Представители Североатлантического альянса уже освоились в Эстонии. Фото Reuters
Напряженность в отношениях России с НАТО и Евросоюзом нарастает: на фоне недавних заявлений представителей ЕС и Пентагона о том, что конфликт в Украине должен завершиться военным путем, генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг сообщил, что НАТО разрабатывает планы «фундаментальной трансформации» военного потенциала Североатлантического альянса и приближения его сил к российским границам. При этом ЕС и альянс значительно наращивают военную помощь Украине.
О важности военной поддержки Украины и партнеров по НАТО говорили в комитете Палаты представителей по вооруженным силам США председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли и шеф Пентагона Ллойд Остин. Как сообщает Air Force Magazine (AFM), военные США выдвинули главную идею: приближение военного потенциала НАТО к границам России и Белоруссии будет закреплено в формате строительства и функционирования постоянных военных баз альянса. Такое решение противоречит основополагающим принципам подписанного после распада СССР Акта РФ–НАТО, и представители РФ заявляли, что одной из целей проведения спецоперации в Украине было не допустить приближения натовских сил к российским границам. Окончательное решение насчет баз в Восточной Европе будет принято на саммите НАТО в Мадриде в июне нынешнего года. Уже сейчас ясно, что такие решения скорее всего могут быть поддержаны в Европе, даже несмотря на протесты руководства РФ.
Заметим, что в последние дни СМИ сообщали о том, что в Хельсинки готовятся подать заявку на членство в НАТО через процедуру дополнительной регистрации. Йенс Столтенберг заявил, что альянс сможет относительно быстро принять две новых страны – Финляндию и Швецию, если они того захотят.
Как сообщает AFM, на недавних сенатских слушаниях законодатели и Марк Милли отметили, что несколько стран Восточной Европы (включая Польшу, Литву и Румынию) очень хотят создать постоянные базы для войск США. «Они будут строить их, они будут платить за них и т.д., чтобы мы могли регулярно проводить там ротацию войск. Таким образом, вы получаете эффект постоянного присутствия сил, но реально солдаты, матросы, летчики и морские пехотинцы будут находиться там постоянно в течение максимум двух или трех лет», – пояснил Милли, добавив, что рекомендует «создавать новые постоянные базы, но не размещать там войска на постоянной основе». – Таким образом, можно получить оптимальный эффект от выгод как постоянства, так и ротационного, циклически повторяющегося чередования экспедиционных сил. Передовые базы будут полноценно функционировать, но при этом не нужно будет нести расходы на семейные переезды, школы, жилье и т.п.». Остин не прокомментировал слова Милли, заявив, что окончательное решение будет принято на саммите НАТО летом.
«США и НАТО сейчас очень осторожно внедряют в европейском обществе планы создания постоянных военных баз в Восточной Европе, поскольку это противоречит ранним договоренностям с Москвой, – заявил «НГ» военный эксперт, полковник в отставке Шамиль Гареев. – Но постоянные военные базы очень эффективны, поскольку вся военная инфраструктура и вооружения США и их союзников остаются у границ Союзного государства, а по замыслу Пентагона, там меняется только личный состав. Для них это будет значительно дешевле, чем проводить полноценную ротацию». Эксперт обращает внимание на то, что «продвижение идеи формирования новой инфраструктуры НАТО на востоке совпадает с колоссальными шагами США и альянса по оказанию военной помощи Киеву».
Гареев также обратил внимание на поставки в Украину мин и других инженерных боеприпасов – этот вопрос, по данным американских СМИ, также обсуждался на недавних сенатских слушаниях. Марк Милли сообщил на них, что «украинские служащие активно и эффективно используют мины», в том числе инженерные боеприпасы, поставленные в Украину в рамках военной помощи.
Как известно, к Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин США не присоединялись. Украина этот документ в 1997 году подписала и в 2005-м даже ратифицировала. В 2020 году Дональд Трамп снял запрет на использование противопехотных мин, введенный Бараком Обамой в 2014 году. И согласно появлявшейся в СМИ информации, после 2014 года Киев также начал использовать противопехотные мины в зоне конфликта в Донбассе. Об этом, к примеру, в 2017 году заявил бывший начальник инженерной службы Нацгвардии Украины Вадим Яцуляк. По его данным, международная комиссия НАТО по материально-техническому обеспечению и обслуживанию установила «наличие на балансе ВСУ (Вооруженных сил Украины. – «НГ») более 150 тыс. единиц противопехотных мин и других запрещенных инженерных кассетных авиационных и артиллерийских боеприпасов».
Сколько подобных мин и инженерных боеприпасов было поставлено из США в Украину, неизвестно. Как полагает военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев, их много – не менее того, что было в ВСУ. При этом он отметил, что в основном от мин, установленных инженерными подразделениями Вооруженных сил Украины, сейчас страдают мирные жители, российские войска научены защите от них. По данным эксперта, сейчас в Херсонской области, которую контролируют российские войска, в ряде хозяйств не могут начать посевную, поскольку поля сплошь заминированы, а инженерные подразделения Вооруженных сил РФ не успевают сразу все их быстро обезвредить. «В основном там установлены противопехотные и противотанковые мины еще советского производства, а также аналогичные американские взрывные устройства, снятые с вооружения Пентагона», – отметил эксперт. От этих взрывных устройств гибнет скот, и есть случаи, что подрываются и люди. «Если вспомнить недавнее прошлое, в Афганистане в 2014 году от противопехотных мин, установленных США и другими странами НАТО, по официальным данным, пострадали 1296 человек, из которых погибли 575 человек и 721 человек был ранен», – отметил Неткачев.