Фото из официального Телегрампкпнпла губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова
Село Головчино Грайворонского района Белгородской области с утра 19 апреля попало под очередной трансграничный удар. На этом участке российско-украинского фронта, по официальным данным, трое пострадавших и множество повреждений. И на сей раз инцидент сразу вышел на федеральный уровень – Следственный комитет моментально сообщил о возбуждении уголовного дела. Между тем, таможенному и пограничному ведомствам понадобилось больше месяца, чтобы наконец присоединиться к спецоперации. Имеются в виду все-таки принятые решения о более свободном въезде в РФ беженцев из Украины и оперативной доставке на ее территории, подконтрольные России, гуманитарной и иной помощи от волонтеров или коммерсантов.
Губернатор Белгородский области Вячеслав Гладков сообщил об ударе из-за украинской границы до появления каких-либо слухов в соцсетях. «Есть разрушения... Есть пострадавший, это местная жительница. Ей сейчас оказывается вся необходимая медицинская помощь», – пояснил он. Также стало известно, что власти уже проводят подомовой обход, чтобы оценить масштаб повреждений или разрушений. Из фото, выложенных в интернет тем же Гладковым, стало понятно, что отдельные дома пострадали действительно серьезно. В итоге власти подсчитали, что ущерб был нанесен в селе 80 строениям.
Позднее стало известно, что под удар также попали электрические и газовые сети региона и что пострадавших трое, у всех них осколочные ранения средней тяжести. Судя по всему, обстрел был произведен из ракетной системы залпового огня, причем, часть боеприпасов была предназначена именно для поражения живой силы противника, которой в данном случае выступили мирные жители России. Короче говоря, Белгородская область по границе с Украиной становится настоящим фронтом. Напомним, что с начала апреля это уже четвертый удар, а начались все эти серьезные «прилеты» 1-го числа с рейда боевых вертолетов ВСУ на базу нефтепродуктов в самом Белгороде. Правда, с 24 февраля, то есть первого дня спецоперации, Белгородчина без внимания украинских войск практически не оставалась: по всей области было повреждено более 40 домов.
Во всех регионах РФ, окружающих Украину, повсеместно или на части их территорий введен «желтый», то есть повышенный, уровень террористической опасности. Это, кроме Белгородской, еще и Брянская, Курская, Воронежская области, Краснодарский край и Крым. Однако понятно, что от обстрелов никакой режим – даже чрезвычайной ситуации не спасает. Вводить там чрезвычайное, а тем более – военное положение является прерогативой федерального Центра, который, настаивая на том, что России ведет спецоперацию, на такую информационную уступку противнику никогда не пойдет. И поэтому шестеренки государственной машины в поисках приемлемого решения будут проворачиваться медленно, а жители этих субъектов РФ – этих решений ждать либо уезжать на время с насиженных мест. Учитывая, что это в основном крестьянское население, уехавших будет немного.
Показательным примером непозволительной медлительности госаппарата в условиях быстро меняющейся из-за военных действий обстановки служат проблемы с выездом из зоны спецоперации людей, то есть граждан Украины, и ввозом туда разного рода грузов. От гуманитарной помощи со стороны благотворительных организаций и частных лиц до каких-то коммерческих поставок, которые можно было бы осуществлять в контролируемые Россией части соседней страны. А особняком в этом ряду стоят действия патриотически настроенных волонтеров, которые стараются обеспечить военнослужащих, например, ДНР и ЛНР, различными штуками вроде квадрокоптеров, бронежилетов и прочей нужной солдату амуницией.
До последних дней российская таможня делала буквально все, чтобы затруднить всем этим активным гражданам перемещение через границу товаров как обычного, так и двойного назначения. А пограничники пытались делать вид, что они не видят никакой катастрофы в очередях из автомобилей беженцев. И только после того, как ВСУ 14 апреля обстреляли райцентр Климово в Брянской области, где расположен пропускной пункт «Три сестры», через которой украинцы только и могли перебираться из Белоруссии в Россию, процесс осознания реальности все-таки пошел. И вот теперь погранслужба РФ открыла для беженцев из Украины на белорусско-российской границе сразу полдесятка пунктов. А таможенники вдруг объявили, что станут по-серьезному помогать тем, кто заботится о людях или бойцах. В интернете даже заработала горячая линия, куда можно жаловаться на инциденты на местах. Правда, патриотической общественности радоваться все-таки пока не стоит: формальный запрет на экспорт той же якобы полувоенной продукции еще не отменен.