Украина – последняя страна, где беспилотники «Стриж» стоят на вооружении. Фото со страницы ВСУ в Facebook
Тяжелый разведывательный беспилотник Т-141 «Стриж» украинских Вооруженных сил Украины (ВСУ) прилетел в Хорватию. Машина размером с истребитель беспрепятственно для сил противовоздушной обороны НАТО пролетела из Одесской области до Загреба, где и разбилась. Полиция страны сообщила, что расследует обстоятельства падения неизвестного объекта в юго-восточной части города. Как уже выяснилось, на борту дрона была авиационная бомба весом 120 кг. При крушении аппарата она сдетонировала в земляной воронке, образовавшейся при падении беспилотника. Об этом сообщает национальное телевидение Хорватии HRT со ссылкой на источник в Минобороны страны.
«Так как дрон ударился в мягкую почву, взрыв произошел в воронке под землей. Если бы падение пришлось на бетон или асфальт, последствия бы были катастрофическими», – со ссылкой на телеканал сообщает агентство РИА Новости.
По этому факту президент Хорватии Зоран Миланович заявил, что инцидент «не направлен против Хорватии. Мы должны расследовать определенные вопросы: как произошло, что объект размером с самолет проследовал с Украины до Загреба и не был сбит. Над Венгрией он пролетал более 40 минут, над Хорватией – менее 7 минут», – сообщил Зоран Миланович.
У происшествия несколько примечательных моментов. Первый в том, что Украина – единственная страна, использующая подобную технику. Второй в том, что дальности полета робота недостаточно, чтоб посетить балканскую страну, расположенную рядом с Италией. Ну и последний состоит в том, что Киев сделал из разведывательной машины ударный беспилотник.
«Стриж» – советский дрон-разведчик. Машина оперативной дальности в 1 тыс. км. При этом летит со скоростью в 1 тыс. км в час, как и положено реактивному самолету. Производился в Харькове. Всего до 1989 года было изготовлено более 950 штук таких машин в модификациях Ту-141/143 – соответственно «Стриж» и «Рейс». Украина – последняя страна, где подобная техника стоит на вооружении. Впрочем, если бы не последние события, то скорее всего машины так бы и убрали в музеи. В 2019 году Киев начал закупки у Анкары беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB2. Общее число купленной техники – в районе 40 машин. Сегодня они применяются в ходе боевых действий против Российской армии.
Турецкий дрон – носитель легких бомб MAM-C Smart Micro Munition с лазерным наведением, а также 22-килограммовых MAM-L, снаряженных мощной бронебойной кумулятивной, осколочно-фугасной или термобарической боевыми частями, с помощью которых он без особого труда уничтожает как бронетехнику, так и хорошо защищенные фортификационные сооружения на земле. Боевая нагрузка состоит из четырех ракет с дальностью поражения от 8 до 16 км.
Эффективность Bayraktar TB2 наглядно показала операция Азербайджана в Нагорном Карабахе. Впрочем, тот триумф – но уже на Украине – повторить не удалось. По словам официального представителя Минобороны генерал-майора Игоря Конашенкова, только за последние сутки российские военные сбили 14 украинских самолетов, вертолетов и дронов. Среди них и пять турецких Bayraktar TB2.
Возвращаясь к «Стрижу» и «Рейсу», надо отметить, что, несмотря на возраст, эти машины имеют неплохие возможности по преодолению систем противовоздушной обороны противника. Достигается это за счет скорости и возможности осуществлять полет на малых и больших высотах. Однако их разведывательное оборудование – фотокамеры, бортовая ЭВМ – устарело. Например, в фотоаппарате дрона до сих пор используется пленка, надо думать, украинской фирмы «Свема» из Шостки (Сумская область Украины). В свое время это предприятие было включено в перечень стратегических объектов СССР. После распада страны перешло в собственность правительства Украины. По состоянию на 2021 год фирма уже практически не существует. Из-за этого есть и куда более серьезные проблемы – после приземления аппарата на парашюте пленку надо изъять, доставить в лабораторию, проявить и дешифровать. Таким образом, речь не идет о разведке в реальном масштабе времени, и зазор от момента съемки до использования данных может быть значительным, что часто обесценивает результат разведки мобильных целей.
В настоящее время неизвестно, сколько «Стрижей» и «Рейсов» находится на вооружении или хранении ВСУ. По факту инцидента в Хорватии можно сказать только то, что и старая техника в критических ситуациях имеет значение. С другой стороны, использование советского беспилотного наследия свидетельствует об исчерпании Украиной возможностей применять боевую авиацию и современные дроны. Можно говорить и о том, что полет машины на Балканы стал ошибкой оператора, управляющего роботом. Во всяком случае, постоянных учений с использованием подобной техники украинцы не проводили.