Президент Израиля во время своего мартовского визита в Турцию посетил стамбульскую синагогу. Фото Reuters
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу должен в этом месяце нанести в Израиль визит, который, как ожидается, откроет путь к взаимному возвращению послов. Несмотря на произошедшее в последние недели обострение палестинского вопроса, Анкара дает понять, что не намерена делать его тем фактором, который осложнит функционирование рабочих каналов. Главным катализатором сближения становятся интересы в сфере энергетики. Обнаруженное накануне у берегов Израиля газовое месторождение дает двум соседям по Средиземноморью еще один повод навести мосты.
Поездка Чавушоглу на Святую землю должна состояться в конце мая. Для того чтобы обсудить с турецкими коллегами график переговоров, политический директор МИД Израиля Алон Бар прибыл в начале этой недели в Анкару.
Впрочем, фундамент для визита был заложен двумя месяцами ранее, когда президент еврейского государства Ицхак Герцог посетил турецкую столицу. Правда, тогда на фоне растущих признаков восстановления дипломатических каналов связи израильские официальные лица утверждали, что с «оттепелью» торопиться не нужно – процесс должен быть поэтапным. Вероятно, главное, в чем хотел увериться Израиль, это готовность Анкары ослабить отношения с палестинской группировкой ХАМАС.
На прошлой неделе президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил Герцогу свои пожелания по случаю Дня независимости Израиля. «Новый период в наших отношениях ознаменовался визитом вашего превосходительства в нашу страну в марте, – обратил внимание глава республики. – Я искренне верю, что сотрудничество между нашими странами будет развиваться таким образом, чтобы служить взаимным национальным интересам, а также региональному миру и стабильности». В Анкаре, как правило, делают акцент на том, что необходимость нормализации отношений между двумя ближневосточными странами продиктована прежде всего перспективностью двустороннего сотрудничества в сфере энергетики.
Встреча в мае будет для двух соседей по Восточному Средиземноморью проверкой их серьезности. Если Эрдоган избрал своим основным собеседником Герцога, символическую фигуру в израильской внутренней политике, чтобы, по ряду предположений, снизить конфликтный потенциал и избежать непосредственных контактов с премьер-министром Нафтали Беннетом, правым сторонником расширения еврейских поселений на спорных территориях, то сейчас основная линия диалога будет выстраиваться вокруг Чавушоглу и его израильского коллеги Яира Лапида. Несмотря на свои центристские взгляды, последний продемонстрировал высокий градус враждебности по отношению к Анкаре в ответ на ее отношения с хамасовцами.
Прибытие Чавушоглу, как рассчитывают в Израиле, должно внести ясность в вопрос взаимного возвращения послов. Анкара выслала главу дипмиссии еврейского государства в 2018 году в ответ на обострение кризиса с Палестиной, после чего израильтяне были вынуждены прибегнуть к зеркальным мерам. В сообщениях, которые появлялись в 2020 году, говорилось, что Анкара уже выбрала человека на должность посла в Тель-Авиве, однако никаких реальных подвижек на этом направлении сделано не было. Не исключено, что свою роль в ситуации сыграла осторожность еврейского государства. Обмен послами сейчас будет означать полноценное, а не риторическое восстановление нормальных каналов связи.
На протяжении последних недель звучали опасения, что многое в процессе сближения может изменить очередное обострение в рамках палестинского досье. В марте–мае террористы арабского происхождения совершили два десятка терактов, жертвами которых стали не только с люди с израильским паспортом, но и иностранцы. На этом фоне местные правоохранители продолжают масштабную операцию «Волнорез» по задержанию тех, кто подозревается в террористической деятельности. Отдельно официальными лицами еврейского государства рассматривается возможность проведения ограниченных военных действий в секторе Газа для того, чтобы продемонстрировать палестинским оппонентам силу.
Впрочем, источники Al-Monitor в дипкорпусе Израиля утверждают, что не ожидают на этом фоне никаких стычек с турецкими коллегами, потому что те решили отделять палестинское досье от проблемы восстановления рабочих каналов с соседями по Средиземноморью.
Тем более что у дискуссии двух государств по поводу укрепления энергетического сотрудничества, похоже, появился новый повод. Британская компания Energean накануне объявила об открытии вблизи берегов еврейского государства очередного газового месторождения – «Афина». Оно находится неподалеку от ранее обнаруженных «Танины» и «Кариша». Доказанные оценки имеющихся на новом месторождении запасов природного газа приближаются к 8 млрд куб. м. «Мы рассматриваем различные коммерческие стратегии, включая и поставки газа израильским предприятиям, и возможности экспорта по трубопроводам в Египет и на Кипр», – заявил гендиректор Energean Матиос Ригас.
Наблюдатели предполагают, что обнаруженные природные богатства также могли бы послужить интересам Европы, добивающейся на фоне событий в Украине снижения зависимости от российских энергоносителей. Турецкие официальные лица не раз давали понять, что именно газовая инфраструктура их страны может обеспечить израильским углеводородам лучший выход на западные рынки. Вопрос заключается лишь в политической воле.
По словам источников Reuters, перспективы развития газотранспортной магистрали между Израилем и Турцией дебатируются как одна из наиболее жизнеспособных альтернатив российскому экспорту. Анкара могла бы «подключиться» к средиземноморским месторождениям еврейского государства, чтобы перенаправить топливо южноевропейским игрокам. Такой сценарий, конечно, осложнит отношения между Израилем, с одной стороны, с другой – Грецией и Кипром, которые рассчитывали на создание совместного антитурецкого энергетического блока. Не менее травматичным план мог бы оказаться для контактов между Россией и Турцией. Так что и Турция, и Израиль пока что обсуждают способы маневрирования, говорят собеседники Reuters.