Украинские военные могут получить вертолеты Ми-17 российского производства. Фото Reuters
Телеканал NBC News, ссылаясь на источники в Пентагоне, сообщил, что «уже в ближайшие дни ожидается новый этап наступления России на территории Украины». При этом американские журналисты, цитируя специалистов Армии США, отмечают, что предстоят тяжелые бои, и не факт, что Вооруженные силы Украины (ВСУ) отразят атаки российских сил, поскольку военный потенциал Киева истощен, а поставки вооружений и боеприпасов от стран НАТО запаздывают.
Уязвимость Украины понимают и ее европейские партнеры. Видимо, не случайно глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в интервью немецкой газете Bild am Sonntag призвала страны Евросоюза к быстрым поставкам оружия Киеву, подчеркнув, что не делает разницы «между тяжелым и легким вооружением». Минобороны РФ также заявляет, что военный потенциал ВСУ существенно подорван. Согласно данным российского военного ведомства (см. таблицу), можно сделать вывод: к 17 апреля Украина могла потерять каждого десятого военнослужащего от штатной численности ВСУ. При этом, если учитывать данные Минобороны РФ от 25 марта, общие потери личного состава ВСУ и других силовых структур страны с учетом раненых (санитарных потерь) могут составить на сегодняшний день как минимум 17–20%.
Воюющих за Украину иностранных граждан Минобороны РФ учитывает отдельно. Согласно данным ведомства, группировка иностранцев с 24 февраля по сегодняшний день уменьшилась в Украине на 28%. При этом как минимум 15% «диких гусей» были уничтожены, и на 17 апреля их общее количество в Украине российское военное ведомство оценивает в 4877 штыков из 63 стран. Это немалая цифра – таким составом военных профи можно укомплектовать как минимум 10 батальонных тактических групп. Иностранцы в Украине действуют, как правило, в составе мононациональных отрядов (экипажей) на основных боевых рубежах и фронтах, где Вооруженные силы РФ проводят специальную военную операцию (СВО), – в Донбассе, Харькове и в районе Николаева. Обращает на себя внимание тот факт, что каждый третий из этого состава – этнический поляк, а почти 30% – искатели военных приключений из США, Канады, а также Румынии. Отряды по 300 штыков прибыли из Великобритании и Грузии. При этом протурецкие сирийские моджахеды составляют прослойку наемников всего в 200 штыков.
Неткачев полагает, что снижение военного потенциала Украины не гарантирует Российской армии легкой победы над противником во второй фазе спецоперации. «В составе украинской армии остаются хорошо мотивированные боевики «Правого сектора» (террористическая организация, запрещена в РФ), много наемников, уголовников, подготовленных «партизан» из состава сил территориальной обороны и т.п., готовых воевать и из идейных, и из материальных соображений. При этом важным фактором подпитки ВСУ остается военная помощь, которая направляется в Украину», – считает эксперт.
Неткачев напомнил, что представитель Пентагона Джон Кирби уже заявил, что США передадут Украине 11 вертолетов Ми-17, предназначавшиеся для Афганистана. Ми-17, передаваемые ВСУ, – российские военно-транспортные вертолеты, которые Пентагон несколько лет назад закупил у России. Это целая эскадрилья. Недавно всего пара украинских боевых вертолетов уничтожила нефтехранилище под Белгородом. Сейчас в ВСУ в боевом строю еще целый полк винтокрылых машин, что по тактическим меркам очень много, считает Неткачев. Он также обратил внимание, что некомплект ВСУ по танкам Т-72 сейчас в основном восполняют Польша и другие бывшие страны Варшавского договора. А поставки боевых самолетов типа МиГ-29, Су-25 и Су-24 помимо Польши готовят Чехия, Румыния, Словакия и, возможно, Болгария. «В НАТО сейчас осталось столько советских танков и самолетов, что они полностью смогут закрыть весь некомплект ВСУ в боевой авиации и бронемашинах уже в ближайшее время. Меня немного смущает тот факт, что российские самолеты и ракеты почти не работают по железнодорожным узлам, путям, по которым страны НАТО снабжают Киев дополнительными видами вооружений и боеприпасами», – сообщил Неткачев.
Военный журналист и аналитик Александр Сладков полагает, что пока остаются возможности поставок оружия в Украину, накал сопротивления останется прежним: «Я говорю об уничтожении железнодорожных станций и дорог, мостов, ВПП аэродромов, тоннелей и части трасс в Карпатах, причалов река–море и т.д. Был вчера на линии фронта под Донецком: противник чувствует себя совершенно комфортно с точки зрения поставки провизии и боеприпасов, пополнения личным составом, возобновления арсеналов. Сохраняя такую ситуацию, мы создаем эффект мясорубки, в которую подкладывают и подкладывают ресурсы, получая на выходе «фарш» из трупов, битой техники и разрушенных домов».