Российские военные уже не раз сбивали в небе над Украиной ракеты «Точка-У». Фото РИА Новости
Российские военнослужащие, похоже, увязли в тактических боях. На фоне этого Вооруженные силы Украины (ВСУ) продолжают пытаться организовать стратегическую оборону практически на всех направлениях проводимой РФ специальной военной операции (СВО). Киев стремится использовать военный потенциал и вооружения, оставшиеся в стране со времен Советского Союза. В акватории Черного моря перед Одессой выставлены старые, но очень опасные для кораблей морские мины типа ЯМ и ЯРМ, а из стратегических арсеналов на линию огня доставляются советские тактические ракетные комплексы (ТРК) «Точка-У».
Судя по данным Минобороны РФ, за последние 10 дней ВСУ применили около 25 тактических ракетных комплексов (ТРК) «Точка-У», которые способны уничтожать противника на дальность до 120 км.
При этом в ходе этих акций погибло более 20 гражданских людей, о потерях военнослужащих не сообщалось. Потенциально у Украины может быть до 700–800 единиц «Точка-У», в основном ракеты 9М79, 9М79К и 9М79–1К, которые имеют осколочно-фугасные, кассетные и, возможно, химические головные части и могут запускаться из 90 пусковых установок, находящихся на вооружении ВСУ.
Это самый большой запас таких ТРК среди всех постсоветских стран, он остался на территории Украины после распада СССР. До какого-то времени головные части (ГЧ) «Точек-У» имели возможность оснащаться и ядерными боеприпасами мощностью от 100 до 200 килотонн. После вывоза ядерного оружия из страны в ВСУ остались только ГЧ в обычном снаряжении. Но и они могут быть чрезвычайно опасны для противника. Скажем, кассетная ГЧ способна поразить неприятеля на площади почти 7 га. Именно одна из секций такой ГЧ сработала, когда 14 марта украинская ракета была сбита над Донецком – люди были уничтожены в радиусе не менее 500 м.
По техническим условиям срок эксплуатации «Точек-У» составлял не более 10 лет и уже давно вышел. Однако украинские специалисты этот срок неоднократно продлевали и активно использовали ракеты при ведении боевых действий в Донбассе в 2014–2015 годах. Сейчас они пытаются применять эти ТРК по российским войскам. Например, по данным Минобороны РФ, ракета «Точка-У» была сбита в субботу под Харьковом, севернее населенного пункта Изюм. Пока нет статистики о том, сколько украинских ТРК достигли цели, однако Вооруженные силы РФ стараются уничтожить украинские подразделения и арсеналы с этими комплексами.
Как положено по боевым документам советских времен, боекомплекты для ТРК должны быть рассредоточены для применения ракетными соединениями на основных театрах военных действий (ТВД). Сейчас основные ТВД – это центр, север и юго-восток Украины. При этом, как уже писала «НГ», главные резервы ВСУ сосредоточены в западных областях, в том числе и в Ивано-Франковской. И именно там, в районе населенного пункта Делятин, как сообщает Минобороны РФ, 18 марта российскими военными был применен авиационный ракетный комплекс «Кинжал» с гиперзвуковыми аэробаллистическими ракетами. По оценкам Москвы, в результате удара там был уничтожен крупный подземный склад ракет и авиационных боеприпасов ВСУ.
Во времена СССР этот склад значился как «Объект 711», или Ивано-Франковск-16. Это была одна из четырех центральных баз хранения ядерного оружия, которые размещались в Украине. После того как ядерное оружие было переправлено в Россию, объект был переименован в 136-й центр обеспечения ракетами и боеприпасами. И именно там, по данным СМИ, хранились ракеты 9М79К и их модификации для ТРК «Точка-У».
Однако у Российской армии в районе Одессы появилась еще одна проблема, связанная с попытками Украины оказать РФ минное противодействие не только на суше, но и на море. ФСБ России сообщила, что Военно-морские силы (ВМСУ) Украины после начала российской спецоперации «установили около 420 мин ЯМ и ЯРМ на подходах к портам Одесса, Очаков, Черноморск и Южный». По информации службы, все они «произведены в первой половине XX века», то есть срок эксплуатации мин давно вышел. Ведомство также предупредило, что течение может унести мины в Босфор и моря Средиземноморского бассейна. При этом в ФСБ уточнили, что «установка не закрепленных якорями мин запрещена Конвенцией о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин, которая была принята еще в 1907 году».
Генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев, который в 1992 году возглавлял 14-ю Общевойсковую армию в Приднестровье, входящую в состав Одесского военного округа (ОдВО), уточняет, что корабельная якорная малая морская гальваноударная мина ЯМ была разработана и применялась еще в годы Великой Отечественной войны. Кроме этого, в ВСУ есть очень старые фугасные мины ЯРМ, предназначенные для уничтожения морского десанта на побережье. Эти мины до сих пор очень трудно обнаружить. «Они очень опасны и во времена СССР были на вооружении каждой мотострелковой дивизии ОдВО – для защиты побережья Черного моря», – отметил Неткачев.
Капитан морского порта Сочи Вячеслав Румянцев опубликовал в соцсетях и по служебным каналам обращение к руководству гражданских судов о том, чтобы они учитывали минную опасность при движении в Черном море. «Украинская сторона распространяет информацию, что якобы это Россия выставила эти мины в Черном море и вся вина лежит на ней, – говорит Неткачев. – Но, во-первых, такие старые мины уже списаны с вооружения ВМФ России. Во-вторых, именно ВМСУ сейчас выгодно разыграть минное противодействие, чтобы помешать российскому десанту высадиться в Одессе», – считает эксперт.