Дым от пожаров на нефтехранилище в Брянске виден за несколько километров. Фото Reuters
Два крупных пожара начались ночью 25 апреля на нефтехранилищах в Брянской области. Очевидцы сообщают о произошедших перед этим сильных взрывах. Под подозрение сразу попали Вооруженные силы Украины (ВСУ), которые якобы могли нанести удар по этим объектам – но официальных подтверждений этому пока нет. Однако с версией об украинском следе сочетается заявление властей Курской области о двух сбитых в небе над регионом беспилотниках ВСУ.
Крупный пожар на нефтебазе в Фокинском районе Брянской области продолжался большую часть дня. Спасателям удалось локализовать его на площади в 1,5 тыс. кв. м. Минэнерго РФ сообщает, что основные запасы топлива не пострадали, запасов дизеля в регионе есть на 15 суток, бензина хватит более чем на 20 суток. Официальных заявлений о том, что стало причиной ЧП, не последовало, сообщалось лишь, что глава Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин поручил расследовать обстоятельства случившегося. Предыдущее похожее серьезное происшествие на нефтебазе в Белгородской области было объявлено результатом атаки двух вертолетов ВСУ.
Брянская нефтебаза находится примерно в 150 км от границы с Украиной. Пожар стал уже вторым за две недели крупным ЧП в регионе, где действует высокий уровень террористической угрозы – 14 апреля украинские вертолеты обстреляли жилые дома в поселке Климово, в результате чего пострадали восемь человек.
Сообщения о том, что в Брянске на двух объектах начались крупные пожары, без объяснения причин ЧП, стали появляться в СМИ и соцсетях ночью. Пользователи выкладывали фото и видео с огромными клубами черного дыма. При этом МЧС официально подтверждало информацию только об одном пожаре, сообщая, что никто не пострадал, а угрозы жилым домам нет. «Вести» сообщали, что расстояние между двумя очагами возгорания – «километр-полтора, не больше», при этом «один объект военный, принадлежит части, которая специализируется на хранении ГСМ, а другой – гражданский». По другим данным, кроме нефтебазы огонь вспыхнул на другом нефтехранилище на территории нефтяного комплекса.
Напомним, 1 апреля в Белгородской области тоже произошел крупный пожар на нефтебазе. Как сообщили в Минобороны РФ, причиной ЧП стал рейд двух украинских вертолетов Ми-24, которые вошли в воздушное пространство России около 5 часов утра «на предельно малой высоте». Тогда же несколько взрывов произошли в пригородах Белгорода. Один – около села Никольское (10 км от города), была повреждена линия электропередачи, губернатор региона также сообщал о «хлопке» в селе Ясные Зори (20 км от областного центра), в результате которого было повреждено окно в жилом доме. Кроме того, была информация об обстреле типографии в поселке Северный.
Между тем ранее представители Минобороны России обещали, что на попытки ударов по российской территории будет дан жесткий ответ. «Если такие инциденты будут продолжаться, то Вооруженные силы Российской Федерации нанесут удары по центрам принятия решений, в частности, в Киеве, от чего российская армия до настоящего времени воздерживалась», – заявил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков 13 апреля.
В некоторых медиа появились сообщения о том, что предположительно причиной пожаров стала атака беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Украинская армия в последние годы активно училась использовать беспилотники, при этом, как уже сообщала «НГ» (см. номер от 24.04.22), в последние недели ВСУ были усилены поставками иностранных БПЛА, таких как американские дроны-камикадзе Switchblade и Phoenix Ghost и немецкие Vector. Однако с учетом их технических характеристик эти беспилотники с украинской территории достичь нефтебаз в Брянской области не могли. При этом в украинской армии есть и собственные БПЛА с большим радиусом действия. Как сообщило в понедельник Минобороны РФ, российские ПВО за прошедшие сутки сбили 13 украинских беспилотников, одну ракету комплекса «Точка-У». В Курской области военные сбили два украинских беспилотных летательных аппарата, написал губернатор региона Роман Старовойт в своем Telegram-канале.
В Белгородской, Курской и Брянской областях, в некоторых районах Воронежской области и Краснодарского края, а также на севере Крыма введен желтый (средний из трех) уровень террористической опасности.