Огневое воздействие по воинским эшелонам идет в рамках подготовки второй фазы спецоперации. Кадр из видео со страницы Министерства обороны РФ в «ВКонтакте»
Серия ударов по железнодорожным станциям, через которые проходит снабжение украинской армии в Донбассе, стала новым фактором в проведении специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Первой огневое поражение получила станция Новоград-Волынская в Житомирской области. Вскоре список расширился. «Высокоточными ракетами воздушного базирования в Донецкой области на железнодорожных станциях Покровск, Славянск и Барвенково уничтожены вооружение и военная техника прибывших в Донбасс резервов украинских войск», – рассказал официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков.
В феврале и марте российские военные воздерживались от бомбардировок объектов двойного назначения, стремясь избежать лишних жертв и по возможности сохранить дорожную, производственную и социальную инфраструктуру. Украинские военачальники решили использовать данный момент к своей выгоде. Националистические батальоны стали обустраивать укрепленные позиции в населенных пунктах и на промышленных площадках. «Украинские формирования используют бывший завод «Азовсталь» в Мариуполе в качестве своей штаб-квартиры и сделали его настоящей крепостью с бункером», – отметил в своем Telegram-канале глава Чечни Рамзан Кадыров.
Выбить националистов оттуда можно с применением тяжелых видов оружия. В Мариуполе были замечены сверхмощные самоходные минометы «Тюльпан», стреляющие 42-кг минами. Подобное оружие (правда, представленное более старыми образцами отечественных систем того же калибра 240 мм) с высокой эффективностью применялось Сирийской арабской армией при штурме укрепленных районов в пригородах Дамаска.
Кроме того, при освобождении Мариуполя Народная милиция ДНР использует 152-мм самоходные артиллерийские системы 2С3 «Акация» для стрельбы прямой наводкой по укреплениям противника. Считается, что недавняя сдача в плен остатков 503-го отдельного батальона морской пехоты ВСУ произошла после обработки ее позиций тяжелыми огнеметными системами типа «Буратино», использующими ракетные снаряды с термобарическим зарядом.
Задействование таких систем в ходе городских боев и расширение списка поражаемых ВКС целей путем добавления в него железнодорожных станций свидетельствует об ужесточении противостояния, а также об отсутствии компромисса на переговорах. Напомним, что первые раунды переговоров прошли на территории Белоруссии, затем они продолжились в Стамбуле. Однако украинская сторона выполняла принятые там решения выборочно, произвольно трактуя, а порой и просто перевирая их. Отмечая отсутствие у Киева желания решить исход конфликта мирным путем, российское руководство вынуждено идти на усиление военного давления.
Следующим шагом может стать применение сверхмощных авиабомб. За использование свободно падающих бомб большого калибра выступают их сравнительная дешевизна и наличие большого количества на складах МО РФ. Применение их оправданно там, где ПВО противника полностью выбито, например, в Мариуполе.
Готовясь к решительному наступлению в Донбассе, российские военные активно используют все виды разведки для вскрытия позиций зенитных ракетных комплексов для их последующего уничтожения. Согласно сводкам МО РФ, по состоянию на апрель уничтожено 228 ЗРК большой дальности типа С-300ПТ/ПС и средней типа «Бук-М1». По объектам, все еще прикрытым подобными системами, российские военные осуществляют пуски высокоточных самонаводящихся ракет 3М14, Х555, Х101 с носителей, находящихся вне зоны поражения ответным огнем противника.
С недавних пор подобное оружие применяется и по железнодорожным станциям. По времени начало такого применения совпало с заявлением министра обороны Сергеем Шойгу о завершении первой фазы спецоперации 29 марта. Логично предположить, что огневое воздействие по воинским эшелонам идет в рамках подготовки второй фазы.
Автомобильные и железнодорожные магистрали составляют основу транспортной системы любой европейской страны. С первого дня спецоперации на Украине все стороны конфликта активно использовали авиацию и артиллерию для нанесения ударов по войскам противника на марше по автомобильным трассам. А вот железные дороги до самого последнего времени оставались без должного внимания. Лишив ВСУ возможности пользоваться сетью железных дорог для снабжения войск на линии фронта, российские военные облегчат себе задачу нанесения противнику решительного поражения в Донбассе.
С военной точки зрения в пользу ударов по железнодорожному транспорту говорит большой объем проходящих военных грузов. Гораздо легче обнаружить и полностью уничтожить эшелон ВСУ на станции, чем потом бороться с личным составом и техникой противника, доставленной к конечному пункту назначения, с последующим их рассредоточением вдоль линии фронта.
Российская армия сама использует железные дороги для переброски войск и доставки материально-технического снабжения. А на южном участке фронта замечены бронепоезда ВС РФ. Бронепоезда типа БП-1 строились вплоть до распада СССР. Последний раз они использовалась в боевой обстановке в ходе контртеррористической операции на территории Чечни. Сформированные там специальные поезда «Казбек» и «Дон», а затем «Амур», «Байкал» и «Терек», обеспечивали защиту перевозок по железной дороге, которая проходила через территории, где действовали боевики. Какие из имеющихся бронепоездов задействованы в ходе спецоперации – неизвестно, решаемые ими задачи не озвучены. Сообщалось лишь, что бронепоезд, движимый тепловозом типа ТЭМ18ДМ и вооруженный 23-мм зенитками, обеспечил эвакуацию из Херсонской области в Крым около 250 человек.