 м, ее взлетный вес 25 т. При этом во внутрифюзеляжных отсеках робот может нести до 3 т высокоточных ракет и бомб. Все это он перебросит на дальность в 5 тыс. км. Узкое сопло и композитные материалы делают его полет малозаметным.
Сюжет «Звезды» о технологиях производства С-70 раскрывает еще более интересные темы. Например, что происходит с истребителем пятого поколения Су-57. В этом году ВКС получат первую серийную парию машин. Как сообщил вице-премьер Юрий Борисов, Минобороны законтрактовало поставку 76 таких машин. Открытым оставался только вопрос, в каком виде. Базовые Су-57 идут с так называемым двигателем первого этапа АЛ-41Ф-1. Это инновационное изделие имеет цифровую систему управления FADEC. Она позволяет более рационально использовать ресурс мотора. Но есть нюанс. Машина пятого поколения должна выполнять крейсерский сверхзвуковой полет – это мотор второго поколения для Су-57. Гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в интервью РИА Новости сообщил, что он появится не ранее 2022 года.
«Мы продолжаем работу над двигателем второго этапа. Продолжаются его летные испытания в составе самолета. Изготовлено несколько опытных образцов нового двигателя. Идет доводка его узлов и систем. И я надеюсь, что где-то в 2022 году двигатели уже будут готовы, «поставлены на крыло» и в течение нескольких лет мы запустим их серийное производство», – сообщил агентству Сергей Чемезов.
Этот факт очень важен. Суть в том, что на примере сверхсекретного беспилотника «Охотник» нам показали, куда движется проект Су-57. Это технологии, показывающие тенденции и достижения в развитии нашей авиации. Открытым остается вопрос: зачем нам летающий, как Су-57, робот?
комментарии(0)